• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2011 года Дело N А42-2039/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,

рассмотрев 21.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2010 (судья Власов В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 (судьи Старовойтова О.Р., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А42-2039/2010,

у с т а н о в и л:

Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - Минфин МО) о взыскании 846 633 руб. 90 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в апреле - июне 2007 года льгот на основании Законов Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО, от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО.

Определением от 01.07.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитет уменьшил размер требований до 303 717 руб. 71 коп. Суд принял иск к рассмотрению с учетом его уточнения.

Решением от 13.11.2010 с казны Мурманской области в пользу Комитета взыскано 303 717 руб. 71 коп. убытков, в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения и социального развития Мурманской области отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2011 решение от 13.11.2010 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития просит отменить решение и постановление отменить. Министерство труда и социального развития считает необоснованной замену надлежащего ответчика публично-правового образования - МО в лице Минфина МО, поскольку считает, что Минфин МО является надлежащим ответчиком по делу.

Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с пунктом 2.2.2 государственного контракта от 16.03.2007 N 15р перечисление средств предприятиям (организациям, учреждениям) для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг производит управление социальной защиты населения, а не истец. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих возмещение ресурсоснабжающим организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Комитет и Управление социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области (далее - Управление) заключили государственный контракт от 16.03.2007 N 15р.

Предметом контракта является порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в приложении N 1 к договору, в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», Законом Мурманской области от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг», постановлением правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области».

Комитет обязался не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять Управлению список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки (пункт 2.1.1).

Согласно пункту 2.2.1 Управление обязалось при поступлении документов, указанных в пункте 2.1.1 контракта, в течение 5 рабочих дней проводить автоматизированную сверку и составлять акт, подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и подлежащую возмещению сумму расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

На основании результатов сверки Комитет выставляет Управлению счета для возмещения расходов.

Согласно договору поручения от 01.06.2005, заключенному Комитетом и муниципальным унитарным предприятием «МРИВЦ», последнее формирует единый платежный документ, производит начисление льгот населению.

В рамках указанного контракта возмещались расходы, возникавшие у Комитета как у исполнителя жилищно-коммунальных услуг в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению города Мурманска.

Однако в отношении спорного периода Комитетом и Управлением своевременно не была проведена автоматизированная сверка списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки.

Министерство труда и социального развития Мурманской области в письмах от 02.09.2009 N 08-04/1848, от 15.09.2009 N 08-10/2157 сообщило Комитету о невозможности возместить расходы, связанные с предоставлением в 2007 году мер социальной поддержки, по причине окончания финансового года.

Комитет, ссылаясь на то, что предоставление льгот, предусмотренных законами Мурманской области, повлекло возникновение у него убытков, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции сделал вывод об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск за счет средств казны Мурманской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области. При этом суд отказал в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения и социального развития.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с Законами Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО, от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО отдельным категориям граждан (ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, многодетным семьям) предоставлены льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.

Постановлением правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области» утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что финансирование расходов на предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

В силу пункта 6 Правил возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными органами социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами соцзащиты на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. Учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, по месту жительства (пребывания) ведут территориальные органы соцзащиты (пункты 7, 8 Правил).

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, между Комитетом и ресурсоснабжающими организациями (приложение 4 к контракту от 16.03.2007 N 15р) действовали договоры предоставления коммунальных услуг населению.

Суды на основании приведенных норм сделали вывод, что требования подлежат удовлетворению.

Однако суд кассационной инстанции усматривает нарушения норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, иск предъявлен к Мурманской области в лице Минфина МО. В качестве второго ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области.

Однако из резолютивной части решения следует, что суд первой инстанции удовлетворил иск, взыскав денежные средства с казны Мурманской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития. В иске к Министерству здравоохранения и социального развития отказано. В нарушение части 5 статьи 170 АПК РФ в резолютивной части решения не содержится выводов относительно заявленных требований ко второму ответчику - Минфину МО. Таким образом, требования к Минфину МО не рассмотрены, однако Минфин МО из числа ответчиков не исключен. Таким образом, судом не рассмотрены заявленные требования ко второму ответчику. Суд апелляционной инстанции не устранил данное нарушение норм процессуального права.

Суд первой инстанции установил, что Министерство здравоохранения и социального развития является главным распорядителем, выступающим от имени публично-правового образования. Однако суд кассационной инстанции считает данный вывод недостаточно обоснованным, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих перечисление указанному органу от Минфина МО средств, достаточных для возмещения расходов.

Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих возмещение ресурсоснабжающим организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Из представленных в материалы дела платежных поручений, в том числе и за указанный период (апрель - июнь 2007 года), следует, что оплата оказанных ресурсоснабжающими организациями услуг осуществлялась Управлением. Это следует, например, из платежных поручений от 20.06.2007 N 2499, от 20.06.2007 N 2464, от 20.06.2007 N 2478 (том дела 3, листы 60, 151, 153).

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу N А42-2039/2010 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

     Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи
И.М.Тарасюк
А.В.Яковец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А42-2039/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 июня 2011

Поиск в тексте