ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2012 года Дело N А21-8765/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,

рассмотрев 17.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Янтарьэнерго» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2011 (судья Мельник И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 (судьи Слобожанина В.Б., Горшелев В.В., Черемошкина В.В.) по делу N А21-8765/2010,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Янтарьэнерго», место нахождения: Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, место нахождения: 103097, Москва, ул. Ильинка, д. 9 (далее - Минфин РФ), о взыскании 20 131 097 руб. 05 коп. убытков в размере невозмещенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате потребленной в период с июля по декабрь 2008 года электрической энергии отдельным категориям граждан.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1, областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», место нахождения: 236016, Калининград, Клиническая ул., д. 63 (далее - Центр), Управление Федерального казначейства по Калининградской области, место нахождения: 236016, Калининград, Зоологическая ул., д. 27А.

Решением суда от 06.05.2011 исковые требования удовлетворены частично. В пользу Предприятия взыскано 1 139 388 руб. 38 коп. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2011 решение от 06.05.2011 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить принятые решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные требования, а также взыскать в пользу Предприятия расходы по уплате государственной пошлины.

Податель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также полагает, что суды неправильно применили нормы материального права.

В частности, суды отказали в возмещение расходов, ссылаясь на то, что истец при расчете не учел, что льготы предоставляются только льготникам, а не членам их семьи. В обоснование своего довода о незаконности отказа Предприятие указывает, что условиями заключенного между Предприятием и Центром договора, а также действующим законодательством не предусмотрена обязанность Предприятия при предоставлении льгот по оплате исследовать вопрос о количестве проживающих вместе с льготником лиц, которые не имеют право на получение льготы. Податель жалобы обращает внимание на то, что до настоящего времени действующим законодательством не утверждена методика расчета стоимости электропотребления по количеству лиц, проживающих в жилом помещении, оборудованном приборами учета, при возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате потребленной электроэнергии отдельным категориям граждан. Таким образом, Центр применил ее неправомерно. Предприятие ссылается на то, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие фактическое предоставление льгот отдельным категориям граждан в период с июля по декабрь 2008 года (счета, списки льготных категорий граждан, имеющих право на льготу, первичные документы (копии паспортов, удостоверений льготников, договоров энергоснабжения, справок, лицевых счетов, квитанций об оплате электроэнергии с учетом льготы в установленном размере), акты сверки с Центром.

О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Центр и Предприятие заключили договор от 08.02.2008 N 1-л/2008, согласно которому Центр обязался возмещать Предприятию расходы, понесенные при предоставлении в 2008 году гражданам, проживающим на территории Калининградской области, мер социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 31.01.2008 N 34 «О порядке финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета», а также отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот по оплате потребленной электроэнергии (в соответствии с приложением к названному договору).

Согласно разделу 2 договора Предприятие обязано предоставлять указанным в договоре гражданам меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами на основании представленных гражданами документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки.

Поскольку Центр не возместил расходы, понесенные в результате предоставления льгот, в полном размере, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование заявленных требований Предприятие ссылалось на статьи 11, 12, 15, 16, 309, 910, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон N 181-ФЗ), Закон от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон N 1244-1).

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

При этом суд исходил из того, что расчет истца, составленный исходя из 50% размера оплаты фактически потребленной электроэнергии по приборам учета, не может быть принят, поскольку Предприятием не представлено правовое обоснование предъявленной ко взысканию с Минфина РФ суммы, соответствующей стоимости электроэнергии, потребленной в спорный период лицами, не имеющими права на льготы. Согласно выводам суда доказательств проживания их отдельно либо с иными членами семьи, не имеющими права на льготы истец не представил (кроме признанной ответчиком и Центром суммы в 1 139 388 руб. 38 коп.), поэтому сумма расходов Предприятия, составившая согласно приложенному расчету 18 991 708,67 руб., признана не подтвержденной объективными доказательствами.

При этом суд ссылался на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 491-О-О, согласно которой льгота в виде 50% скидки на оплату коммунальных услуг предусмотрена соответствующими нормами статей 13, 14 Закона N 1244-1 только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и на членов их семей не распространяется.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов (статья 4 Закона N 181-ФЗ).

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (статья 28.2 Закона N 181-ФЗ).

Статьями 13, 14 Закона N 1244-1 ряду категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется, в частности, оплата в размере 50% пользования электроэнергией. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций по Закону N 181-ФЗ и Закону N 1244-1 установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, в соответствии с которым Правительством Калининградской области принято Постановление N 34, определяющее процедуры финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, в частности, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также отдельным категориям граждан из числа инвалидов, льготы которым предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета.

Финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, производится за счет субвенции из федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, и лимитов бюджетных обязательств. Финансирование указанных расходов осуществляется в форме бюджетных ассигнований Центру в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на электроэнергию и в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Центр возмещает организациям данные расходы на основании актов-сверок с районными подразделениями Центра и счетов-фактур (счетов) на предоставленные услуги.

Как следует из материалов дела, между Центром и Предприятием заключен договор от 08.02.2008, предметом которого является возмещение Центром расходов Предприятия от предоставления в 2008 году гражданам, проживающим на территории Калининградской области, мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением N 34, а также нормативными правовыми актами, указанными в перечне категорий граждан, имеющих право на получение льгот по оплате потребленной электрической энергии (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью названного договора).

В приложение 1 к договору от 08.02.2008 включены, в частности, льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидов 1, 2, 3-й групп, соответственно Законом N 1244-1 и Законом N 181-ФЗ.

Согласно пункту 1.2 договора от 08.02.2008 возмещение расходов Предприятию производится в размере фактически предоставленных Предприятием льгот по оплате потребленной электроэнергии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, перечисленных в приложении 1, без учета НДС, при наличии бюджетного финансирования.

Договором от 08.02.2008 установлены также следующие условия:

- Предприятие обязано предоставлять гражданам, перечисленным в приложении 1, меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами на основании предоставленного гражданами документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, паспорта и других документов, предусмотренных действующим законодательством (пункт 2.1.1);

- Предприятие обязано ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, представлять в электронном виде в районные подразделения Центра сведения, содержащие список граждан, получивших в отчетном месяце льготу по оплате потребленной электрической энергии, и счет на возмещение расходов на предоставление льгот (2.1.2);

- Предприятие обязано корректировать собственную базу данных на основании изменений, внесенных Центром в список граждан, получивших льготу, в соответствии с пунктом 2.2.1 данного договора (пункт 2.1.3);

- Центр обязан производить ежемесячно в течение 5 дней после получения от Предприятия сведений в соответствии с пунктом 2.1.2 названного договора сверку списка граждан, получивших льготы, с базой данных граждан льготных категорий и вносить в него изменения по учетным данным льготника исходя из имеющихся у Центра данных о гражданах, имеющих право на льготы, содержащихся в базе данных граждан льготных категорий; после проведения сверки представлять Предприятию обработанные списки граждан с внесенными изменениями в электронном виде; результаты сверок оформляются двухсторонним актом (пункт 2.2.1);

- Центр обязан возместить расходы Предприятия на предоставление льгот гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, в пределах бюджетных ассигнований в течение 3 банковских дней с момента поступления бюджетных средств на счет Центра (пункт 2.2.2);

- Предприятие несет ответственность за правильность произведенных расчетов; Центр несет ответственность за своевременность и полноту перечисления Предприятию денежных средств по означенному договору (пункты 4.2, 4.3).

В июне 2008 года Центр обратился к Предприятию с предложением заключить дополнительное соглашение к договору от 08.02.2008, поскольку согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всего объема потребленных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, - только на долю потребленных коммунальных услуг, приходящихся на этого инвалида, рассчитанных исходя из показаний приборов учета в равных долях с учетом количества лиц, проживающих в жилом помещении.

Предприятие отказалось от внесения в договор от 08.02.2008 предложенных дополнений, считая, что они не основаны на нормах действующего законодательства.

Предприятие предоставляло проживающим на территории Калининградской области гражданам льготы по оплате электрической энергии исходя из общего количества фактически потребленной электроэнергии по показаниям приборов учета.

Предприятие ссылается на то, что при отсутствии в действующем законодательстве методики, позволяющей выделить из общего объема электроэнергии, поступившей в жилое помещение по показаниям прибора учета, количество электрической энергии, приходящейся только на долю гражданина, обладающего правом на льготу по ее оплате, рассматриваемые льготы правомерно предоставлялись соответствующим категориям граждан в виде 50% скидки на оплату общего количества фактически потребленной электроэнергии по показаниям приборов учета. Возникшие в связи с этим у Предприятия расходы должны быть ему полностью возмещены согласно Договору от 08.02.2008, Закону N 1244-1 и Закону N 181-ФЗ. Действие данных нормативных правовых актов в течение взыскиваемого периода не прекращалось и не приостанавливалось.

Центр возражал против удовлетворения заявленных требований и указал, что согласно позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 42-О-О и от 17.07.2007 N 491-О-О, рассматриваемые льготы установлены только для самих инвалидов и граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, и на членов их семей не распространяются. В связи с этим Центр возместил расходы Общества по предоставлению данным категориям граждан 50% скидки по оплате электроэнергии только в отношении коммунальных услуг, приходящегося на долю лиц, имеющих право на получение спорных льгот. По мнению ответчика, предоставление рассматриваемых льгот по оплате электрической энергии без исключения из нее объемов коммунальных услуг, приходящихся на долю членов семьи, совместно проживающих с льготополучателем и, возможно, не имеющих права на получение аналогичных мер социальной поддержки, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.

Кассационная инстанция отклоняет доводы подателя жалобы ввиду следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации, к числу которых согласно статье 71 данного Закона отнесены определения, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 42-О-О, часть тринадцатая статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам предоставляется скидка по оплате коммунальных услуг. Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Что касается предоставления аналогичных льгот членам семьи инвалида, то этот вопрос, как связанный с расширением круга лиц, на которых распространяются оспариваемые заявителем нормы, относится к исключительной компетенции законодателя.

Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 491-О-О, льгота в виде 50% скидки на оплату коммунальных услуг предусмотрена соответствующими нормами статей 13, 14 Закона N 1244-1 только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, и на членов их семей не распространяется.

Приведенные толкования норм Закона N 181-ФЗ и Закона N 1244-1, данные Конституционным Судом Российской Федерации, не касаются механизма и источников возмещения затрат коммерческих организаций по реализации льгот, установленных этими нормативными правовыми актами, и относятся только к порядку их правильного предоставления.

На коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Расходы, возникшие у коммерческой организации в связи с реализацией льгот, предоставленных отдельным категориям граждан федеральными законами, подпадают под определение убытков, под которыми в статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием совокупности определенных обстоятельств и, прежде всего, принадлежности лицу соответствующего права, нарушение которого повлекло за собой причинение убытков, а также наличия и размера последних.

Факт реализации Предприятием в июле - декабре 2008 года рассматриваемых льгот, предусмотренных Законом N 1244-1 и Законом N 181-ФЗ, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком и третьими лицами. Вместе с тем право на возмещение расходов, связанных с реализацией установленных законодательством мер социальной поддержки, возникает у коммерческой организации только в отношении льгот, предоставленных в полном соответствии с нормами федеральных законов, предусматривающих эти льготы.

В силу части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку из имеющихся в деле расчетов истца не представляется возможным установить, предоставлялись спорные льготы только одиноко проживающим гражданам или также гражданам, проживающим совместно с другими лицами, и имеют ли последние право на получение аналогичных мер социальной поддержки, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.01.2008 N 42-О-О и от 17.07.2007 N 491-О-О, правомерно отказали Обществу в удовлетворении настоящего иска.

Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы направлены, по существу, на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не могут быть приняты кассационной инстанцией.

Нарушений или неправильного применения судами предшествующих инстанций норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А21-8765/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Янтарьэнерго» - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи
И.М.Тарасюк
А.В.Яковец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка