ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2012 года Дело N А13-4017/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Васильевой Е.С.,

при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Кудрявцевой О.В. (доверенность от 11.03.2012 N 04-15/237),

рассмотрев 19.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.08.2011 (судья Савенкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-4017/2011,

у с т а н о в и л:

Негосударственный пенсионный фонд «СтальФонд», место нахождения: 162614, Вологодская область, город Череповец, проспект Луначарского, дом 53а, ОГРН 1023501238144, (далее - НПФ «СтальФонд»), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 28.01.2011 N 3900, которым НПФ «СтальФонд» как налоговый агент привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное представление сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год в отношении 3994 лиц.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Северсталь-инфоком» (далее - ОАО «Северсталь-инфоком»).

Решением суда от 31.08.2011 года требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 07.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенные решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также положений Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2001 N БГ-3-32/169. Налоговый орган считает, что сведения по форме 2-НДФЛ (налог на доходы физических лиц) за 2009 год в отношении 3994 лиц заявитель представил по телекоммуникационным каналам связи 16.12.2010.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

НПФ «СтальФонд» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции считает, что жалоба Инспекции подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, НПФ «СтальФонд» привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 99 850 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (в редакции, действовавшей в 2009 году).

Объективной стороной правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является непредставление налогоплательщиком в установленный законом срок документов и сведений. При этом представление налоговых деклараций и документов, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений Инспекцией, не образует объективную сторону названных правонарушений.

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.

В данном случае НПФ «СтальФонд» вменяется непредставление им как налоговым агентом в налоговый орган сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год.

В период с 25.03.2010 по 01.04.2010 НПФ «СтальФонд» сформировал и отправил по телекоммуникационным каналам связи через оператора связи ОАО «Северсталь-инфоком» сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год, сгруппировав их в 36 реестров. Получив квитанции налогового органа о приеме отчетов и подтверждения специализированного оператора связи, заявитель посчитал свою обязанность по представлению сведений за 2009 год исполненной.

В октябре 2010 года заявителем представлена в Инспекцию уточненная справка по форме 2-НДФЛ о доходах физического лица за 2009 год, в приеме которой налоговым органом отказано в связи с отсутствием первичных данных.

В результате сверки данных, переданных в инспекцию НПФ «СтальФонд», установлено, что 5 файлов, содержащих по 1000 справок каждый, отправленных заявителем в Инспекцию 31.03.2010 и полученных последней 01.04.2010, имели одинаковое содержание.

НПФ «СтальФонд» 16.12.2010 отправил в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи 4 файла, содержащих недостающие 4000 справок по форме 2-НДФЛ.

Инспекция пришла к выводу, что НПФ «СтальФонд», как налоговый агент, нарушил срок, установленный пунктом 2 статьи 230 НК РФ, для представления сведений о доходах 3994 физических лиц за 2009 год (6 справок не приняты Инспекцией по причине содержащихся в них ошибок). В связи с изложенными обстоятельствами налоговым органом был составлен акт от 29.12.2010 N 14-21/3135 и принято решение от 28.01.2011 N 3900 о привлечении НПФ «СтальФонд» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 99 850 руб. При применении ответственности Инспекцией учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.

Налоговыми агентами, как определено в пункте 1 статьи 24 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджеты Российской Федерации. Как следует из пункта 3 статьи 24 НК РФ, налоговые агенты обязаны в том числе представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Согласно нормам пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.

Применяя ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, следует иметь в виду, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе (пункт 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Порядок представления сведений о доходах физических лиц на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникации, предусмотренный пунктом 2 статьи 230 НК РФ, был утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. В связи с тем, что до 2010 года указанный порядок не был утвержден, Федеральная налоговая служба в письме от 08.02.2006 N ГИ-6-04/135@ и Министерство финансов Российской Федерации в письме от 18.12.2006 N 03-05-01-03/157 разъяснили, что до утверждения соответствующего порядка применяется порядок передачи сведений, изложенный в приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год». Приказом Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ утверждена новая форма 2-НДФЛ и рекомендации по заполнению сведений по данной форме, а также «Формат сведений о доходах по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200 год» в электронном виде (на основе XML)».

Суд первой инстанции указал в решении, что инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих об отправке налоговым органом в адрес НПФ «СтальФонд» «отрицательных» протоколов приема сведений, а также файлов, содержащих не прошедшие контроль сведения, а представленные заявителем документы подтверждают факт отправки им 31.03.2010 отчетных сведений по НДФЛ в электронном виде и получение квитанций об их приеме и подтверждений специализированного оператора связи. Апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без учета нормативных актов, регулирующих передачу сведений о доходах физических лиц в электронном виде.

Из материалов дела следует, что 31.03.2010 НПФ «СтальФонд» сформировал следующие XML-файлы:

ДОХОД 2НДФЛ 3528 3528052620352801001-0100331 с11192d5-751D-4228-A04C-704BCE52AF45.xml,

ДОХОД 2НДФЛ 3528 3528052620352801001-20100331 0AEF8136-A9B7-4FBD-

995D-118D2686677F.xml,

ДОХОД 2НДФЛ 3528 3528052620352801001-20100331 4C33B2DB 3AD0-4881-9286-D2A81B74154C.xml,

ДОХОД 2НДФЛ 3528 3528052620352801001-20100331 0F8BB91E-52D8-434A-

9247-D39F2424C177.xml,

ДОХОД 2НДФЛ 3528 3528052620352801001-20100331 9F80D69B-3B0B-4DFF-B1F9-0E187A28A765.xml.

Указанные файлы переданы НПФ «СтальФонд» специализированному оператору связи - ОАО «Северсталь-инфоком» с использованием сертифицированной

программы «Контур-Экстерн»; после этого заявитель получил квитанции Инспекции об успешном приеме файлов и подтверждения специализированного оператора связи. Всего в период 25.03.2010 - 31.03.2010 заявитель передал в Инспекцию 41 реестр доходов по НДФЛ с работников фонда, пенсионеров, получающих негосударственную пенсию, наследников и граждан, расторгнувших договор негосударственного пенсионного обеспечения.

В деле также имеется акт технической экспертизы ОАО «Северсталь-инфоком» от 17.08.2011, согласно которому названные реестры сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год направлены фондом в налоговую инспекцию 31.03.2010, файлы получены, ошибки в файлах отсутствуют, формирование пакетов документов успешно завершено. Суды двух инстанций сослались на то, что согласно представленным заявителем скриншотам состояния документа по программе отправки отчетности «Контур-Экстерн» спорным файлам присвоено состояние «Отчет проверен контролирующим органом: получен протокол контроля. Передача отчета завершена». Вместе с тем судами не учтено, что вышеизложенное свидетельствует только о том, что файлы отправлены и файлы получены.

В приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 имеется Приложение к форме 2-НДФЛ озаглавленное «Порядок заполнения и представления справки о доходах физического лица за 2003 год» (далее - Порядок). Согласно этому Порядку сведения, поступающие как на бумажных, так и на магнитных носителях, подлежат в налоговом органе арифметическому контролю в соответствии с «Правилами арифметического контроля справки о доходах физического лица за 2003 год». Суд кассационной инстанции подчеркивает, что в данном случае осуществляется только арифметический контроль соответствия сумм доходов и расходов, указанных в справке по форме 2-НДФЛ. Кроме того согласно пункту 6.4 Порядка налоговый орган после получения от налогового агента файла, содержащего сведения о доходах физических лиц, должен выполнить следующие действия:

- проверить подлинность ЭЦП (электронной цифровой подписи) налогового агента;

- провести автоматизированный контроль файла, содержащего сведения о доходах физических лиц, средствами поддержки электронного документооборота на соответствие требованиям раздела 5 данного Приложения в части полноты реквизитов и правильности формата их заполнения и сформировать протокол приема сведений о доходах физических лиц за 2003 год, представленных с использованием средств телекоммуникаций в соответствии с п.6.4.1 данного Приложения;

- направить налоговому агенту Протокол приема сведений, а также файл, содержащий не прошедшие контроль сведения, подписанные ЭЦП налогового органа.

Протокол приема сведений, а также файл, содержащий не прошедшие контроль сведения, заверенные ЭЦП налогового агента, возвращаются налоговым агентом в налоговый орган и после подтверждения подлинности ЭЦП налогового агента сохраняются в архиве налогового органа. Датой представления сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций является дата их отправки, зафиксированная специализированным оператором связи. При этом принятыми считаются сведения, прошедшие контроль.

Данный контроль инспекцией проведен. Ошибок не обнаружено. Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что инспекцией проведен полный контроль содержащейся в файлах информации.

В данном случае могут быть применены положения статьи 80 НК РФ, согласно которой налоговая декларация (расчеты, представляемые налоговыми агентами) представляет собой заявление налогоплательщика (налогового агента), содержащее данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. Иными словами налоговая декларация (расчеты, представляемые налоговыми агентами) отражает по праву и по размеру позицию налогоплательщика (налогового агента). Принятие налоговым органом налоговой декларации или иных документов от налогоплательщика еще не свидетельствует о том, что налоговый орган согласился и признал достоверными сведения, содержащиеся в этой декларации или документах (расчетах).

В материалах дела имеется письмо НПФ «СтальФонд» от 19.11.2010 N 06-06\02-0048932, в котором он указывает, что пришлось расшифровывать и проверять каждый отправленный файл. В результате выяснилось, что реестры, отправленные 31.03.2010 в

11 часов 02 минуты на 1000 шт. с номера справки 5727,

11 часов 11 минут на 1000 шт. с номера справки 6729,

11 часов 21 минута на 1000 шт. с номера справки 7734,

11 часов 37 минут на 1000 шт. с номера справки 8738,

11 часов 57 минут на 1000 шт. с номера справки 9744, имеют одинаковое содержание, то есть произошло замещение информации.

Инспекция 08.12.2010 направила НПФ «СтальФонд» сообщение о том, что переданные 31.03.2010 пять файлов со справками формы 2-НДФЛ имеют одинаковое содержание.

Поэтому заявитель 16.12.2010 повторно передал Инспекции сведения по форме 2-НДФЛ.

Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае имел место не технический сбой, приведший к невозможности расшифровки информации, содержащейся в переданных НПФ «СтальФонд» файлах, или произошли какие-либо иные технические неполадки. Скриншоты, на которые сослались суды, не отражают содержание файлов. То обстоятельство, что спорные пять файлов приняты инспекцией, не означает, что налоговым органом проведена проверка содержания этих файлов, и что информация, в них содержащаяся, проверена полностью. Формирование файлов самостоятельно осуществлял НПФ «СтальФонд» посредством установленного у него программного обеспечения, после чего информация была заверена электронной цифровой подписью уполномоченного лица заявителя. Акт технической экспертизы от 17.08.2011 (том дела 3, лист 112) и пояснения ОАО «Северсталь-инфоком» (том дела 3, лист 113) также не подтверждают версию НПФ «СтальФонд» о том, что замещение информации в четырех файлах произошло в связи с техническим сбоем. Суд указал в решении, что согласно акту технической экспертизы ОАО «Северсталь-инфоком» от 17.08.2011 реестры сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год направлены фондом в налоговую инспекцию 31.03.2010, файлы получены, ошибки в файлах отсутствуют, формирование пакетов документов успешно завершено. Однако данный вывод специализированного оператора связи не подтверждает отсутствие ошибок в содержании самих справок на физических лиц, а также не доказывает факт автоматического вложения в пакет документов (файл) справок повторно на одних и тех же физических лиц вследствие технического сбоя.

Кассационная коллегия также принимает во внимание и то, что ОАО «Северсталь-инфоком» указывало на возможность ошибки исполнителя (пункт 4 письма от 02.12.2010, том дела 1, лист 95). В судебном заседании 31.08.2011 представители ОАО «Северсталь-инфоком» пояснили, что ошибка в формировании файлов могла произойти как по вине должностных лиц налогового агента, так и по причине технического сбоя программы.

Поскольку могут быть доказаны только положительные факты, НПФ «СтальФонд» должен был доказать, что справки по форме 2-НДФД за 2009 год не были представлены им в Инспекцию по причине наличия технического сбоя в программном обеспечении.

На основании изложенного следует признать, что заявитель своевременно не представил в инспекцию справки по форме 2-НДФД за 2009 год в количестве 3994 штуки, которые должны были содержаться в четырех файлах из пяти, переданных НПФ «СтальФонд» в инспекцию 31.03.2010. Данные справки первоначально представлены в налоговый орган 16.12.2010. На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принятые по настоящему делу, подлежат отмене. Следует отказать в удовлетворении требований НПФ «СтальФонд» о признании недействительным решения инспекции от 28.01.2011 N 3900, которым НПФ «СтальФонд» привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.08.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 по делу N А13-4017/2011 отменить.

Отказать негосударственному пенсионному фонду «СтальФонд» в удовлетворении заявленных требований.

     Председательствующий
О.А.Корпусова
Судьи
Л.В.Блинова
Е.С.Васильева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка