ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2012 года Дело N А56-64833/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 05.09.2012 N 60-2917/12), от общества с ограниченной ответственностью НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЕОТЭК» Захарова О.М. (доверенность от 23.08.2012 N 1), от общества с ограниченной ответственностью «АЛЬБИОН» Глейх А.С. (доверенность от 22.11.2011),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы правительства Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЕОТЭК» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А56-64833/2011 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.),

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «АЛЬБИОН», место нахождения: 188839, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Ленинское, административное здание, 2 этаж, ОГРН 1037835078533 (далее - Общество, ООО «Альбион»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения правительства Ленинградской области (далее - Правительство) от 08.02.2011 N 42-р.

Определением суда от 05.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЕОТЭК», место нахождения: 109428, город Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 4, ОГРН 1047797013791 (далее - ООО НГК «ГЕОТЭК»).

Решением суда от 13.02.2012 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 решение суда отменено, заявленные ООО «Альбион» требования удовлетворены.

В кассационных жалобах Правительство и ООО НГК «ГЕОТЭК», ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просят отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзывах на кассационные жалобы Общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

В судебном заседании представители Правительства и ООО НГК «ГЕОТЭК» поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель ООО «Альбион» - доводы, приведенные в отзыве на них.

.

Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам и окружающей среды Ленинградской области (арендодатель) и ООО «Альбион» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.05.2008 N 2-2008-05-10-Р, в соответствии с которым Обществу передан в аренду лесной участок общей площадью 28,0 га из категории земель лесного фонда, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Тарасовское участковое лесничество, квартал 66, выделы 16-18, 20 (ч), 21, 22, 23 (ч), 25 (ч) для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора определен сторонами до 19.01.2056 (пункт 28 договора).

Правительством 08.02.2011 издано распоряжение N 42-р, согласно которому ООО НГК «ГЕОТЭК» предоставлен в аренду на 49 лет лесной участок из категории земель лесного фонда общей площадью 172 га в выделах 1-12, 14, 15, 19, 20, 23-25, 27, 34, 35 квартала 66, выделах 1-14, 16-21 квартала 67, выделах 1-22, 24, 26-31, 33-35, 38-41 квартала 68, выделах 1, 2, 51 квартала 69 Тарасовского участкового лесничества Рощинского лесничества для строительства и эксплуатации специализированного порта в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области.

Полагая распоряжение Правительства незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее оспорило его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции признал требования ООО «Альбион» законными и обоснованными и удовлетворил заявление о признании недействительным оспариваемого распоряжения Правительства.

Статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает основные принципы лесного законодательства, в том числе: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 8 и 12 части 1, частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление рекреационной деятельности, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов являются видами использования лесов; леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено этим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3).

Согласно частям 1 и 3 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на лесном участке, предоставленном в аренду ООО НГК «ГЕОТЭК» имеются запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.

Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса. Частью 4 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к категории защитных лесов отнесены ценные леса, к которым относятся, в том числе запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.

Правовой режим ценных лесов установлен статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации, в силу части 2 которой в ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Поскольку названная норма не устанавливает исключений для специализированных портов, суд апелляционной инстанции правомерно указал на несоответствие оспариваемого распоряжения Правительства статье 106 Лесного кодекса Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы о том, что из анализа приведенных норм следует, что в запретных зонах лесов, расположенных вдоль водных объектов, разрешено строительство и эксплуатация специализированных портов, противоречит статье 106 Лесного кодекса Российской Федерации.

Также правильный вывод сделан судом апелляционной инстанции о нарушении оспариваемым распоряжением прав Общества.

Судом установлено, что предоставленный ООО НГК «ГЕОТЭК» на основании оспариваемого распоряжения лесной участок граничит с лесным участком, предоставленным в аренду ООО «Альбион» по договору аренды от 22.05.2008 N 2-2008-05-10-Р в рекреационных целях.

Из материалов дела видно, что ООО «Альбион» в 2009 году разработан Проект освоения лесов на лесном участке площадью 28,0 га в квартале 66 Тарасовского участкового лесничества Рощинского лесничества, предоставленном в аренду ООО «Альбион» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.05.2008 N 2-2008-05-10-Р (далее - Проект), согласно пункту 3.1 которого осуществление рекреационной деятельности - один из видов использования лесов, определенный статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, что предусматривает осуществление деятельности в пределах допустимых норм нагрузки на природную среду в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (организация использования лесного участка для предоставления услуг и туризма, в сфере оздоровительного отдыха, по проведению физкультурных и спортивных мероприятий). В пунктах 2.2 и 2.3 этого Проекта указано, что предоставленный в аренду участок представляет собой неправильный многоугольник, расположенный на северо-западном берегу Финского залива, южная граница проектируемого участка проходит вдоль берега, западная, северная и восточная часть проектируемого участка граничит с землями Тарасовского участкового лесничества; согласно Лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества, утвержденному приказом Комитета по природным ресурсам от 10.11.2008 N 138 - вид целевого назначения лесов на участке, арендуемом ООО «Альбион» - защитные леса, ценные леса, из них, запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов. В соответствии с пунктом 7.2 «Экологическая обстановка на участке» Проекта состояние атмосферного воздуха и водной среды в норме, отсутствует электромагнитное и радиоактивное загрязнение, уровень шума не превышает нормативных значений; крупных промышленных объектов и иных источников загрязнения вблизи предоставленного участка нет.

Материалами дела также подтверждается, что распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 25.12.2009 N 1016 утверждено положительное заключение N 62-РЕК экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Проекта Общества, в котором указано, что Проектом предполагается оптимальное и рациональное использование данного биокомплекса с целью создания благоприятных условий для отдыха людей в естественной среде; объем и содержание материалов Проекта соответствуют нормам и требованиям лесного законодательства, лесному плану Ленинградской области и лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества.

Из содержания статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствия ненормативного акта закону или иному нормативному акту и нарушения названным актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необоснованным является довод кассационной жалобы ООО НПК «ГЕОТЭК» о пропуске Обществом срока подачи заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку такой довод не заявлялся сторонами при рассмотрении дела судом.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным оспариваемое распоряжение Правительства.

Постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А56-64833/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы правительства Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЕОТЭК» - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова
Судьи
О.А.Алешкевич
А.Г.Кудин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка