• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 2008 года Дело N А53-4669/2008-С2-42

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2008 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Малыхиной М.Н., судей М.В. Ильиной, О.Х. Тимченко,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсуповой Л.А.,

при участии: от истца: Винник Наталья Владимировна, паспорт серия 6005 N 773329, выдан 09.08.2006г. ОВД Аксайского района Ростовской области, доверенность от 10.01.2008г., б/н

от ответчиков:

Администрации г. Ростова-на-Дону: не явился, извещен (уведомление N 91732)

ДИЗО г. Ростова-на-Дону: не явился, извещен (уведомление N 91733) от третьих лиц:

ГУ ФРС по Ростовской области: не явился, извещен (уведомление N 91734)

ТУ ФАУФИ по Ростовской области: не явился, извещен (уведомление N 91735) УФАКОН : не явился, извещен (уведомление N 91736) МУ "Департамент ЖКХЭ": не явился, извещен (факс, отзыв от 16.10.08г.) ФГУСП "Ростовское": не явился, извещен (уведомление N 91738) КЭУ СКВО: не явился, извещен (уведомление N 91739),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 03.07.2008г. по делу N А53-4669/2008-С2-42

по иску Государственного учреждения Ростовская-на-Дону квартирно-эксплуатационная часть района

к ответчикам Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, Главному управлению федеральной регистрационной службы по Ростовской области

при участии третьих лиц Территориального управления Федерального Агентства по управлению Федеральным имуществом по Ростовской области, Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости, Муниципального учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики", Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ростовское", КЭУ СКВО

о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности от 26.12.2007г. на земельный участок, площадью 50,7500 га, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, кадастровый номер 61:44:08 26 15:0055, регистрационная запись 61-61-01/687/2007-77,

принятое судьей Пипник Т.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Ростовская-на-Дону квартирно-эксплуатационная часть района (далее - истец, КЭЧ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону (далее - Администрация), Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО), Главному управлению федеральной регистрационной службы по Ростовской области (далее - ГУ ФРС РО) о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности от 26.12.2007г. на земельный участок, площадью 50,7500 га, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, кадастровый номер 61:44:08 26 15:0055, регистрационная запись 61-61-01/687/2007-77.

Исковые требования мотивированы тем, что указанный участок являлся частью земельного участка площадью 1274,6 га, предоставленного истцу в 1987г. в бессрочное пользование по Государственному акту. При проведении межевания в 2007 году истцу стало известно, что на часть указанного участка площадью 50,75 га зарегистрировано право муниципальной собственности.

Решением суда от 03.07.2008г. исковые требования удовлетворены. Суд указал, что материалами дела не подтверждено наличие оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования истца спорным земельным участком. Кроме того, спорный участок относится к федеральным землям в силу Федерального закона "Об обороне", в силу чего у органа местного самоуправления отсутствовали правомочия на прекращение права землепользования таким участком. Кроме того, удовлетворено ходатайство истца об исключении ГУФРС по Ростовской области из числа ответчиков по делу и привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.

Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просил решение отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. Полагает, Постановление N 1252 от 09.09.1994г. соответствующим действующему в тот период земельному законодательству, поскольку статья 28 ЗК РСФСР наделяла местные администрации правом по изъятию и предоставлению всех земельных участков, независимо от уровня собственности и целевого назначения земель. Указывает, что Закон об обороне принят только в 1996 году и не содержал изъятий применительно к указанным полномочиям местных администраций. Кроме того, Постановление N 1252 истцом оспорено не было, а договор аренды с Департаментом ЖКХЭ считается возобновленным на неопределенный срок.

В отзыве на апелляционную жалобу КЭЧ полагает решение законным и обоснованным. Указывает на отсутствие установленных Земельным кодексом РСФСР оснований для прекращения права землепользования КЭЧ, а также на тот факт, что Департамент ЖКХЭ никогда не использовал спорный земельный участок.

В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУФИ по Ростовской области полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Указывает, что земельный участок не был освоен Департаментом ЖКХЭ, срок договора аренды истек, оснований для регистрации права муниципальной собственности в 2007 году не имелось.

В судебном заседании 04.09.2008г. представитель Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить. На вопрос суда о том, использовал ли данный земельный участок под свалку Департамент ЖКХ, пояснил, что Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону такими сведениями не обладает.

В связи с отсутствием в материалах дела доказательств исполнения договора аренды земельного участка, в том числе факта использования земельного участка МУ «Департамент ЖКХ и энергетики», в целях полного и объективного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, суд дважды определениями об отложении судебного разбирательства от 04.09.2008г. и от 01.10.2008г. предлагал МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» представить соответствующие сведения. К судебному заседанию 29.10.2008г. в суд поступил отзыв Департамента ЖКХЭ, в котором выражено несогласие с решением суда. Департамент полагает постановление N 1252 законным, а договор аренды продленным на неопределенный срок. Также указывает, что свидетельство КЭЧ о праве бессрочного пользования на землю от 23.11.1994г. не является надлежащим правоподтверждающим документом, поскольку на момент его выдачи часть земель была изъята у КЭЧ в пользу с/т "Урожай", с/т "Защитник", с/т "Стрела" и др. Запрошенные судом сведения не представлены.

В судебном заседании 29.10.2008г. на основании распоряжения Председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена в составе суда: судья Ломидзе О.Г. заменена на судью Тимченко О.Х.

Истец доводы отзыва поддержал, пояснил, что спорный земельный участок никогда не использовался Департаментом, единственный полигон строительных и твердых бытовых отходов в г. Ростове-на-Дону расположен в Северо-Западном промрайоне. В подтверждение представил Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 25.11.1999г. о приемке полигона в эксплуатацию. Также пояснил, что об изъятии участка КЭЧ не было известно, проектирование застройки территории велось с учетом указанного участка.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Решением исполнительного комитета Ростовского-на-Дону Совета народных депутатов N 80 от 04.02.1987г. за Ростовской КЭЧ закреплен земельный участок площадью 1274,6га, что подтверждено выданным 25.02.1987г. государственным актом на бессрочное пользование.

Решением ТО УФАКОН по Ростовской области N 4418/07-1855 от 02.08.2007г. КЭЧ было отказано в проведении кадастрового учета земельного участка в связи с установленной несогласованностью границ (накладкой) земельного участка КЭЧ и земельного участка, арендуемого Департаментом ЖКХЭ с кадастровым N 61:44:08 26 15:0055.

Как было установлено, 09.09.1994г. было принято Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону об изъятии у КЭУ СКВО земельного участка площадью 50,га, расположенного в Северо-Западной части сельскохозяйственных угодий военного совхоза "Ростовский". Указанный участок предоставлялся в аренду Департаменту ЖКХЭ сроком на 10 лет (на период строительства мусороперерабатывающего завода) для размещения полигона твердых бытовых отходов. Пунктом 3.8 предусматривалась обязанность Департамента ЖКХЭ после завершения рекультивации земельный участок передать КЭУ СКВО для дальнейшего использования по назначению.

07.09.1998г. между Администрацией г. Ростова-на-Дону (арендодатель) и Департаментом ЖКХЭ (арендатор) на основании указанного постановления был заключен договор аренды земельного участка площадью 50,7500 га для размещения полигона твердых бытовых отходов сроком на 10 лет (с 09.09.1994г. по 09.09.2004г.).

В пункте 8.4. договора указано, что его неотъемлемой частью является и подлежит исполнению постановление N 1252, в том числе пункт 3.8. о возврате земельного участка КЭУ СКВО для дальнейшего использования по назначению после завершения рекультивации земель. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству в установленном законом порядке.

26.12.2007г. на спорный земельный участок зарегистрировано право муниципальной собственности МО "г. Ростов-на-Дону" (N 61-61-01/687/2007-77). Основанием регистрации явилось Постановление N 1252. Ответчик указывает, что регистрация проведена в соответствии с частью 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В соответствии с указанной нормой права в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

На момент принятия Постановления N 1252 земельные отношения регулировались Земельным кодексом РСФРС 1991 года с учетом изменений, внесенных Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".

Так, полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные Главой V "Порядок изъятия и предоставления земельных участков", осуществлялись соответствующими местными администрациями.

В соответствии с указанной нормой ответчики полагают Постановление N 1252 законным, вынесенным в пределах установленных кодексом полномочий местных администраций.

Однако ответчики не учитывают, что в соответствии с Разделом вторым "Заключительные и переходные положения" (п. 2) Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Так, порядок предоставления в пользование земельных участков для нужд Министерства обороны и правила пользования отведенными землями установлен Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота". Приказом Министра обороны РФ от 26.06.2000 N 334 вышеназванный Приказ признан действующим в Вооруженных Силах РФ с изменениями и дополнениями.

Согласно п. 106 вышеназванного Приказа передача земель во временное пользование допускалась только военным совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям и производилась с согласия:

- главных штабов видов Вооруженных Сил СССР, командующих (начальников) родами войск, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны СССР - по землям для специальных объектов центрального подчинения;

- командующих войсками военных округов - по землям для объектов окружного подчинения.

Передача земель во временное пользование оформляется решением исполкома районного, городского Совета депутатов трудящихся.

В соответствии с п. 103 передача земель в постоянное пользование другим землепользователям Министерства обороны СССР производится по разрешению заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.

Указанные нормы не противоречат Конституции Российской Федерации, в том числе положению части 1 статьи 72 Конституции о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Напротив, смыслу указанной нормы в соотношении с положениями статей 71, 73 Конституции противоречит возможность самостоятельного принятия органами местного самоуправления решения об изъятии и переводе в иную категорию земель обороны.

Указ Президента N 2287 не отменял необходимости получения установленных приказом согласований и не содержал указание на прекращение полномочий иных органов, в чью компетенцию входили вопросы распоряжения земельными участками. Местным администрациям были делегированы исключительно полномочия Советов народных депутатов, но не иных органов власти.

В материалы дела не представлены доказательства получения согласия уполномоченного органа на временное либо постоянное изъятие спорного земельного участка.

Кроме того, основания прекращения прав землепользования на момент изъятия участка были закреплены в статье 39 Земельного кодекса РСФРС. В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии установленного кодексом основания для изъятия земельного участка.

В отношении договора аренды 07.09.1998г. между Администрацией г. Ростова-на-Дону и Департаментом ЖКХЭ судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее. Пунктом 3.2.2. договора устанавливалась обязанность арендодателя передать земельный участок арендатору.

Доказательства исполнения указанной обязанности в материалах дела отсутствуют. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела также не представлены доказательства реального исполнения указанного договора сторонами. Департамент ЖКХЭ не подтвердил по запросу суда факт использования участка в указанных в договоре целях или каким-либо иным способом. Представитель ДИЗО в судебном заседании пояснил, что Департамент не обладает информацией о том, использовал ли арендатор спорный земельный участок. Напротив, истцом представлены доказательства размещения полигона твердых бытовых отходов в другом месте города - в Северо-Западном промрайоне, что следует из Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 25.11.1999г. о приемке полигона в эксплуатацию.

С учетом изложенного, судебная коллегия делает вывод о том, что договор аренды от 07.09.1998г. не был исполнен сторонами. Соответственно отсутствуют основания для его возобновления на неопределенный срок, поскольку статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает такое возобновление только в случае, если арендатор продолжает использовать имущество. Однако доказательств, свидетельствующих о том, что такое использование начиналось, в дело не представлено. Акт согласования и установления границ спорного участка, выполненный для Департамента ЖКХЭ и утвержденный 02.09.1998г., не свидетельствует о фактическом использовании участка Департаментом.

Таким образом, Постановление N 1252 было вынесено с нарушением положений, установленных Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75, фактического изъятия участка не произошло. Истец не знал о факте издания Постановления N 1252. Об этом свидетельствует в том числе проведение по заданию истца в июне 2007 году работ по межеванию земель КЭЧ, предоставленных по государственному акту 1987г. (с учетом изъятий, подтвержденных материалами землеустроительного дела), в результате которого истец узнал о нарушении своих прав, и представленная в материалах дела переписка истца с ответчиками, а также факт регистрации права муниципальной собственности лишь в декабре 2007 года. Федеральный собственник, полагая спорный участок своим, разработал ведомственную программу по строительству жилья для военнослужащих в 2008-2010 гг. с учетом спорного земельного участка.

Соответственно на момент регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" условия отнесения указанного участка к муниципальным землям.

В то же время с момента вступления в действие Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (03.06.1996) согласно части 10 статьи 1 закона земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Доводы Департамента ЖКХЭ о том, что земельный участок, предоставленный КЭЧ по Государственному акту 1987 года, изменился ввиду ряда изъятий в пользу садоводческих товариществ, не имеют значения для рассмотрения настоящего спора и не влекут утрату титула бессрочного пользования в отношении неизъятых земель. Кроме того, произведенные изъятия подтверждены материалами дела и не затрагивают спорный земельный участок.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе относящиеся к категории и принадлежности земельного участка, являющегося предметом спора. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы. Поскольку при принятии апелляционной жалобы ДИЗО была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с ДИЗО надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2008г. по делу N А53-4669/2008-С2-42 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в доход федерального бюджета 1000 (Одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
М.Н.Малыхина
Судьи
М.В.Ильина
О.Х.Тимченко

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-4669/2008-С2-42
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 ноября 2008

Поиск в тексте