СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июня 2000 года Дело N 3-Г00-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело N 3-Г00-4

г.Москва 2 июня 2000 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В. П.,

судей Горохова Б. А.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 2 июня 2000 г. по кассационной жалобе Мусинова Леонида Алексеевича на решение Верховного Суда Республики Коми от 14 апреля 2000 г. дело по заявлению Мусинова Л.А. - доверенного лица кандидата на выборах Президента Российской Федерации Зюганова Г.А. о признании итогов выборов Президента Российской Федерации недействительными.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л А:

Мусинов Л.А.-доверенное лицо кандидата на должность Президента Российской Федерации Зюганова Г.А., обратился в суд с заявлением о признании итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на территории Республики Коми недействительными в связи с нарушением п. 2 ст. 24, п.2 ст. 25 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 228-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”, ссылаясь на то, что действия глав всех муниципальных образований Республики Коми по образованию избирательных участков, по представлению сведений об избирателях были незаконны, поскольку главы этих образований были избраны в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 10, абзацами 1, 3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года N 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми". Данные же нормы вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 2 ноября 1998 года были признаны недействительными с момента принятия и поэтому не подлежали применению при проведении выборов глав муниципальных образований. Невыполнение указанного требования повлекло нелегитимность глав муниципальных образований и, как следствие, отсутствие у них права на совершение действий, предусмотренных Федеральным законом от 31 декабря 1999 года N 228-ФЗ.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 14 апреля 2000 г. в удовлетворении заявления Мусинова Л.А было отказано.

В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 2 ноября 1998 года п. 4 ст. 10, абзацы 1,3 п. 5 ст. 27 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года N 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми", регламентировавшие порядок избрания глав муниципальных образований в Республике Коми, признаны недействующими с момента их принятия.

Вместе с тем, как правильно отмечено в решении суда, это обстоятельство не является достаточным основанием для признания избрания глав муниципальных образований в Республике Коми незаконным.

Выборы глав муниципальных образований проведены не только в соответствии с нормами республиканского законодательства, признанными судом недействительными, но также в соответствии с принятыми в муниципальных образованиях уставами. Без признания недействительными норм этих уставов и без решения компетентного органа о признании недействительными итогов выборов глав муниципальных образований лишение избранных населением выборных лиц местного самоуправления права образовывать на территории муниципальных образований избирательные участки правомерным быть признано не может.

В связи с этим, вывод суда о том, что главы муниципальных образований Республики Коми вправе были в соответствии с п. 2 ст. 24, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 228-ФЗ " О выборах Президента Российской Федерации " совершать действия по образованию избирательных участков на территории своих муниципальных образований и по представлению сведений об избирателях, является правильным.

Существенное значение при этом имеет и то обстоятельство, что действия глав муниципальных образований по организации и проведению выборов согласовывались с Избирательной комиссией Республики Коми и ею утверждены. Так, из материалов дела усматривается, что представленные главами муниципальных образований данные о численности избирателей на территории Республики Коми были утверждены Главой Республики Коми и председателем Избирательной комиссии Республики Коми. Количество и единая нумерация избирательных участков для проведения выборов Президента Российской Федерации были утверждены постановлением Избирательной комиссии Республики Коми.

Таким образом, окончательное утверждение решений об образовании избирательных участков, о численности избирателей принималось не главами муниципальных образований, а Главой Республики и Избирательной комиссией Республики Коми, что соответствует требованиям ст.ст. 24,25 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 228-ФЗ " О выборах Президента Российской Федерации" и ст.ст. 17,18,20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 124-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ".

В решении суда правильно указано на то, что в соответствии со ст. 81 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 228-ФЗ " О выборах Президента Российской Федерации" решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации может быть отменено только в случае, если нарушения правил составления списков избирателей, образования избирательных участков не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Выборы Президента Российской Федерации на территории Республики Коми состоялись, подавляющее большинство голосов избирателей на всех избирательных участках было подано за кандидата Путина В.В., в связи с чем у суда отсутствовали основания для сомнений в достоверности волеизъявления избирателей на состоявшихся выборах.

Оснований для отмены законного решения суда по доводам кассационной жалобы Мусинова Л.А. не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Верховного Суда Республики Коми от 14 апреля 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мусинова Леонида Алексеевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка