• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 декабря 2009 года Дело N ВАС-12926/09

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Куликовой В.Б. рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Чапаевский силикатный завод" (г. Самара) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2009 по делу NА55-18912/2008 Арбитражного суда Самарской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чапаевский силикатный завод" (далее - общество) о признании не законными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - Теруправление), выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 126 578,00 кв.м., с кадастровым номером 63:10:0208004:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1; об обязании Теруправления принять решение о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка и направить ему проект договора купли-продажи этого земельного участка.

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 резолютивная часть решения суда от 20.02.2009 изменена в части указания площади земельного участка. Суд признал незаконными действия Теруправления, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении в собственность обществу земельного участка, площадью 126 578,00 кв.м. с кадастровым номером 63:10:0208004:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1.

Суд апелляционной инстанции обязал Теруправление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ему в собственность вышеназванного земельного участка и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2009 указанные судебные акты в части обязания Теруправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия в месячный срок решения о предоставлении ему в собственность названного земельного участка и направления проекта договора купли-продажи отменено, в удовлетворении заявления в этой части отказано. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 27.07.2009 общество просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм процессуального права: пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) во взаимосвязи с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"), нарушением единообразия в толковании и применении приведенной нормы права и оставить без изменения постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009.

Рассмотрев указанное заявление, изучив материалы дела, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.07.2008 общество, приложив пакет необходимых документов, обратилось в Теруправление с заявлением о предоставлении в собственность арендованного обществом земельного участка площадью 126 578,00 кв.м., кадастровый номер 63:10:0208004:0001, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.

Письмом от 17.09.2008 N 24/2418 Теруправление сообщило о необходимости представления трех экземпляров копии кадастрового паспорта на земельный участок.

29.10.2008 общество направило в адрес Теруправления 3 экземпляра нотариально заверенных копий кадастрового паспорта земельного участка.

Письмом от 26.12.2008 N 24/2418 Теруправление возвратило обществу документы без исполнения, указав на не легитимность кадастровой стоимости земельного участка.

Считая данные действия Теруправления не соответствующими положениям статей 29, 36 ЗК РФ и нарушающими его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Давая разъяснения о применении судами положений земельного законодательства, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о том, что действия Теруправления по возврату обществу заявления о предоставлении в собственность земельного участка, поданного в порядке реализации собственником недвижимости прав, предусмотренных 36 ЗК РФ, противоречат названными выше нормам земельного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а потому удовлетворил заявленные обществом требования.

Суд, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, с учетом позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, возложил на Теруправление обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка, площадью 126 578 кв.м. и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия судом решения.

Суд кассационной инстанции согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций относительно незаконности действий Теруправления по возврату заявления, однако посчитал незаконными их выводы о необходимости устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка и направления ему проекта договора купли-продажи земельного участка.

По мнению суда кассационной инстанции, требование о понуждении уполномоченного органа к заключению договора купли-продажи или аренды земельного участка возможно только после получения отказа соответствующего органа в предоставлении земельного участка.

Между тем суд кассационной инстанции не учел следующее.

Требования, рассмотренные судом по настоящему делу, заявлены в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Установленная названным пунктом постановления Пленума обязанность уполномоченного органа принять решение о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и направить в проект договора купли-продажи этого участка корреспондирует норме, содержащейся в пункте 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Неправильное применение судом кассационной инстанции названной нормы права, фактически привело к невозможности реализации заявителем предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приватизацию земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости, что создает ему препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности

При таких условиях, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приходит к выводу, что постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2009 нарушает единообразие в толковании и применении пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, и не соответствует пункту 4 названного выше постановления Пленума.

Судебная коллегия также принимает во внимание действия администрации, последовавшие после принятия судом кассационной инстанции обжалуемого постановления, и свидетельствующие об уклонении от передачи спорного земельного участка в собственность общества.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело NА55-18912/2008 Арбитражного суда Самарской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2009.

Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить в срок до 18 января 2010 года в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Председательствующий судья А.М. Медведева

Судья Е.Е. Борисова

Судья В.Б. Куликова

Номер документа: А55-18912/2008
ВАС-12926/09
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 07 декабря 2009

Поиск в тексте