ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года Дело N А66-4177/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О. Р., Корпусовой О. А.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Черных Е. В. (доверенность от 12.05.2011 N 03-12/07792), от общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания «Центроснаб» Бойковой Л. А. (доверенность от 05.12.2011 б/н),

рассмотрев 08.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.06.2011 (судья Романова Е. В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 (судьи Пестерева О. Ю., Виноградова Т. В., Тарасова О. А.) по делу N А66-4177/2011,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания «Центроснаб», место нахождения: 171501, Тверская область, г. Кимры, Коммунистическая наб., д. 2/5, ОГРН 1026901661214 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области, место нахождения: 171510, Тверская область, г. Кимры, ул. Кирова, д. 8 (далее - Инспекция), от 31.12.2010 N 14-16/45 в части доначисления 489 173 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 7500 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и соответствующих сумм пеней.

Решением от 15.06.2011 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 30.08.2011 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

По мнению подателя жалобы, им правомерно применен пункт 3 статьи 161 НК РФ и доначислен НДС, поскольку налоговая база должна определяться с момента перехода права собственности на объект недвижимости, то есть со дня государственной регистрации права.

В отзыве Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой принято решение от 31.12.2010 N 14-16/45.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 22.03.2011 N 11-12/35 решение Инспекции оставлено без изменения.

Общество оспорило решение налогового органа судебном порядке.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 224-ФЗ) пункт 3 статьи 161 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона N 224-ФЗ названные дополнения пункта 3 статьи 161 НК РФ применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 01.01.2009.

Таким образом, с 01.01.2009 покупатель государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, признается налоговым агентом, за которым закрепляется обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет суммы НДС из выплачиваемых продавцу доходов от реализации.

В то же время названная норма не изменяет момент определения налоговой базы, который подлежит определению в соответствии со статьей 167 НК РФ.

Так, в силу пункта 1 статьи 167 НК РФ в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В пункте 3 статьи 167 НК РФ предусмотрено, что в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации приравнивается к его отгрузке.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Следовательно, налоговая база по НДС при реализации недвижимого имущества определяется на дату регистрации права собственности или дату оплаты, в зависимости от того, что произошло раньше по времени.

Инспекцией установлено, что на основании протокола проведения итогов открытого аукциона от 09.12.2008 Комитет по управлению имуществом г. Кимры заключил с Обществом договор от 12.12.2008 N 14 купли-продаже нежилого помещения N 2 площадью 74,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Кимры, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 69, по цене 2 717 627 руб.

Расчеты по договору полностью выполнены в 2008 году: 02.12.2008 Общество внесло задаток в сумме 900 000 руб., а 17.12.2008 уплатило остаток в сумме 1 817 627 руб.

Передача объекта покупателю произведена 19.12.2008 по акту приема-передачи имущественного комплекса, этим же днем объект принят на бухгалтерский баланс Общества (карточка счета 08.4).

Заявитель 25.12.2008 представил необходимые документы на регистрацию права собственности в Кимрский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Тверской области.

Право собственности на объект зарегистрировано 21.01.2009.

Таким образом, хотя отгрузка, к которой приравнен переход права собственности на имущество, не подлежащее транспортировке, произошла в 2009 году, это не изменяет момента определения налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, которым в рассматриваемом случае являлась дата оплаты недвижимого имущества, осуществленная в полном объеме в 2008 году.

В налоговом законодательстве в 2008 году отсутствовала обязанность покупателя государственного имущества выступать в качестве налогового агента и исчислять, удерживать, уплачивать НДС с суммы дохода от реализации, предусмотренная в абзаце 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ, введенном в действие с 01.01.2009.

В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что абзац 2 пункта 3 статьи 167 НК РФ ухудшает положение заявителя, в связи с чем обратной силы не имеет.

Инспекция, говоря об определении налоговой базы на момент государственной регистрации права собственности, ссылается на пункт 14 статьи 167 НК РФ, предусматривающий, что в случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Суд кассационной инстанции считает названный довод необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае Общество не произвело частичной, предварительной оплаты, а погасило сумму по договору в полном объеме до даты отгрузки (передачи права собственности).

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о том, что у Общества в I квартале 2009 года не имелось оснований для исчисления и удержания НДС в качестве налогового агента.

Доводы жалобы фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Общества и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 по делу N А66-4177/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Ю.А.Родин
Судьи
О.Р.Журавлева
О.А.Корпусова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка