ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2012 года Дело N А66-5592/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2011 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.,) по делу N А66-5592/2011,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Торгтехника», место нахождения: 172380, Тверская обл., Ржевский р-н, г. Ржев, ул. Разина, д. 3, ОГРН 1056916000591 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области со следующими требованиями:

- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 104690002423 (далее - Управление Росимущества), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 4291 кв.м с кадастровым номером 69:46:0080330:9, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Ржев, Заводское шоссе, д. 2;

- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка, подготовить и направить ему проект договора купли-продажи названного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994 (далее - Росимущество).

Решением от 21.07.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2011, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления Общества.

Податель жалобы указывает на следующее: вывод судов о том, что отсутствие поручения Росимущества на продажу федерального имущества не является препятствием для реализации Обществом права на выкуп спорного земельного участка, противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), и пункту 5.39 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе); суды не учли, что в нарушение пункта 6 приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» (далее - Приказ N 370) Общество не представило кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с описанием всех частей участка, занятых объектами недвижимости.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество по договору купли-продажи от 10.11.2005 приобрело у открытого акционерного общества «Эелектромеханика» (далее - ОАО «Электромеханика») в собственность объект недвижимости - склад готовой продукции (корпус 41 А) общей площадью 502,8 кв.м с кадастровым номером 69:46:080330:0001:28:248:002:001948440, расположенный по адресу: Тверская обл., г. Ржев, Заводское шоссе, д. 2. Право собственности Общества зарегистрировано 20.12.2005 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.12.2005 серии 69-АА N 733411 на л.д. 13).

В договоре купли-продажи от 10.11.2005 указано, что названный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 354 525 кв.м с кадастровым номером 69:46:0080330:0001, принадлежащем Российской Федерации и находящемся у ОАО «Электромеханика» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В 2010 году указанный участок распоряжением Управления Росимущества от 12.08.2010 N 309 был разделен на 4 самостоятельных участка. В числе прочих был образован земельный участок площадью 4291 кв.м с кадастровым номером 69:46:0080330:9, на котором расположен объект недвижимости Общества.

Общество 02.12.2010 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив документы согласно описи, в том числе выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости, кадастровый паспорт испрашиваемого участка.

В письме от 30.12.2010 Управление Росимущества попросило Общество представить следующие дополнительные документы: документ, удостоверяющий личность директора Общества; решение соответствующего органа управления Общества, разрешающего приобретение земельного участка, либо документ о том, что сделка не является крупной; обосновать площадь земельного участка, необходимую для использования расположенного на нем объекта недвижимости.

Общество представило в Управление Росимущества испрашиваемые документы.

Управление Росимущества в письме от 18.04.2011 N 1558-05 сообщило Обществу о том, что документы будут направлены в адрес Росимущества для принятия решения о выкупе земельного участка после представления кадастрового паспорта земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

Общество в письме от 29.04.2011 сообщило Управлению Росимущества о том, что требование о представлении дополнительного документа является неправомерным, поскольку изменения, внесенные в Приказ N 370 приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.11.2010 N 584, вступили в силу после подачи Обществом заявления о приватизации.

Поскольку Управление Росимущества в течение более полугода не приняло решения о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка в собственность Общества, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества незаконно бездействует и нарушает его права и законные интересы.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным и обязали его принять решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность и направить Обществу проект договора купли-продажи этого участка.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 5 той же статьи (в редакции, действовавшей до 01.07.2011) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

До 14 октября 2011 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом N 370.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу о том, что Общество, как собственник объекта недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Приказом N 370 в редакции, действовавшей на дату подачи заявления и в период, в течение которого Управление Росимущества было обязано по правилам пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению Общества и направить в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов Общества, связанных с реализацией им исключительного права на выкуп земельного участка, занятого объектом недвижимости.

Суд апелляционной инстанции обоснованно признал несостоятельным довод Управления Росимущества о том, что в связи с внесением изменений в пункт 6 Приказа N 370 Обществу надлежало представить новый кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.11.2010 N 584 «О внесении изменений в перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370», которым внесены в числе прочих изменения в пункт 6 Приказа N 370 и установлено требование о представлении кадастрового паспорта земельного участка с описанием всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, вступил в действие 11.01.2011, то есть через месяц после обращения Общества с заявлением от 02.12.2010 о выкупе спорного участка.

В кассационной жалобе Управление Росимущества не привело никаких доводов, свидетельствующих об отсутствии у Общества права на приватизацию спорного участка и о том, что на этом участке расположены иные объекты недвижимости.

Суды правомерно отклонили ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества. Проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, в том числе Типовое положение и Положение о Росимуществе, суды обоснованно посчитали, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости.

Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, не имеется оснований для отмены принятых по делу решения и постановления и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А66-5592/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения

     Председательствующий
И.Л.Грачева
Судьи
Т.И.Сапоткина
И.В.Сергеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка