ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2012 года Дело N А56-71934/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Матлиной Е.О., Серовой В.К.,

при участии от государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» Суворовой О.Ю. (доверенность от 02.09.2011 N 273), от общества с ограниченной ответственностью «СтройЛинк» Васильевой И.С. (доверенность от 26.12.2011 N 05/2011), Укладова А.Ю. (доверенность от 11.07.2012 N 01/2012),

рассмотрев 16.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройЛинк» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 (судьи Попова Н.М., Глазков Е.Г., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-71934/2010,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ОГРН 1027810310274 (далее - ГУП), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СтройЛинк», место нахождения: 194295, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6, лит. А, пом. 11-Н, ОГРН 1089847352110 (далее - Общество), о взыскании 109 834 руб. 69 коп. задолженности по оплате тепловой энергии и 3 895 руб. 38 коп. пеней.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство».

Решением от 15.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2011, иск удовлетворен.

Считая, что судами нарушены нормы материального права, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление изменить в части взыскания задолженности и пеней.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещено, в суд его представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения и постановления проверены в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.10.2009 ГУП (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор N 11539.041.1 теплоснабжения в горячей воде, по которому энергоснабжающая организация обязуется обеспечивать подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию. Количество тепловой энергии, потребляемой абонентом, определяется по аттестованным и допущенным к коммерческому использованию узлам учета, а в случае их отсутствия в соответствии с разделом 4 договора - по договорной нагрузке и времени теплопотребления с корректировкой согласно фактическому режиму работы источника.

В соответствии с пунктом 5.1 договора расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифам на тепловую энергию, отпускаемую ГУП потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий финансовый год.

Пунктом 5.7 договора предусмотрена ответственность за просрочку оплаты.

ГУП определило количество потребленной тепловой энергии в январе - мае 2010 года в соответствии с разделом 4 договора - расчетным методом и, полагая, что у ответчика имеется задолженность по ее оплате, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды удовлетворили иск.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующему.

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу подпунктов «а» и «б» пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.

Как установлено судами обеих инстанций, в жилых домах, находящихся в управлении Общества, приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Следовательно, объем услуг отопления и горячего водоснабжения должен определяться по нормативам, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета в соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).

Таким образом, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.

Это правило является императивным и подлежит применению сторонами спора независимо от условий договора.

В соответствии с пунктом 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:

а) для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил;

г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.

Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлены формулы определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение, предусматривающие применение нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячей воды.

Как установил суд апелляционной инстанции, Общество произвело расчет задолженности с применением нормативов и тарифов, установленных распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 N 196-р, от 07.11.2009 N 176-р, от 16.04.2010 N 39-р, от 14.12.2009 N 199-р. Расчет произведен отдельно по жилым и нежилым помещениям. Площадь помещений указана согласно техническому паспорту, представленному апелляционному суду. Расчет, произведенный истцом, соответствует действующему законодательству. Истец свой расчет суммы долга документально не обосновал. Суд установил ошибки, неточности и отсутствие обоснования в расчетах истца и ответчика, но при этом удовлетворил иск.

Как усматривается из расчета истца (том дела 1, лист 36) расчет количества потребленной ответчиком тепловой энергии произведен по договорным нагрузкам.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не проверил обоснованность расчета истца и не дал ему оценку с учетом приведенных норм права.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить существенные обстоятельства дела с учетом нормативных актов, подлежащих применению в рамках настоящего спора, оценить доводы и возражения сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства; принять судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 286, 287 (часть 1 пункт 3), 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу N А56-71934/2010 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

     Председательствующий
Л.Л.Никитушкина
Судьи
Е.О.Матлина
В.К.Серова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка