ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2009 года Дело N ВАС-12939/09

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Бабкина А.И., и Нешатаевой Т.Н. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Мариэнергосбыт" (улица Йывана Кырли, 21, город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424019) (далее - общество) от 11.09.2009 N 3133 о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.05.2009 о прекращении производства по делу N А38-421/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2009 по этому же делу по заявлению общества о признании недействительным пункта 1.1. приложения к постановлению Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл (далее - РСТ РМЭ) от 27.12.2007 N 105 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, прочим потребителям Республики Марий Эл в 2008 году". Общество просило рассмотреть исковое заявление по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считая оспариваемый акт ненормативным.

Другие лица, участвующие в деле - прокурор Республики Марий Эл (улица Коммунистическая, 14, город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000).

Суд установил: определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.05.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2009, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду того, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде из-за прекращения действия оспариваемого правового акта до момента обращения общества в суд с исковым заявлением. Общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение оспариваемыми судебными актами единообразия в толковании и применении норм права. По мнению общества, ему отказано в праве на судебную защиту, вследствие чего нарушаются его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку из-за установленного РСТ РМЭ на 2008 год одноставочного тарифа, общество недополучило в полном объеме оплату за отпущенную электрическую энергию.

Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра указанного судебного акта в порядке надзора в целях установления единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, так как в судебной практике по данному вопросу имеется два различных правовых подхода.

В рассматриваемом деле Арбитражный суд Республики Марий Эл установил, что постановление РСТ РМЭ является нормативным актом.

Вследствие чего, суд, руководствуясь сложившейся судебной практикой, рассмотрел его коллегиальным составом судей с соблюдением порядка, предусмотренного главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правил о подсудности.

В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дела, суд установил, что спорное постановление РСТ РМЭ (пункт 1.1 приложения к которому обжаловало общество) прекратило свое действие с 01.01.2009; с соответствующим заявлением в арбитражный суд общество обратилось 09.02.2009, то есть действие спорного нормативного правового акта истекло до обращения общества в суд соответствующим заявлением.

Исходя из чего, суд первой инстанции сделал вывод, который был поддержан и кассационной инстанцией, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора на момент подачи заявления перестал существовать, и прекратил производство по делу.

Между тем, согласно правилу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходя из правовой позиции определенной Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановление от 29.05.2007 N 16260/06) энергоснабжающие организации обязаны применять тариф, рассчитанный регулирующим органом, если тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.

Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, определение о прекращении производства по делу об оспаривании нормативного акта по мотиву прекращения его действия и без оценки законности нормативного акта, не опровергает законность установления обжалуемого заявителем одноставочного тарифа, применение которого может привести к нарушению прав заявителя в части получения последним в полном размере оплаты за отпущенную электрическую энергию. При этом общество не может защищать свои права, которые считает нарушенными, ни посредством оспаривания нормативного акта, ни посредством искового производства по спору с контрагентами.

Анализ арбитражной практики показал отсутствие единообразия при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных актов.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (постановление от 29.06.2009 по делу N А58-4377/08), Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 06.08.2009 по делу N А66-10093/2008, постановление от 08.04.2008 по делу N А42-6416/2007) и Федеральный арбитражный суд Московского округа (постановление от 05.05.2009 по делу N А41-23496/08) считают неправомерным прекращение производства по делу в случае прекращения действия оспариваемого нормативного акта без выяснения в процессе судебного разбирательства факта нарушения оспариваемым актом прав заявителя.

При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А38-421/2009 Арбитражного суда Республики Марий Эл для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.05.2009 о прекращении производства по делу и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2009 по тому же делу.

2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление открытого акционерного общества "Мариэнергосбыт" о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 23 декабря 2009 г.

Председательствующий судья

______________

С.В.Сарбаш

Судья

______________

А.И. Бабкин

Судья

______________

Т.Н. Нешатаева