• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 февраля 2010 года Дело N ВАС-1381/10

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Разумова И.В., судей Весеневой Н.А. и Киреева Ю.А., рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (город Волгоград) от 20.01.2010 N 08/1189 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2009 по делу N А12-8704/2009, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2009 по тому же делу по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (город Волгоград; далее - Управление) к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (город Волгоград; далее - Департамент) о признании незаконным отказа Департамента от передачи в безвозмездное пользование Управлению нежилых помещений, расположенных по адресу: город Волгоград, улица Кирова, дом 120, и об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов Управления путем обязания Департамента заключить с Управлением договор безвозмездного пользования этими помещениями.

Иные лица, участвующие в деле: администрация Волгограда (город Волгоград), Волгоградская городская Дума (город Волгоград), территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Волгоградской области (город Волгоград).

Суд

УСТАНОВИЛ:

решением суда первой инстанции от 23.07.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2009 и постановлением суда кассационной инстанции от 02.12.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление не согласно с принятыми по делу судебными актами; в заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

Изучив доводы заявителя и представленные им документы, содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей пришла к выводу о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.

Как установлено судами, Управление, занимающее находящиеся в муниципальной собственности спорные нежилые помещения на праве аренды, обратилось в администрацию Волгограда с просьбой передать данные помещения в безвозмездное пользование.

Департамент письмами отказал Управлению в удовлетворении его просьбы, сославшись на отсутствие правовых оснований для такой передачи.

Управление, сочтя этот отказ не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании действий Департамента незаконными и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если используется федеральными органами государственной власти.

Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) установлена обязанность органов местного самоуправления безвозмездно передать до 01.01.2008 в федеральную собственность имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти.

При этом в переходный период, установленный данным пунктом Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, федеральные органы государственной власти вправе безвозмездно использовать отвечающее указанным выше критериям имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Применяя приведенные нормы права, суды учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определении от 07.12.2006 N 542-О, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 18.11.2008 N 7321/08, согласно которым передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность возможна лишь при наличии волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, достижении соответствующих договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, не допускается.

Поскольку право собственности предполагает возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, указанный выше правовой подход распространяется и на порядок заключения договоров ссуды.

Из системного толкования части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О) следует, что на стороне федеральных органов государственной власти право безвозмездного использования муниципального имущества возникает в переходный период, то есть после начала процедуры передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.

Арбитражными судами установлено, что такая передача в отношении спорных арендуемых нежилых помещений из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации не начата.

Нарушений норм права, которые согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы рассматриваться в качестве оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, коллегией судей не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А12-8704/2009 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 23.07.2009, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2009 отказать.

Председательствующий судья

И.В.Разумов

судья

Н.А. Весенева

судья

Ю.А. Киреев

Номер документа: А12-8704/2009
ВАС-1381/10
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 09 февраля 2010

Поиск в тексте