ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 года Дело N А52-1308/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,

при участии от Государственного комитета Псковской области по тарифам Булатовой Л.С. (доверенность от 12.10.2010) и Опариной И.Ю. (доверенность от 28.04.2010),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.07.2010 по делу N А52-1308/2010 (судьи Циттель С.Г., Манясева Г.И., Орлов В.А.),

у с т а н о в и л:

Прокурор Псковской области обратился с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о признании недействующими пунктов 1.1 и 1.2 приложения к приказу Государственного комитета Псковской области по тарифам (далее - Комитет) от 27.11.2009 N 36-т (в редакции от 02.12.2009 N 40-т) «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями (в том числе бюджетным организациям)» (далее - Приказ N 36-т) и не соответствующими статье 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон N 41-ФЗ).

Решением от 06.07.2010 в удовлетворении заявления отказано. Пункты 1.1 и 1.2 приложения к Приказу N 36-т признаны соответствующими статье 4 Закона N 41-ФЗ.

В кассационной жалобе Прокурор просит отменить решение от 06.07.2010 и принять новое решение об удовлетворении заявления.

Податель жалобы ссылается на то, что при установлении тарифа на тепловую энергию для электрокотельной N 14 (г. Печоры), для котельных N 7 (г. Печоры, ул. Мира), N 13 (д. Киршино), N 15 (д. Луки) и N 16 (д. Лазарево) не соблюден принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии, что повлекло нарушение прав граждан в связи со значительным повышением размера платы граждан за коммунальные услуги.

В письменном отзыве Комитет возражает против удовлетворения жалобы.

В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы отзыва.

Прокурор надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют в связи со следующим.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью второй статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемым приказом установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным предприятием «Печорские тепловые сети» (далее - Предприятие), без указания конкретных потребителей, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Указанные обстоятельства позволили суду правомерно отнести Приказ N 36-т к числу нормативных правовых актов и рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом N 41-ФЗ.

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Суд первой инстанции установил и податель жалобы не опровергает, что Приказ N 36-т принят Комитетом в пределах полномочий и опубликован в установленном законом порядке.

Оспариваемым нормативным правовым актом утверждены и введены в действие с 01.01.2010 тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием потребителям раздельно по теплоисточникам: электрокотельная N 14 (г. Печоры) - 3740,29 руб./Гкал (без НДС); котельные N 7 (г. Печоры, ул. Мира), N 13 (д. Киршино), N 15 (д. Луки), N 16 (д. Лазарево) - 3861,83 руб./Гкал. (без НДС).

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Прокурора о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта статье 4 Закона N 41-ФЗ в связи с несоблюдением принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии,.

Ни в заявлении, ни в кассационной жалобе Прокурор не оспаривает, что тарифы, указанные в пунктах 1.1 и 1.2 приложения к Приказу N 36-т, являются экономически обоснованными и приняты с учетом предельных уровней, утвержденных для Псковской области. Так, приложением к приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в Псковской области на 2010 год в размере 112%. В материалах дела отсутствуют доказательства, согласно которым при установлении Комитетом тарифов на тепловую энергию на 2010 год произошло превышение этой цифры по Псковской области в целом.

Согласно пункту 12 Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, оценка доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги осуществляется органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Печорского района Псковской области от 26.03.2010 N 21 установлен с 01.01.2010 уровень оплаты населением оказываемых Предприятием услуг на отопление и горячее водоснабжение по котельным N 7 (г. Печоры, ул. Мира), N 13 (д. Киршино), N 15 (д. Луки) и N 16 (д. Лазарево) в размере 1430,88 руб./Гкал (с НДС) - 31,4% от установленного Комитетом в Приказе N 36-т тарифа. В данном решении указано, что Предприятие для расчета оплаты населением услуг на отопление и горячее водоснабжение должно применять установленный этим решением тариф. В пункте 3 решения от 26.03.2010 N 21 предусмотрено обращение администрации муниципального образования с ходатайством в администрацию Псковской области о предоставлении финансовых средств на возмещение затрат, возникших из-за разницы между экономически обоснованными и установленными для населения тарифами с учетом доступности, в сумме 3086 тыс. руб.

То обстоятельство, что населению выставлены счета на оплату тепловой энергии без учета решения Собрания депутатов Печорского района Псковской области от 26.03.2010 N 21, не свидетельствует о несоответствии утвержденного Комитетом тарифа статье 4 Закона N 41-ФЗ, на что правомерно указал суд первой инстанции.

Также подлежит отклонению ссылка Прокурора на положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено ограничение роста размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на основании предельных индексов изменения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые устанавливаются по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям. Если рост размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги превышает установленные предельные индексы платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то размер данной платы должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов (части 1, 2, 6 и 6.1 статьи 6).

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги относятся ко всем видам коммунальных услуг, включая и теплоснабжение. Поэтому подлежит сравнению не отдельный платеж за коммунальную услугу, а совокупный, на что правомерно ссылался Комитет при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Комитет представил доказательства, не опровергнутые Прокурором в установленном процессуальным законом порядке, того, что увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги в спорной ситуации не превысило установленные для муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 06.07.2010 по делу N А52-1308/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора Псковской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Кравченко
Судьи
И.И.Кириллова
В.В.Старченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка