• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2000 года Дело N 3-Г00-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело N 3-Г00-12

г.Москва 15 декабря 2000 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В. П.,

судей Горохова Б. А.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 15 декабря 2000 г. по кассационной жалобе Государственного Совета Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2000 г. дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года N 14-РЗ “О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины”.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

у с т а н о в и л а:

и.о. прокурора Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года N 14-РЗ “О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины, ссылаясь на то, что данная норма противоречит ст. 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”, поскольку допускает возможность передачи главам администраций муниципальных образований полномочий по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2000 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Государственного Совета Республики Коми поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что статьёй 4 Закона Республики Коми 9 апреля 1999 года N 14-РЗ “О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины” предусмотрено, что Советы муниципальных образований Республики Коми имеют право передавать главам администраций этих же муниципальных образований полномочия по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины. Эта норма корреспондируется со ст. 3 того же Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года N 14-РЗ, согласно которой Советам муниципальных образований предоставлено право на установление дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных плательщиков.

Суд обоснованно признал статью 4 Закона Республики Коми 9 апреля 1999 года N 14-РЗ противоречащей федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 “О государственной пошлине” государственная пошлина является федеральным налогом и представляет собой обязательный, действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий либо за выдачу им документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

В соответствии с п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. По этому вопросу исключительного ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование.

Суд правильно указал в решении на то, что полномочия органов местного самоуправления в части установления для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, установлены в п. 9 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине” (в ред. Федерального закона от 19 июля 1997 года N 105-ФЗ), в соответствии с которым право устанавливать вышеуказанные дополнительные льготы по уплате государственной пошлины имеют только представительные органы местного самоуправления.

Федеральным законом право на передачу указанных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации или представительными органами местного самоуправления исполнительным органам муниципальных образований, равно как и право этих исполнительных органов устанавливать такие льготы, не предусмотрено.

Статья 4 Закона Республики Коми “О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины” противоречит федеральному законодательству, поскольку незаконно расширяет права представительных органов (Советов) муниципальных образований Республики Коми в области регулирования порядка уплаты государственной пошлины, относящегося к исключительному ведению Российской Федерации.

Нормы материального права судом истолкованы и применены правильно, оснований для отмены законного решения суда по доводам кассационной жалобы Государственного Совета Республики Коми не имеется.

На основании п. 1 ст. 305,ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Совета Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка

Номер документа: 3-Г00-12
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 15 декабря 2000

Поиск в тексте