• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 года N ВАС-1080/10


[Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации]

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Вышняк Н.Г., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Тверской области (Комсомольский просп., д. 12, г. Тверь, 170026) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2009 по делу N А66-5040/2008, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2009 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Пассажирские вагоны" (Петербургское шоссе, д.45"б", г. Тверь, 170020) о признании недействительным решения названной инспекции от 23.04.2008 N 134/13 в части уменьшения налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета по уточненной налоговой декларации за июль 2005 года, на 12 569 364 рублей.

Суд установил:

закрытое акционерное общество "Пассажирские вагоны" (далее - общество) представило 05.12.2007 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - инспекция) уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года, в которой сумма налоговых вычетов превысила сумму налога на добавленную стоимость (далее - налог, НДС), исчисленную по операциям, признаваемым облагаемыми названным налогом, на 12 618 118 рублей.

По результатам камеральной проверки этой декларации инспекция приняла решение от 23.04.2008 N 134/13, которым доначислила 48 549 рублей налога, начислила 239 024 рубля пеней и уменьшила сумму налоговых вычетов на 12 618 118 рублей.

Общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2008 заявленные требования удовлетворены частично, упомянутое решение инспекции признано недействительным в части доначисления 48 548 рублей налога и начисления 239 024 рублей пеней, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 18.02.2009 решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным решения инспекции от 23.04.2008 N 134/13 об уменьшении суммы налоговых вычетов на 12 618 118 рублей отменил, дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в остальной части решение суда оставил без изменения.

При новом рассмотрении дела общество уточнило требования и просило признать недействительным решение инспекции от 23.04.2008 N 134/13 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС в сумме 12 569 364 рубля.

Сторонами проведена сверка исходных данных, послуживших основанием для отказа в возмещении НДС, и составлен акт сверки оспариваемых сумм налога по настоящему делу с указанием счетов-фактур с марта по июль 2003 года (далее - акт сверки).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2009 требования общества удовлетворены.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 решение суда первой инстанции от 29.04.2009 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 14.10.2009 указанные судебные акты оставил без изменения.

Судами сделан вывод, что июль 2005 года является налоговым периодом, в котором у общества возникло право на налоговый вычет, поскольку выставленные открытым акционерным обществом "Тверской вагоностроительный завод" в 2003 году счета-фактуры оплачены обществом платежным поручением от 28.07.2005 N 105. Общество обоснованно отразило в налоговых вычетах соответствующую сумму НДС, так как с июля 2005 года до 05.12.2007 - даты представления уточненной налоговой декларации за июль 2005 года - трех лет не прошло.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.04.2009, постановлений судов апелляционной инстанции от 03.07.2009 и кассационной инстанции от 14.10.2009 инспекция просит названные судебные акты отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и материалы дела, коллегия судей считает, что оспариваемые судебные акты не подлежат пересмотру в порядке надзора по следующим основаниям.

Общество в 2003 году приобретало у общества "Тверской вагоностроительный завод" вагоны, вагонные тележки, детали и запасные части для вагонов и вывозило названные товары в таможенном режиме экспорта в Украину и Узбекистан.

Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства, предшествовавшие представлению уточненной налоговой декларации за июль 2005 года.

Из содержания решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 22.09.2006 N 95, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки общества, видно, что обществом представлялись налоговые декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь - сентябрь 2003 года; за налоговые периоды март, апрель, июнь 2003 года обществом исчислено 11 001 329 рублей налога; обществу в связи с документальным не подтверждением экспорта доначислено 9 375 194 рубля НДС за налоговые периоды с марта по июль 2003 года.

Следовательно, по операциям реализации товаров в таможенном режиме экспорта за 2003 год НДС был исчислен и, как установили суды, уплачен в бюджет.

Общество 22.03.2007 и 20.04.2007 представило уточненную налоговую декларацию по НДС за январь 2007 года и налоговую декларацию по НДС за март 2007 года. По результатам камеральной проверки этих деклараций инспекция решениями от 09.08.2007 N 13-1058 и от 07.09.2007 N 13/355 на основании пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказала обществу в возмещении 30 558 528 рублей и 1 683 795 рублей налога на добавленную стоимость, в том числе по счетам-фактурам поставщика, отраженным в акте сверки.

Судебными актами по делам N А66-7555/2007, N 66-8148/2007 Арбитражного суда Тверской области в удовлетворении части заявленных требований отказано, так как налоговые декларации за январь и март 2007 года поданы обществом по истечении трех лет после окончания соответствующих налоговых периодов, которыми признаны содержащиеся в регистрационных номерах грузовых таможенных деклараций даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта.

Таким образом, обществу на основании пункта 2 статьи 173 Кодекса отказано в возмещении налога, уплаченного обществу "Тверской вагоностроительный завод" в июле 2005 года, по счетам-фактурам, выставленным обществу, в том числе в период с марта по июль 2003 года и отраженным в акте сверки.

После указанных событий общество 04.12.2007 представило уточненную декларацию по НДС за июль 2005 года, в которой указало подлежащих вычету 12 666 931 рубль налога.

Инспекция решением от 23.04.2008 N 134/13 исключила из налоговых вычетов 12 618 118 рублей по мотиву того, что данные суммы налога отражены в данной уточненной декларации преждевременно и дважды.

Преждевременность указания налоговых вычетов объясняется инспекцией тем обстоятельством, что в июле 2005 года общество не располагало полным пакетом документов, подтверждающих экспорт. В силу пункта 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Указанные вычеты заявлены обществом дважды, так как ранее они были отражены в налоговых декларациях по НДС за январь и март 2007 года, к которым прилагались документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса.

Таким образом, инспекция связывает возможность отражения в налоговой декларации сумм налоговых вычетов исключительно с наличием и представлением документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Однако глава 21 Кодекса содержит определенную последовательность действий плательщика НДС при наступлении юридически значимых обстоятельств, связанных с исчислением налога и применением налоговых вычетов.

Сумма налога исчисляется плательщиком НДС как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, в том числе по операциям реализации экспортированных товаров (пункты 1 и 6 статьи 166 Кодекса).

Налоговая база в отношении экспортированных товаров определяется на последнее число месяца (квартала), в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, либо - на день помещения товаров под таможенный режим экспорта, если упомянутые документы не собраны на 181-й календарный день считая с даты помещения указанных товаров под таможенный режим экспорта (пункт 9 статьи 167 Кодекса).

Исчисленная налогоплательщиком сумма налога уменьшается на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 171 Кодекса).

Упомянутые вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производятся на момент определения налоговой базы (абзац первый пункта 3 статьи 172 Кодекса), то есть в налоговом периоде, в котором собран предусмотренный статьей 165 Кодекса полный пакет документов, либо в периоде, в котором налогоплательщиком исчислен НДС по ставке 18 процентов в связи с не подтверждением экспорта.

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, подлежат вычетам (пункт 10 статьи 171 Кодекса). Указанные вычеты производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Кодекса, при наличии на этот момент предусмотренных статьей 165 Кодекса документов (абзац второй пункта 3 статьи 172 Кодекса).

Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, то уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса (пунктом 9 статьи 165 Кодекса).

Следовательно, если на момент определения налоговой базы налогоплательщик лишен возможности по объективным причинам применить налоговые вычеты, он вправе их заявить в том налоговом периоде, в котором установленные Кодексом обстоятельства наступили (пункт 1 статьи 172 Кодекса).

В данном случае экспорт состоялся в период с марта по июль 2003 года, товар оплачен поставщику 28.07.2005 на основании счетов-фактур от 2003 года, полный пакет документов собран обществом и представлен в инспекцию 20.02.2007, 21.03.2007, 20.04.2007 вместе с декларациями за январь и март 2007 года.

Алгоритм действий общества в соответствии с главой 21 Кодекса следующий: в 2003 году общество должно исчислить и заплатить НДС по декларациям 2003 года исходя из выручки от реализации товаров на экспорт без применения налоговых вычетов; в 2005 году общество вправе в декларации июля 2005 года заявить налоговые вычеты в сумме налога, уплаченной поставщику; в 2007 году - представить документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса, и налоговые декларации текущих налоговых периодов, в которых в качестве налоговых вычетов отражаются суммы налога, уплаченные в бюджет по декларациям 2003 года.

Поэтому выводы судов о правомерности отражения в уточненной налоговой декларации за июль 2005 года сумм налога, уплаченных обществу "Тверской вагоностроительный завод", признаются коллегией судей для данного дела обоснованными.

Установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил

в передаче дела N А66-5040/2008 Арбитражного суда Тверской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2009, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2009 по указанному делу отказать.

Председательствующий судья
В.М.Тумаркин

Судья
Н.Г.Вышняк

Судья
М.Г.Зорина


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка


Номер документа: А66-5040/2008
ВАС-1080/10
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 05 апреля 2010

Поиск в тексте