ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2011 года Дело N А66-10440/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г.,

судей Власовой М.Г. и Марьянковой Н.В.,

при участии от государственного унитарного предприятия «Тверьоблстройзаказчик» Тверской области Якубчик О.Ю. (доверенность от 16.05.2011),

рассмотрев 13.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия «Тверьоблстройзаказчик» Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2011 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Носач Е.В.) по делу N А66-10440/2010,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие «Тверьоблстройзаказчик» Тверской области (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Сонковского района Тверской области (далее - Администрация) о взыскании 3 671 857 руб. 65 коп. убытков, образовавшихся в связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ от 18.11.2008 N 107 (далее - Контракт) и 370 065 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент строительного комплекса Тверской области (далее - Департамент комплекса) и департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области (далее - Департамент развития).

Определением от 16.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Тверской области «Сонковский район» (далее - Муниципальное образование) в лице финансового отдела Администрации.

До принятия судом решения по делу истец заявил отказ от иска в части взыскания 370 065 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением от 15.12.2010 производство по делу в указанной части прекращено в связи с принятием судом отказа от иска в этой части.

По ходатайству истца суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) протокольным определением от 04.04.2011 произвел замену ненадлежащего ответчика (Администрация) на надлежащего - Муниципальное образование в лице Администрации.

Решением от 25.04.2011 в иске отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 3 671 857 руб. 65 коп. убытков за ненадлежащее исполнение условий Контракта.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация выражает несогласие с доводами жалобы.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы.

Остальные участники процесса по правилам статей 121-124 АПК РФ считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между администрацией Тверской области в лице Департамента комплекса (заказчик программы - главный распорядитель) и Администрацией (получатель средств фонда) заключено соглашение от 29.06.2008 N 25-С (далее - Соглашение), определяющее порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по предоставлению субсидий на инвестиционные программы из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, а также право и порядок осуществления заказчиком программы-главным распорядителем проверки целевого использования средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ.

Согласно пункту 2.2.2 Соглашения получатель средств фонда обеспечивает софинансирование объектов из местного бюджета (включая внебюджетные источники) на счет заказчика-застройщика. Софинансирование объектов из местного бюджета осуществляется получателем средств фонда согласно ежемесячному графику финансирования, указанному в приложении N 2 к Соглашению.

В перечне инвестиционных программ (объектов), финансируемых в 2008 году из областного фонда софинансирования расходов Тверской области в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области (приложение N 1 к Соглашению), указан объект: «Строительство плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района», общий объем финансирования на который на 2008 год составил 6 000 000 руб., в том числе объем финансирования из областного фонда софинансирования расходов - 3 000 000 руб., а софинансирование Муниципального образования (включая внебюджетные источники) - 3 000 000 руб.

Кроме того, между Администрацией (получатель средств областного фонда софинансирования расходов), Департаментом развития (заказчик программы-главный распорядитель) и Предприятием (заказчик-застройщик) заключен договор о взаимодействии от 05.09.2008 N 25-1 ДВ, определяющий порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области в рамках областного фонда софинансирования расходов, в том числе по объекту «Строительство плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района». По условиям указанного договора Администрация перечисляет средства для софинансирования Муниципального образования на счет заказчика-застройщика по объектам, указанным в приложении N 1, согласно ежемесячному графику финансирования, указанному в приложении N 2 (пункт 2.1.1), а также средства, полученные из областного фонда софинансирования расходов на счет заказчика-застройщика на следующий рабочий день после их получения (пункт 2.1.2).

По итогам проведенного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство указанного объекта между Администрацией, Предприятием (заказчик-застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Оптима-люкс» (далее - ООО «Оптима-люкс»; подрядчик) заключен Контракт, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы на объекте «Реконструкция плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района (далее - Объект) в объемах согласно проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тверской области, и в сроки, установленные Контрактом (пункт 1.1).

Контрактом согласованы следующие условия:

- цена контракта составляет 6 141 980 руб., включая НДС, в том числе на 2008 финансовый год (годовое задание) - 6 141 980 руб., включающих в себя 2 912 620 руб. за счет средств областного фонда софинансирования расходов и 3 229 360 руб. за счет средств бюджета муниципального образования (ведомость стоимости работ, представленная в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью контракта). Цена контракта включает общую стоимость всех работ, оплачиваемую подрядчику за исполнение своих обязательств по контракту (пункт 2.1);

- подрядчик начинает работы с момента приема от заказчика-застройщика по акту приема-передачи строительной площадки, но не позднее 18.11.2008, и выполняет их в срок до 20.12.2008 (пункты 3.1, 3.2);

- заказчик-застройщик обязан производить приемку выполненных подрядчиком работ в порядке, предусмотренном контрактом (с оформлением справок N КС-3, КС-2, КС-6) (пункт 4.2.4);

- заказчик-застройщик обязан перечислять средства, полученные от Администрации и областного фонда софинансирования расходов, на счет подрядчика в течение 2-х рабочих дней с момента получения средств на счет при наличии форм N КС-2, КС-3 и (или) других необходимых документов (пункт 4.2.7);

- заказчик-застройщик обязан по письменному сообщению подрядчика о готовности Объекта к сдаче в эксплуатацию организовать приемку законченного строительством объекта совместно с Администрацией, Департаментом комплекса и подрядчиком (пункт 4.2.12);

- Администрация обязана осуществлять финансирование Объекта путем перечисления денежных средств из бюджета Муниципального образования и средств, поступивших из областного фонда софинансирования расходов, на расчетный счет заказчика-застройщика для расчетов с подрядчиком (пункт 4.3.2);

- заказчик-застройщик назначает на Объект своего представителя, который от его имени совместно с подрядчиком осуществляет приемку промежуточных (ежемесячных) результатов работ согласно графику производства работ, технический надзор и контроль за выполнением работ по контракту и их качеством, производит проверку соответствия используемых подрядчиком материалов и оборудования условиям контракта и сметной документации, а также проводит с участием Администрации и Департамента развития комиссию по приемке Объекта в эксплуатацию с оформлением всех необходимых документов. Уполномоченный представитель заказчика-застройщика имеет право беспрепятственно присутствовать при проведении всех видов работ при соблюдении правил техники безопасности в любое время суток в течение всего периода строительства. Подрядчик обеспечивает представителю заказчика-застройщика помещение для работы (пункт 6.2);

- сдача результата работ подрядчиком согласно ежемесячному графику финансирования и приемка его заказчиком-застройщиком оформляется актом о приемке выполненных работ, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта о приемке выполненных работ в нем делается отметка об этом, и акт о приемке выполненных работ подписывается другими сторонами (пункт 6.5.1);

- расчеты за выполненные работы осуществляются по промежуточным актам от цены контракта и оформляются актом о приемке выполненных работ (пункт 7.1);

- расчеты за выполненные работы осуществляются заказчиком-застройщиком в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в адресной инвестиционной программе Тверской области на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов, на основании акта приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (пункт 7.2);

- подрядчик ежемесячно до 25-го числа отчетного месяца представляет заказчику-застройщику акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ и необходимые для оплаты счета-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты и другие документы) (пункт 7.3);

- в случае прекращения финансирования и уведомления об этом Администрацией заказчика-застройщика и подрядчика последний может продолжить работы с разрешения Администрации и заказчика-застройщика и последующей оплатой или должен пересогласовать график производства работ по взаимному согласию сторон (пункт 11.3).

Дополнительным соглашением от 02.03.2009 N 1-08 к Контракту в связи с отсутствием финансирования изменены цена Контракта и сроки выполнения работ по нему. Цена Контракта на 2009 год установлена в размере 6 141 980 руб., в том числе за счет средств областного фонда софинансирования расходов - 2 912 620 руб. и за счет средств бюджета Муниципального образования - 3 229 360 руб. Работы по Контракту подрядчик выполняет в срок до 15.06.2009.

Между Администрацией (получатель средств областного фонда софинансирования расходов), Департаментом развития (заказчик программы-главный распорядитель) и Предприятием (заказчик-застройщик) заключен договор о взаимодействии от 27.07.2009 N 15 ДВ (далее - Договор о взаимодействии 2009 года), определяющий порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области в рамках областного фонда софинансирования расходов, в том числе по Объекту, указанному в приложении N 1.

По условиям Договора о взаимодействии 2009 года Администрация перечисляет средства для софинансирования Муниципального образования на счет заказчика-застройщика по объектам, указанным в приложении N 1, согласно ежемесячному графику финансирования, указанному в приложении N 2 (пункт 2.1.1), а также средства, полученные из областного фонда софинансирования расходов на счет заказчика-застройщика на следующий рабочий день после их получения (пункт 2.1.2).

В соответствии с пунктом 3.1 Договора о взаимодействии 2009 года перечисление средств из областного фонда софинансирования расходов заказчик программы-главный распорядитель осуществляет в объеме 50% от бюджетных назначений текущего финансового года, а далее - в объеме, пропорциональном фактическому финансированию с учетом ежемесячного графика финансирования из бюджета муниципального образования Тверской области и из фонда, указанного в приложении N 2.

Пунктами 2.3.10, 2.3.14 Договора о взаимодействии на 2009 год установлена обязанность Предприятия предоставлять Департаменту развития сводный план-график выполнения строительно-монтажных (проектных) работ и ввода объектов в эксплуатацию на текущий финансовый год с разбивкой по месяцам, составленный на основании графиков производства работ по заключенным контрактам (договорам) с подрядными (проектными) организациями, ежемесячно отчитываться о его выполнении, а при проведении проверок - все необходимые документы и информацию по финансированию и строительству Объекта, в том числе платежные документы, финансовую отчетность и другие документы, подтверждающие целевое использование бюджетных средств.

В приложении N 1 к Договору о взаимодействии 2009 года указан только Объект, общий объем финансирования на который на 2009 год составляет 10 000 000 руб., в том числе объем финансирования из областного фонда софинансирования расходов - 5 000 000 руб. и софинансирование Муниципального образования (включая внебюджетные источники) - 5 000 000 руб.

В исковом заявлении Предприятие указывает следующее.

Администрация в письме от 18.11.2008 N 11-2/777 гарантировала, кроме того, дополнительное финансирование Объекта в 2008 году из бюджета Муниципального образования в сумме 500 000 руб. При этом лимит средств местного бюджета на 2008 год в размере 3 500 000 руб. подтвержден в Заказе на работы открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте, в котором Администрация обязуется своевременно производить расчеты за выполненные работы в рамках указанного лимита.

Однако принятые на себя обязательства Администрация не выполнила.

В 2008 году подрядчик производил работы на Объекте, которые заказчик-застройщик не мог принять и оплатить из-за неисполнения Администрацией своих обязательств.

Именно поэтому было заключено дополнительное соглашение от 02.03.2009 N 1-08 к Контракту о переносе срока выполнения работ до 15.06.2009 в связи с отсутствием финансирования Объекта.

В 2009 году в соответствии с пунктом 3.1 Договора о взаимодействии 2009 года заказчик программы-главный распорядитель (Департамент развития) направил на финансирование Объекта через Администрацию денежные средства в размере 2 500 000 руб., перечисленные ответчиком по платежному поручению от 09.09.2009 N 456 заказчику-застройщику, который, в свою очередь, перечислил данные денежные средства по платежному поручению от 10.09.2009 N 2877 подрядчику за выполненные по Контракту работы.

Поскольку Администрация не исполнила свои обязательства перед Предприятием по финансированию Объекта из бюджета Муниципального образования ни в 2008, ни в 2009 году, Предприятие не получило финансирование и из другого бюджетного источника - областного фонда софинансирования расходов.

Между тем подрядчик выполнил работы по Контракту на сумму 6 141 979 руб. 63 коп. Данные работы приняты Предприятием в июне 2009 года.

Таким образом, задолженность Предприятия перед подрядчиком по Контракту в связи с отсутствием финансирования составила 3 641 797 руб. 63 коп.

ООО «Оптима-люкс» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Предприятия и Администрации задолженности по оплате выполненных работ.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2010 по делу N А66-891/2010 истребуемая ООО «Оптима-люкс» задолженность в размере 3 671 857 руб. 65 коп. взыскана с Предприятия. В иске к Администрации отказано на том основании, что Контрактом не установлена обязанность Администрации производить расчеты с подрядчиком.

Указанное решение суда вступило в законную силу и Предприятием исполнено.

В материалы дела представлен также акт от 22.11.2010 приема-передачи незавершенного строительства по Объекту, не подписанный Администрацией, согласно которому стоимость выполненных подрядчиком работ составляет 10 494 427 руб. 33 коп., а задолженность Администрации по финансированию - 7 494 427 руб. 33 коп.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском, мотивированным ссылками на статьи 15, 309, 310, 393, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указывает, что средства на выполнение работ по Объекту в бюджете Муниципального образования на 2008 и 2009 годы не предусматривались. Не получив выписку из бюджета Муниципального образования о размере выделенных на строительство средств, Предприятие на свой риск согласовало подрядчику выполнение работ на Объекте в июне 2009 года. Кроме того, по результатам проведения обследования Объекта составлен акт от 16.04.2010, согласно которому в процессе эксплуатации незавершенным строительством Объекта во время весеннего паводка произошло разрушение части плотины в связи с тем, что не были проведены работы по укреплению земляного тела плотины железобетонными плитами и посевом трав. Поэтому ответчик считает, что работы по реконструкции Объекта не выполнены, строительство Объекта не завершено, плотина не подлежит эксплуатации.

Департамент комплекса и Департамент развития поддержали исковое требование Предприятия, считая его законным и обоснованным.

Ссылку Администрации на отсутствие лимитов финансирования Объекта за счет средств бюджета Муниципального образования как на обстоятельство, освобождающее ответчика от обязанности финансирования выполненных работ, суд первой инстанции признал несостоятельной и не соответствующей материалам дела.

Вместе с тем суд отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования, не усмотрев противоправности действий (бездействия) ответчика, которые повлекли причинение истцу убытков. При этом суд первой инстанции, указав на наличие этапов реконструкции Объекта, посчитал Договор о взаимодействии 2009 года не относимым, не допустимым доказательством по делу и определяющим порядок взаимодействия сторон при осуществлении иного этапа строительно-монтажных работ по реконструкции Объекта. Оценив условия, предусмотренные пунктами 4.2.12, 4.3.2, 6.2 Контракта, суд пришел к выводу о наличии у Администрации обязанности по финансированию Объекта путем перечисления денежных средств подрядчику за выполненные работы только после приемки в эксплуатацию первого этапа законченного строительством Объекта. Кроме того, суд указал, что условиями Контракта предусмотрено обязательное участие Администрации в сдаче Объекта в эксплуатацию, она не привлекалась к мероприятиям по сдаче Объекта (начального этапа) в эксплуатацию, на момент направления Администрации акта от 22.11.2010 и актов по форме N КС-2 (29.11.2010) возведенная часть реконструируемого Объекта уже была разрушена весенним паводком.

Не согласившись с решением суда, Предприятие подало апелляционную жалобу, в которой указало, в частности, на неправильное толкование судом условий Контракта, отсутствие связи между принятием Объекта (или его этапа) в эксплуатацию с финансированием работ по Объекту, невозможность сдачи объекта в эксплуатацию при выполнении только части работ по строительству данного объекта, а также на то, что положения о вводе Объекта в эксплуатацию ошибочно остались в тексте Контракта из типового контракта, который предполагает выполнение всего комплекса работ по строительству объекта, а не его части. Кроме того, Предприятие указало, что проектно-сметная документация строительства Объекта не предусматривает выделение этапов строительства; по Контракту выполнялась лишь часть работ по строительству Объекта, а не какой-либо этап, в связи с чем суд необоснованно посчитал не относимым и не допустимым доказательством Договор о взаимодействии 2009 года, который определяет порядок взаимодействия сторон при осуществлении работ в том числе и по Контракту.

Оставляя решение без изменения, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Предприятия и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с выводом судов о несостоятельности ссылки Администрации на отсутствие лимитов финансирования Объекта за счет средств бюджета Муниципального образования как на обстоятельство, освобождающее ответчика от обязанности финансирования выполненных работ.