ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 февраля 2012 года Дело N А56-67139/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Васильевой Е.С., Дмитриева В.В.,

при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Занько Ю.М. (доверенность от 10.01.2012 б/н), Смирновой М.В. (доверенность от 10.01.2012 б/н), Грудиевой Ю.В. (доверенность от 10.01.2012 б/н), от общества с ограниченной ответственностью «Балттранснефтепродукт» Михалевой К.И. (доверенность от 01.01.2012 N 51), Масленникова М.В. (доверенность от 05.05.2011 N 87),

рассмотрев 01.02.2012 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью «Балттранснефтепродукт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2011 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 (судьи Абакумова И.Д., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-67139/2010,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Балттранснефтепродукт» (место нахождения: 187015, Ленинградская область, Тосненский район, п. Красный Бор, 36 км Московского шоссе, ЛПДС «Красный Бор», административный корпус, ОГРН 1024701894128, далее - Общество, ООО «Балттранснефтепродукт») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием (после уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 22.09.2010 N 13-07/08 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части:

- подпункта 1 пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности предусмотренной пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату транспортного налога за 2008 год в виде 6 286 руб. штрафа;

- подпункта 2 пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за не полную уплату налога на имущество организаций за 2008 год в виде 448 999 руб. штрафа;

- подпункта 3 пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности предусмотренной пункта 1 статьи 122 НК РФ за не полную уплату налога на прибыль в федеральный бюджет за 2006 год и 2007 год в виде штрафа в размере 278 137 руб.;

- подпункта 4 пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за не полную уплату налога на прибыль областной бюджет за 2007 год в виде 162 505 руб. штрафа;

- подпункта 6 пункта 1 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за не полную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в виде 784 695 руб. штрафа;

- подпункта 1 пункта 2 о начислении пеней по состоянию на 22.09.2010 по транспортному налогу в размере 6 812 руб. 45 коп.;

- подпункта 2 пункта 2 о начислении пеней по налогу на имущество организаций (кпп 762732002) в размере 379 255 руб. 48 коп.;

- подпункта 3 пункта 2 о начислении пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в федеральный бюджет в размере 1 949 руб. 31 коп.;

- подпункта 7 пункта 2 о начислении пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 647 руб. 54 коп.;

- подпункта 8 пункта 2 о начислении пеней по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 758 384 руб. 90 коп.;

- подпункта 9 пункта 2 о начислении 1 915 565 руб. 20 коп. пеней по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации;

- подпункта 2 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 31 430 руб. недоимки по транспортному налогу;

- подпункта 2 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 104 552 руб. недоимки по налогу на имущество организаций (Ленинградская область);

- подпункта 3 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 2 244 997 руб. недоимки по налогу на имущество организаций (кпп 762732002);

- подпункта 4 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 217 503 руб. недоимки по налогу на имущество организаций (кпп 531332002);

- подпункта 5 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 2 439 393 руб. недоимки по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет;

- подпункта 6 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить недоимку 26 488 руб. по ЕСН в федеральный бюджет;

- подпункта 7 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 5 462 руб. недоимки по ЕСН;

- подпункта 10 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 23 357 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть);

- подпункта 11 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 3 131 руб.;

- подпункта 12 пункта 3.1 о предложении в срок до 12.10.2010 уплатить 6 567 594 руб. недоимки по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации;

- подпункта 3.2 пункта 3 о предложении уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения от 22.09.2010 N 13-07/08 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в том числе штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога, налога на имущество организаций за 2008 год, за не полную уплату налога на прибыль в федеральный бюджет за 2006 год и 2007 год, за не полную уплату налога на прибыль областной бюджет за 2007 год, за не полную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации;

- подпункта 3.3 пункта 3 о предложении уплатить пени по состоянию на 22.09.2010 в том числе: по транспортному налогу; по налогу на имущество организаций (кпп 762732002; по ЕСН в федеральный бюджет; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть); по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;

- подпункта 3.4. пункта 3 о предложении уменьшить убыток за 2008 год в целях налогообложения налога на прибыль организаций на сумму 9 646 291 руб.;

- подпункта 3.5 о предложении уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС на сумму 18 933 300 руб., в том числе: за апрель 2006 года в сумме 553 257 руб., за май 2006 года в сумме 546 662 руб., за июнь 2006 года в сумме 606 910 руб., за июль 2006 года в сумме 562 622 руб., за август года в сумме 549 641 руб., за сентябрь 2006 года в сумме 585 970 руб., за октябрь 2006 года в сумме 644 038 руб., за ноябрь 2006 года в сумме 617 628 руб., за декабрь 2006 года в сумме 788 326 руб., за январь 2007 года в сумме 381 275 руб., за февраль 2007 года в сумме 723 943 руб., за март 2007 года в сумме 669 798 руб., за апрель 2006 года в сумме 507 842 руб., за май 2007 года в сумме 828 718 руб., за июнь 2007 года в сумме 760 799 руб., за июль 2007 года в сумме 844 263 руб., за август 2007 года в сумме 573 112 руб., за сентябрь 2007 года в сумме 803 399 руб., за октябрь 2007 года в сумме 717 773 руб., за ноябрь 2007 года в сумме 418 609 руб., за декабрь 2007 года в сумме 89 937 руб., за I квартал 2008 года в сумме 6 158 779 руб.;

- пункта 4 о внесении необходимых изменений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением суда от 22.03.2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано в полном объеме.

Постановлением апелляционного суда от 10.10.2011 решение суда от 22.03.2011 отменено в части отказа в признании недействительным решения Инспекции от 22.09.2010 N 13-07/08 по эпизодам:

- доначисления 9 006 987 руб. налога на прибыль за 2006-2007 годы;

- завышения размера убытка на сумму 2 939 184 руб. в связи с отнесением в расходы 2008 года амортизационных начислений по объекту «внешнее благоустройство»;

- применения налоговых вычетов по НДС в размере 18 933 300 руб. по товарам (работам, услугам) приобретенным для выполнения функций заказчика - застройщика;

- доначисления 26 488 руб. ЕСН.

Признано недействительным решение Инспекции от 22.09.2010 N 13-07/08 в части:

- доначисления 9 006 987 руб. налога на прибыль за 2006-2007 годы;

- доначисления 4 595 961 руб. налога на прибыль за 2006 - 2007 годы, соответствующих пеней и штрафа за его неуплату по эпизоду уменьшения выручки от реализации древесины на сумму уплаченных лесных податей.

- предложения уменьшить убыток за 2008 год на 2 939 184 руб. по эпизоду начисления амортизации по объекту основных средств «внешнее благоустройство».

- уменьшения предъявленного к вычету НДС на 18 933 300 руб. по операциям приобретения товаров (работ, услуг) для выполнения функций заказчика - застройщика за 2006 - 2008 годы;

- доначисления 26 488 руб. ЕСН;

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда в части признания недействительным доначисления 9 006 987 руб. налога на прибыль за 2006-2007 годы; в части признания недействительным предложения уменьшить убыток за 2008 год на 2 939 184 руб. по эпизоду начисления амортизации по объекту основных средств «внешнее благоустройство»; в части признания недействительным уменьшения предъявленного к вычету НДС на 18 933 300 руб. по операциям приобретения товаров (работ, услуг) для выполнения функций заказчика-застройщика за 2006-2008 год.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит постановление апелляционного суда в обжалуемой части оставить без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 22.09.2010 N 13-07/08 по следующим эпизодам: пункт 1 резолютивной части в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 448 999 руб.; пункта 2 резолютивной части о предложении уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 2 567 052 руб.; пункта 3.1 резолютивной части о предложение уменьшить убытки по налогу на прибыль за 2008 год на 6 707 107 руб.

В отзыве на кассационную жалобу Общества Инспекция просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения.

В судебном заседании до начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель ООО «Балттранснефтепродукт» заявил отказ от ранее заявленных требований в части эпизода, связанного с предъявлением вычетов по НДС по затратам на приобретение товаров (работ, услуг), использованных для осуществления функций заказчика-застройщика в связи с отменой оспариваемого решения Инспекции (решение от 25.10.2011 N СА-4-9/17711). Просит производство по делу в данной части прекратить.

Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Ходатайство заявителя отклонено судом кассационной инстанции, поскольку измененной редакцией части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе отказаться от иска полностью или частично только до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции. Возможность отказа от иска на стадии кассационного разбирательства не предусмотрена нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб и возражали против удовлетворения кассационной жалобы противоположной стороны.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Согласно оспариваемому решению Обществу доначислено 9 006 987 руб. налога на прибыль, соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ по эпизоду, связанному с выполнением функций заказчика-застройщика по вырубке леса.

Как следует из материалов дела, в связи со строительством трубопровода Общество в 2006 и 2007 годах осуществляло вырубку леса на основании лесорубочных билетов, и уплачивало лесные подати. Древесину, полученную в результате вырубки, Общество оприходовало по стоимости, соответствующей сумме уплаченных лесных податей. При реализации древесины, полученную сумму дохода Общество уменьшало на стоимость оприходованной древесины и расходы по ее охране, в размере суммы лесных податей.

Инспекция, доначисляя налог на прибыль, сделала вывод, что древесина от вырубки получена Обществом безвозмездно и ее стоимость должна быть включена в состав внереализационного дохода. По мнению Инспекции, Общество в нарушение статьи 250 НК РФ неправомерно не включило в состав внереализационного дохода стоимость полученных материальных ценностей в виде полученной от вырубки древесины, что привело к неполной уплате налога на прибыль в сумме 4 411 026 руб. Инспекция считает, что расходы в виде сумму уплаченных лесных податей следовало отразить в стоимости строящегося объекта - трубопровода.

Суд первой инстанции поддержал выводы налогового органа.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции частично отменил.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по данным эпизодам.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 41 НК РФ под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся, в том числе, внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 НК РФ. Как установлено пунктом 8 статьи 250 НК РФ, внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

Согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

В силу части 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Из приведенных правовых норм следует, что внереализационными доходами налогоплательщика могут быть признаны доходы в виде имущества (работ, услуг, имущественных прав), получение которого не связано с возникновением у налогоплательщика встречного обязательства по оплате стоимости полученного имущества.

Суд апелляционной инстанции обоснованно признал вывод Инспекции и суда первой инстанции о получении древесины безвозмездно ошибочным, поскольку согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в проверенный период) при краткосрочном пользовании участком лесного фонда уплачиваются лесные подати. Лесные подати Обществом уплачены. Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Порядок определения рыночной цены имущества для целей налогообложения установлен пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ. Между тем, признавая получение Обществом древесины безвозмездно, Инспекция не произвела расчет заниженного дохода по рыночной цене, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ.

Налогоплательщик реализовывал полученную древесину и выручку от реализации уменьшал на сумму расходов в виде уплаченных лесных податей.

Апелляционный суд обоснованно признал, что лесные подати являются налоговым платежом.

В силу статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с этой главой.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению или созданию амортизируемого имущества.