СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2001 года Дело N 74-Г01-32

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело N 74-Г01-32

г.Москва 21 сентября 2001 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Харланова А.В.,

Корчашкиной Т.Е.,

рассмотрела в судебном заседании от 21 сентября 2001 г. частный протест и. о. прокурора Республики Саха (Якутия) на определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2001 г. об отказе в принятии заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власову Т.А., поддержавшую доводы протеста. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

у с т а н о в и л а:

решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 г. удовлетворено заявление прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Конституции Республики Саха (Якутия).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2001 г. решение суда об удовлетворении заявления прокурора оставлено без изменения.

17 июля 2001 г. Госсобранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)”, которым, как считает прокурор, не были устранены несоответствия и противоречия, указанные в решении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 г.

18 июля 2001 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было принято постановление “О проекте закона Республики Саха (Якутия) “О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)” (законодательная инициатива комитета Палаты Представителей по законности, органам государственной власти и местному самоуправлению по заявлениям Прокурора Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2000 г. N 7-9/49 и 18 декабря 2000 г. N 7/49-00 в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) и по протесту Прокурора Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2000 г. N 7-1/49-00)”. Пунктом 3 данного постановления постановлено: во исполнение решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 г., вступившего в законную силу 13 июля 2001 г., а также с учетом статей Закона Республики Саха (Якутия) “О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)” от 15 июня 2001 г. N 293-П и Закона Республики Саха (Якутия) “О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)” (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева от 12 февраля 2001 года) приостановить до внесения соответствующих изменений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) действие статей и части статей Конституции Республики Саха (Якутия), которые на основании вступившего в законную силу решения суда, признаны недействующими и не подлежащими применению.

И. о. прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании п.3 данного Постановления недействующим и не подлежащим применению, как противоречащим федеральному законодательству, нарушающим принципы деятельности органов государственной власти: разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2001 г. в принятии заявления прокурору отказано на основании п.1 ст.129ГПКРСФСР.

В частном протесте и.о.прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене определения судьи по мотиву его незаконности.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частного протеста прокурора. Судебная коллегия оснований к отмене определения судьи не находит.

Отказывая в принятии заявления прокурору судья исходил из того, что принятием оспариваемого пункта Постановления не устанавливаются какие-либо обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, он принят во исполнение решения суда и фактически является актом, свидетельствующим о неисполнении решения суда, в связи с чем он не может рассматриваться как правовой акт нормативного характера.

Вывод судьи об отказе в принятии заявления прокурору по п.1 ст. 129 ГПК РСФСР является правильным и соответствует в целом содержанию принятого постановления само название, а также содержание которого свидетельствует о том, что в данном случае принят Госсобранием Республики Саха (Якутия) не нормативный акт, а лишь проект закона, содержащий в том числе и положение, касающееся порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда. Пункт 3 оспариваемого постановления как содержащийся в проекте закона и являющийся его составной частью не порождает каких-либо правовых последствий и не может быть в связи с этим нормативным актом.

Фактически своим постановлением Государственное Собрание (Ил Тумэн) констатировало лишь факт принятия проекта закона, который является одной из стадий законотворческого процесса.

Оспаривание же проектов законов законодательных (представительных) органов государственной власти в суд действующим законодательством не предусмотрено.

С учетом изложенного доводы частного протеста прокурора не могут повлечь отмены определения судьи.

Руководствуясь ст.ст.311, 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л а:

определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2001 г. оставить без изменения, а частный протест и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка