ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июля 2010 года Дело N ВАС-6702/10

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В. и судей Бондаренко С.П., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление общества c ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа", г. Брянск, от 07.05.2010 N09-08/1574 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 по делу N А09-3376/2009 Арбитражного суда Брянской области по иску общества с ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа" к жилищно-строительному кооперативу "Серебряный ручей" о взыскании 208 142 рублей 78 копеек задолженности.

Другие лица, участвующие в деле: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.

Суд установил: общество с ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к жилищно-строительному кооперативу "Серебряный ручей" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании 208 142 рублей 78 копеек задолженности, по договору поставки газа от 01.02.2009 N 07-5-20955.

Решением от 30.09.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 решение от 30.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 отменены, в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество "Брянскрегионгаз" в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора полагает несоответствующими нормам материального права и нарушающими единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права выводы суда кассационной инстанции о применении при определении задолженности розничной цены на газ, установленной для населения.

Исходя из доводов, изложенных в заявлении, а также из содержания указанных судебных актов, суд не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как следует из обжалуемых судебных актов, при обращении в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями, общество (поставщик) ссылалось на имеющуюся задолженность по оплате газа, выбранного кооперативом (покупателем) в период с февраля по апрель 2009 года в рамках договора поставки газа от 01.02.2009 N 07-5-20955 (с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009).

Судами установлено, что при заключении вышеуказанного договора стороны пришли к соглашению относительно договорного объема поставки газа в 2009 году в размере 543 (тыс. н. куб. м). Точками подключения конечных потребителей к распределительным сетям сторонами указаны две крышные котельные, расположенные на жилых домах по адресу г. Брянск, ул. Ромашина, дом 58, корпус 1 и корпус 3.

Выставленные поставщиком счета-фактуры за фактически отобранный газ, начисленные исходя из цен, установленных для промышленных потребителей, оплачивались покупателем по тарифам, установленным для населения, что послужило основанием для обращения поставщика в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании образовавшейся задолженности.

При этом истец ссылался на то, что в результате приобретения кооперативом газа для принадлежащих ему крышных котельных жильцы домов кооператива в качестве коммунальной услуги приобретают не газ, а тепловую энергию. В этом случае кооператив по отношению к жильцам является ресурсоснабжающей организацией, поэтому в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, должен приобретать коммунальные ресурсы (природный газ) для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения по ценам для промышленных потребителей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.

В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.

При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Вышеуказанными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При рассмотрении материалов дела судом кассационной инстанции установлено, что ответчик, является организацией, созданной в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в жилых домах.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами- членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Газ, приобретаемый в соответствии с условиями спорного договора поставки, используется ответчиком в качестве топлива для двух крышных котельных, каждая из которых используется для теплоснабжения только одного дома и производит тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилых домов, расположенных по адресу г. Брянск, ул. Ромашина, дом 58 корпус 1 и корпус 3..

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице жилищно-строительного кооператива у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике, что послужило основанием для отказа судом кассационной инстанции в удовлетворении исковых требований.

Доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были предметом рассмотрения суда кассационной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм права.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А09-3376/2009 Арбитражного суда Брянской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

______________

М.В.Пронина

Судья

______________

С.П.Бондаренко

Судья

______________

Н.П.Харчикова