ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2011 года Дело N А56-41838/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Пастуховой М.В.,

при участии от закрытого акционерного общества «Завод комплексной переработки отходов» Федосеенко Л.Л. (доверенность от 10.10.2011 N К-80), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Рыжих Я.Н. (доверенность от 09.12.2010 N 01-02/3172),

рассмотрев 26.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОМ-Сервис» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2010 (судья Виноградова Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-41838/2010,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Завод комплексной переработки отходов», место нахождения: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Горелово, Волхонское шоссе, 20, (далее - Завод, ЗАО «Завод комплексной переработки отходов») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 18, ОГРН 1027809192102, (далее - Университет) задолженности за оказанные услуги по захоронению твердых бытовых отходов в размере 21 116 руб. 55 коп.

К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЭКОМ-Сервис», место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, улица Смолячкова, дом 4/2, лит. А, (далее - Общество, ООО «ЭКОМ-Сервис»), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга и Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.

Решением суда первой инстанции от 21.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2011, с ООО «ЭКОМ-Сервис» в пользу Завода взыскано неосновательное обогащение в размере 21 116 руб. 55 коп. В удовлетворении исковых требований к Университету отказано.

В кассационной жалобе ООО «ЭКОМ-Сервис», ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.12.2010 и постановление от 30.05.2011. По мнению подателя жалобы, убытки истца возникли не по вине ООО «ЭКОМ-Сервис», а ввиду отсутствия финансирования со стороны третьего лица - Жилищного комитета Санкт-Петербурга.

В судебном заседании представители Завода и Комитета финансов Санкт-Петербурга отклонили доводы жалобы.

Представители ООО «ЭКОМ-Сервис», Университета, Жилищного комитета Санкт-Петербурга и Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что Завод является специализированной организацией, оказывающей услуги по захоронению отходов, в том числе твердых бытовых отходов, образованных населением Санкт-Петербурга.

Между Университетом (заказчик) и ООО «ЭКОМ-Сервис» (исполнитель) 06.08.2009 был заключен государственный контракт N 595 на вывоз и размещение твердых бытовых отходов (далее - государственный контракт) сроком с 06.08.2009 по 31.12.2009, в рамках которого исполнитель осуществлял вывоз отходов, образующихся от жизнедеятельности физических лиц, проживающих в общежитии.

В августе и сентябре 2009 года Завод осуществил захоронение отходов, вывезенных ООО «ЭКОМ-Сервис» с территории Университета в количестве 331,5 кубических метров.

Факт доставки отходов Заводу подтверждается справкой ООО «ЭКОМ-Сервис», талонами, составленными по форме, утвержденной распоряжением жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2009 N 52-р, которые содержат отметки как ООО «ЭКОМ-Сервис», так и Университета.

Тариф услуг по захоронению одного куб.м отходов в 2009 году был утвержден распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 06.11.2008 N 135-р (с учетом изменений) и составлял 53,98 руб./куб.м (без налога на добавленную стоимость). С учетом налога тариф составлял 63,70 руб./куб.м.

Цена услуг по захоронению 331,5 куб.м отходов определена Заводом в сумме 21 116 руб. 55 коп.

Услуги по захоронению (размещению) отходов оплачены не были, в связи с чем Завод обратился в арбитражный суд с иском к Университету о взыскании задолженности за оказанные услуги и к ООО «ЭКОМ-Сервис» о взыскании неосновательного обогащения.

Суды, удовлетворяя исковые требования за счет ООО «ЭКОМ-Сервис», правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 17.02.2003 N 3-р до марта 2009 оплата услуг по захоронению твердых бытовых отходов, образовавшихся от жизнедеятельности жителей Санкт-Петербурга производилась за счет бюджета субъекта.

Данный порядок утратил силу 27.03.2009 в связи с принятием Жилищным комитетом Санкт-Петербурга распоряжения от 27.03.2009 N 52-р, которым утверждено Положение о порядке учета, сбора, вывоза, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов, образуемых гражданами, проживающими в многоквартирных и жилых домах в Санкт-Петербурге (далее - Положение).

Согласно пункту 2 указанного распоряжения руководителям организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, рекомендовано заключать договоры на оказание услуг по утилизации (захоронению) бытовых отходов со специализированными организациями, оказывающими услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Положением определен порядок взаимодействия Жилищного комитета, администраций районов Санкт-Петербурга, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, организаций, оказывающих услуги по вывозу твердых бытовых отходов, и организаций, оказывающих услуги по утилизации и (или) захоронению твердых бытовых отходов.

Пунктом 7.38 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено предоставление за счет средств бюджета субсидий на покрытие выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

В соответствии с Порядком предоставления в 2009 году субсидий на покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, образуемых населением, по регулируемым тарифам, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 265 субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), оказывающим услуги по утилизации и (или) оказывающим услуги по захоронению твердых бытовых отходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части недополученных доходов в размере 96 процентов в связи с оказанием услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) части недополученных доходов в размере 88 процентов в связи с оказанием услуг по захоронению твердых бытовых отходов (пункты 3 и 4 Порядка).

Как установлено пунктом 8 данного Порядка, предоставление субсидий осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидий, заключаемых между Жилищным комитетом и получателями субсидий.

На основании представленных в материалы дела документов, доводов и объяснений сторон судами установлено, что предусмотренные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 265 выделенные средства были освоены к июлю 2009 года, в связи с чем с 01 сентября 2009 года прекратил свое действие договор от 05.05.2009 N СУ/02, заключенный Заводом с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, судами установлено, что в соответствии с распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 17.02.2003 N 3-р между Университетом и Обществом был заключен государственный контракт, в соответствии с которым Общество (исполнитель) по заданию Университета (заказчик) оказывает услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов из общежитий на основании Технического задания заказчика (приложение N 1 к государственному контракту), а Университет обязуется оплатить услуги в порядке, установленном государственным контрактом.

Согласно пункту 2.3. государственного контракта в цену включены стоимость используемых исполнителем материалов, доставка, все расходы исполнителя в связи с исполнением контракта, компенсация его издержек, вознаграждение исполнителя, а также налоги, пошлины и другие обязательные платежи, взимаемые с исполнителя в связи с исполнением контракта.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о подтверждении материалами дела неосновательного обогащения Общества.

Судами установлено, что оплата услуг по государственному контракту произведена Университетом в полном объеме.

Судами правильно не был принят во внимание довод подателя жалобы о том, что им были оказаны услуги по утилизации (размещению) отходов, как противоречащий материалам дела, в связи со следующим.

Согласно справке ООО «ЭКОМ-Сервис» и талонам, составленным по форме, утвержденной распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 27.03.2009 N 52-р, услуги по размещению и захоронению отходов оказал Завод.

При этом судами учтено, что переработка и обезвреживание отходов могут производиться исключительно на полигонах, где производится захоронение отходов.

Доказательства осуществления Обществом захоронения (утилизации) спорных отходов в августе и сентябре 2009 года в соответствии с требованиями законодательства в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, правильным является вывод судов об отсутствии оснований полагать, что ООО "ЭКОМ-Сервис", осуществляющее исключительно транспортировку отходов, понесло какие-либо затраты на их переработку и обезвреживание.

В связи с получением Обществом от Университета в составе стоимости услуг по вывозу отходов денежных средств за услуги, которые фактически были оказаны Заводом, у Общество возникло неосновательное обогащение, которое правомерно взыскано судами в пользу Завода.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего изучения представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены и у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы ООО «ЭКОМ-Сервис».

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А56-41838/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОМ-Сервис» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Р.Журавлева
Судьи
Е.С.Васильева
М.В.Пастухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка