• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2000 года Дело N 92-Г00-05

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело N 92-Г00-05

г.Москва 19 мая 2000 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.

судей Корчашкиной Т.Е.

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 19 мая 2000г. дело по жалобе Дамба – Хуурака Анатолия Партизановича о признании недействительными Указов Президента Республики Тыва

по кассационной жалобе Президента Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от от 25 марта 2000г., которым жалоба удовлетворена частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей Президента Республики Тыва Глушенкова А.В., Кужугета С.С.; Дамба – Хуурака А.П., его представителя Герасимова И.И., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И.,полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л А:

Дамба-Хуурак А.П. – житель Республики Тыва, обратился в суд с жалобой о признании недействительными Указов Президента Республики Тыва N 608 “Об утверждении Положения о выборах членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва” от 20 января 2000 года и пункта 1 Указа Президента Республики N 609 от 20 января 2000 года “О назначении выборов членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва”, из пункта 2 Указа N 609 от 20 января 2000 года просил исключить слова “и Положением “О выборах членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва”, утвержденного Указом Президента Республики от 20 января 2000 года N 608; из наименования Указа Президента Республики Тыва N 613 от 3 февраля 2000 года “Об обязательном применении Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в период подготовки и проведения выборов членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва 26 марта 2000 года” исключить слова “26 марта 2000 года”.

Свою жалобу заявитель мотивировал тем, что Великий Хурал (съезд) народа Республики Тыва является высшим конституционным органом республики, порядок его создания должен регулироваться не Положением, а законом, назначение даты выборов в Великий Хурал на 26 марта 2000 года, т.е. менее чем за 70 дней со дня принятия Указа Президента, определено Президентом Республики с нарушением требований федерального законодательства, предусматривающего назначение выборов органов государственной власти не ранее чем через 70 дней до дня голосования. Кроме того, в нарушение закона выборы в Великий Хурал назначены без согласования с Верховным Хуралом Республики Тыва.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 25 марта 2000 года жалоба удовлетворена частично: признаны недействительными Указ Президента Республики Тыва N 608 от 20 января 2000 г. “Об утверждении Положения “О выборах членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва”, пункт 1 Указа Президента Республики Тыва N 609 от 20 января 2000 г. “О назначении выборов членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва”, исключены из пункта 2 этого же Указа слова “ и Положением “О выборах членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва”, утвержденного Указом Президента Республики Тыва от 20 января 2000 года N 608”; из наименования Указа Президента Республики Тыва N 613 от 3 февраля 2000 года “Об обязательном применении Федерального закона “ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в период подготовки и проведения выборов членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва 26 марта 2000 года” исключены слова “ 26 марта 2000 года”. В удовлетворении остальной части жалобы отказано.

В кассационной жалобе Президент Республики Тыва ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения жалобы в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 названного закона систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Конституции Республики Тыва кроме создания одного законодательного (представительного) органа государственной власти – Верховного Хурала (Парламента), предусмотрено создание еще одного органа государственной власти – Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва, наделяемого исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Республики Тыва. Этой нормой Конституции закреплено, что полномочия, порядок созыва и организация его деятельности определяются законом Республики Тыва.

Одним из таких законов является Закон Республики Тыва “О Великом Хурале (съезде) народа Республики Тыва”. В статье 6 которого указано, что выборы членов Великого Хурала и его созыв назначаются Президентом Республики Тыва по согласованию с Верховным Хуралом Республики Тыва.

Судом установлено, что при назначении Президентом Республики Тыва выборов в Великий Хурал на 26 марта 2000 года согласования с Верховным Хуралом Республики не было.

Довод кассационной жалобы о том, что такое согласование имелось, не подтверждается доказательствами. Напротив, из постановления Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва от 24 января 2000г. (л.д. 14) усматривается, что Президенту Республики рекомендовано привести свои действия и нормативные акты по данному вопросу в соответствие с законодательством. При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности довода заявителя о недействительности обжалуемого Указа Президента по указанному основанию, является правильным.

Пп. “к” п.2 ст.5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” предусмотрено, что установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно производится законом субъекта Российской Федерации.

В статье 9 Закона Республики Тыва “О Великом Хурале (съезде) народа Республики Тыва” также говорится о том, что порядок избрания членов Великого Хурала должен определяться в соответствии с Законом о выборах членов Великого Хурала.

Таким образом, принятие Президентом Республики Тыва Положения о выборах членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва и назначение согласно этого Положения выборов членов Великого Хурала, противоречит вышеуказанному закону.

При таких обстоятельствах обоснованно признан судом недействительным Указ Президента Республики N 608 от 20 января 2000г. об утверждении вышеуказанного Положения, а также исключена из Указа N 609 от того же числа “О назначении выборов членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва” ссылка на это Положение.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации истек, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует, выборы этого органа государственной власти проводятся на основе настоящего закона, а также иных федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Поскольку Закон Республики Тыва о выборах членов Великого Хурала отсутствует, то выборы в состав указанного государственного органа должны проводиться в соответствии с требованиями вышеназванного закона.

В силу п.1 ст. 10 этого закона выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Назначение выборов членов Великого Хурала Республики Тыва пунктом 1 Указа Президента Республики N 609 от 20 января 2000 г. на 26 марта 2000 г. произведено менее чем за 70 дней до дня голосования, т.е. с нарушением срока, установленного статьей 10 вышеназванного закона.

Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Президент, издавая обжалуемые указы, исходил из интересов граждан, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также о том, что в данном случае он восполнил пробел в действующем законодательстве.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Одним из основных принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является согласно ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

В данном случае имелись законы Российской Федерации, регулирующие вопросы назначения указанных выборов, которыми должен был руководствоваться Президент Республики Тыва при подписании вышеуказанных указов. Не применив их, он нарушил право заявителя избирать и быть избранным в органы государственной власти в соответствии с действующим законодательством.

Неправомерным является и довод кассационной жалобы о неподведомственности данного дела суду общей юрисдикции, так как в соответствии со статьей 27 Федерального Закона Российской Федерации “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” в судебном порядке могут быть обжалованы законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления. Принятое на момент кассационного рассмотрения этого дела Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, также предусматривает возможность рассмотрения таких дел судами общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР, к отмене решения суда в кассационном порядке, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Верховного Суда Республики Тыва от 25 марта 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Президента Республики Тыва без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка

Номер документа: 92-Г00-05
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 19 мая 2000

Поиск в тексте