СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2001 года Дело N 82-Г01-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело N 82-Г01-2

г.Москва 13 февраля 2001 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.

судей Нечаева В.И.

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 13 февраля 2001г. кассационную жалобу администрации (Правительства) Курганской области на решение Кургенского областного суда от 6 декабря 2000г. по заявлению прокурора Курганской области о признании нормативного правового акта областной администрации частично недействительным.

Заслушав доклад судьи Василевской В.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

25 мая 1999г. Администрация Курганской области приняла постановление N294 “О повышении тарифных ставок (окладов”) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы”, первым пунктом которого с 1 июня 1999г. в области введены тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N309 от 18 марта 1999г.

Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании данного положения недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания ввиду несоответствия федеральному законодательству, согласно которому повышение тарифных ставок работников бюджетной сферы, должно быть произведено с 1 апреля 1999г., а не с 1 июня 1999г., как это предусмотрено оспариваемым постановлением администрации Курганской области.

Одновременно прокурор области просил по тем же основаниям признать недействительным и пункт второй этого постановления, предусматривающим повышение с 1 июля 1999г. в 1,62 раза месячные оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел, учреждений государственной противопожарной службы, финансируемых из областного бюджета.

Решением Курганского областного суда от 06.12.2000г. заявленные требования удовлетворены частично: пункт 1 оспариваемого нормативного правового акта администрации области признан недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе администрация Курганской области просит об отмене решения в удовлетворенной части заявления прокурора по мотиву неправильного применения норм материального права, в частности, ФЗ от 22.02.99г. “О федеральном бюджете на 1999г”, который не предусматрел для субъектов Российской Федерации, в том числе и для Курганской области, источников финансирования дополнительных расходов, связанных с повышением в 1999г. оплаты труда работников бюджетной сферы.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Обсуждая вопрос о законности оспариваемого положения нормативного акта, суд на основе правильного анализа действующего федерального законодательства обоснованно пришел к выводу о его противоречии Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 04.02.99г. “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, Постановлению Правительства Российской Федерации N309 от 18.03.99г. “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы” и правильно постановил решение о признании п.1 названного нормативного правового акта администрации области недействительным.

Федеральным законом от 04.02.99г. “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” установлен размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и определен срок ее введения - с 1 апреля 1999г., то есть, им урегулированы трудовые отношения по оплате труда определенной категории работников - организаций бюджетной сферы Российской Федерации, а потому в силу п. “к” ст.72 и п.п.2,5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, как относящиеся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и пользующиеся приоритетом по отношению к законам и нормативным актам субъекта Российской Федерации, должны применяться на всей территории Российской Федерации.

На необходимость повышения с 1 апреля 1999г. тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, за счет средств соответствующих бюджетов указано и в Постановлении Правительства Российской Федерации N309 от 18.03.99г. “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы” (п.3).

Право устанавливать иные сроки введения повышенных тарифной ставки субъектам РФ не предоставлено.

Следовательно, администрация Курганской области обязана была ввести на территории области повышение указанных тарифных ставок (окладов) с 1 апреля 1999г.

Поскольку принятый ею нормативный акт противоречит федеральному законодательству, суд правомерно признал его недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания.

Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения указанного выше федерального законодательства по спорным правоотношениям в связи с отсутствием указания источника их финансирования как в этом законодательстве, так и в Федеральном законе от 22.02.99г. “О федеральном бюджете на 1999г.”, являются несостоятельными.

Как сказано выше, спорные правоотношения, регулирующие вопросы трудового права, в силу п. “к” ст.72, п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; принимаемые по данному вопросу законы и нормативные акты субъекта Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, в случае такого противоречия - действует федеральный закон.

Эти положения Конституции Российской Федерации имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.15 Конституции РФ).

В силу изложенного бюджетные правоотношения к обсуждаемому вопросу не применимы и поэтому ссылка в кассационной жалобе в подтверждение незаконности решения на бюджетное законодательство является ошибочной.

Таким образом, решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права, является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.311, 294, п.1 ст.305 ГПК РСФСР, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Курганского областного суда от 6 декабря 2000г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации (Правительства) Курганской области - без удовлетворения.

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка