СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 1951 года Дело N 14-д02-31

14-Д02-31

ОПРЕДЕЛЕНИЕ суда надзорной инстанции

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в составе:

председательствующего - Журавлева В.А.

судей - Мезенцева А.К., Эрдыниева Э.Б.

дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Верина В.П. на приговор военного трибунала (ВТ) войск МТБ Воронежской области от 17 декабря 1951 года, по которому

РЫБАЛКИН Василий Федорович, 1924 года рождения, уроженец с. Криница, Острогожского района, Воронежской области, несудимый,

осужден по ст.58-1 "а" УК РСФСР к 25 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах сроком на 5 лет и с конфискацией имущества.

Постановлено лишить Рыбалкина В.Ф. медалей: "За освобождение Праги", "За победу над Германией" и "30 лет Советской Армии и Флоту".

Определением ВТ войск МТБ Московского округа от 15 января 1952 года приговор оставлен без изменения.

Определением ВТ Воронежского военного округа от 15 февраля 1955 года приговор суда и определение кассационной инстанции в отношении осужденного Рыбалкина В.Ф. изменены, наказание снижено до 7 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 2 года.

Постановлением Президиума Воронежского областного суда от 13 ноября 1998 года Рыбалкин В.Ф. признан обоснованно осужденным и не подлежащим реабилитации.

По настоящему делу также осуждены Пикулина А.С. и Рубанов Т.Г., в отношении которых протест не принесен. В протесте поставлен вопрос об отмене судебных решений в отношении Рыбалкина и прекращении дела производством за отсутствием состава преступления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Журавлева В.А., заключение прокурора Зуевой Р.Д., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия

установила:

Рыбалкин признан виновным в измене Родине, совершенном в январе 1943 года, в с.Криница, Острогожского района, как указано в приговоре, при следующих обстоятельствах.

Рыбалкин, проживая на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории, в с. Криница, и работая у немцев на конюшне, в 1942 году посещал дом Пикулиной. в котором проживал военнопленный - военнослужащий Советской Армии по имени Павел. Последний, в присутствии Рыбалкина, Рубанова, Пикулиной и других жителей села, проводил антифашистскую агитацию, в которой доказывал о скорой победе Советской Армии, склонял поджечь конюшню с лошадьми, принадлежащими оккупантам.

В январе 1943 года немецко-фашистские захватчики, располагая данными о передаче кем-то сведений на сторону Советской Армии о расположении немецких войск, произвели массовый арест жителей с.Криницы. Рыбалкин в числе других жителей села был также арестован и в качестве заложника содержался вместе с другими односельчанами в доме Путилиной. Находясь под арестом, при доставлении в комендатуру оккупантов, Рыбалкин давал показания коменданту о советском патриотизме военнопленного Павла, утверждал, что последний в доме Пикулиной проводил антифашистскую агитацию. На второй день все заложники, в том числе и Рыбалкин были освобождены.

Рыбалкин в суде показал, что в начале января 1943 года всех жителей села Криницы оккупанты собрали у здания сельсовета, отсчитали 50 человек, среди которых оказался и он, Рыбалкин, объявили их заложниками и заявили, что все заложники будут расстреляны, если жители села не скажут, где находится радиопередатчик, после чего заложников поместили под охраной в доме Путилиной. Когда находились в указанном доме, к нему, Рыбалкину, подошел Рубанов Т. и сказал, что он намерен вызвать венгерского офицера и рассказать ему про деятельность военнопленного Павла и тогда всех заложников освободят. Он и Лисицкий согласились с предложением Рубанова, их троих увели в комендатуру, куда также привели военнопленного Павла. Рубанов сказал коменданту, что Павел предлагал поджечь конюшню с лошадьми. Он, Рыбалкин, подтвердил это, кроме того, сообщил коменданту, что Павел говорил о непобедимости Советской Армии. После этого их троих вернули в дом Путилиной, а через несколько дней всех заложников освободили и объявили, что радиопередатчик обнаружен в другой деревне.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению.

Оценив исследованные доказательства, военный трибунал пришел к выводу, что Рыбалкин изменил Родине, квалифицировал его действия ст.58-1 "а" УК РСФСР, однако с таким выводом согласиться нельзя. Согласно диспозиции указанной статьи, изменой Родины являются действия, совершенные гражданами СССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу.

Суд, признавая Рыбалкина виновным в измене Родине, ни в описательной части приговора, ни в его мотивировочной части не указал, какие Рыбалкин совершил действия, указанные в диспозиции ст.58-1 "а" УК РСФСР.

Вместе с тем, Рыбалкин не мог быть признан виновным и осужден за шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, а также за бегство или перелет за границу, так как он указанных действий не совершал. Следовательно, он осужден за измену Родины, выразившейся в переходе на сторону врага. Однако Рыбалкин этих действий также не совершал, так как переход на сторону врага является умышленным преступлением, лицо, переходя на сторону врага, действует только с прямым умыслом, т.е. сознает, что совершает определенные действия с целью перехода на сторону врага и желает совершения этих действий.

Рыбалкин, чьи действия, согласно описательной части приговора, выразились в том, что он, являясь заложником, при доставлении в комендатуру к оккупантам, дал показания о советском патриотизме военнопленного Павла, о том, что последний проводит антифашистскую пропаганду, не имел умысла перейти на сторону врага, т.е. немецко-фашистских захватчиков, а имел цель сохранить свою жизнь и жизни еще сорока девяти заложников. О том, что Рыбалкин не имел умысла перейти на сторону врага, говорят и его, Рыбалкина, последующие действия. При освобождении территории Острогожского района от оккупантов Рыбалкин не сбежал вместе с ними, а вступил в ряды Советской Армии, добросовестно воевал до последнего дня Великой Отечественной войны, за героизм, проявленный в боях, был награжден орденом "Красного Знамени", медалью "За отвагу" и рядом других медалей.

При таких обстоятельствах, приговор военного трибунала, а также последующие судебные решения в отношении Рыбалкина В.Ф. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело -прекращению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.407, 408 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор военного трибунала войск МТБ Воронежской области от 17 декабря 1951 года, определение военного трибунала войск МТБ Московского округа от 15 января 1952 года, определение военного трибунала Воронежского военного округа от 15 февраля 1955 года и постановление президиума Воронежского областного суда от 13 ноября 1998 года в отношении Рыбалкина Василия Федоровича отменить, уголовное дело прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления.

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка