• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2008 года Дело N А33-9152/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Демидовой Н.М., судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П., при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Искра» - Демьянова И.А., на основании доверенности от 26.02.2007 N 102-54/32ю; Севастьянова А.П., на основании доверенности от 07.02.2007;

Управления по недропользованию по Красноярского края - Яхина Р.Р., на основании доверенности от 18.01.2008 N 01-2/2-50,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Искра» (г. Красноярск)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 16 октября 2007 года по делу N А33-9152/2007, принятое судьей Ивановой Е.А.,

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Искра» к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю о признании частично недействительными пунктов лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии КРР N 01514 ТЭ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Искра» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю о признании частично недействительными пунктов 2.1.1, 2.1.7 и 2.3.1 лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии КРР N 01514 ТЭ.

В ходе судебного разбирательства заявитель изменил предмет требования, просил суд признать недействительными пункты лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии КРР N 01514 ТЭ:

- пункт 2.1.1 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность выполнять геологическое изучение лицензионной площади;

- пункт 2.1.7 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность согласовывать в Управлении Енисейского округа по технологическому и экологическому надзору план развития горных работ, проводимых по проектной документации, предусматривающей разработку Карабульского месторождения каменного угля на срок менее трех лет;

- пункт 2.3.1 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию, связанную с геологическим изучением месторождения, в том числе проводившимися другими организациями до момента заключения лицензионного соглашения.

Изменение предмета требования принято Арбитражным судом Красноярского края на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2007 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Искра» отказано.

Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью «Искра» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и признать недействительными пункты лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии КРР N 01514 ТЭ: пункт 2.1.1 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность выполнять геологическое изучение лицензионной площади; пункт 2.1.7 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность согласовывать в Управлении Енисейского округа по технологическому и экологическому надзору план развития горных работ, проводимых по проектной документации, предусматривающей разработку Карабульского месторождения каменного угля на срок менее трех лет; пункт 2.3.1 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию, связанную с геологическим изучением месторождения, в том числе проводившимися другими организациями до момента заключения лицензионного соглашения.

Общество с ограниченной ответственностью «Искра» считает решение суда первой инстанции незаконным по следующим основаниям, изложенным в апелляционной жалобе:

- признавая пункты 2.1.1 и 2.3.1 лицензионного соглашения соответствующими закону, суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению - статьи 6, 11 Закона Российской Федерации «О недрах»; лицензионное соглашение не может предусматривать иное целевое назначение участка недр или возможность производства иных лицензируемых видов работ, кроме тех, что прямо указаны в лицензии; такой вид работ, как геологическое изучение, лицензией КРР N 01514 ТЭ не предусмотрен, следовательно, лицензионное соглашение к лицензии КРР N 01514 ТЭ не может содержать в пунктах 2.1.1 и 2.3.1 указанный вид работ; ссылка суда первой инстанции на нормы Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, является неправомерной, поскольку данное Положение в настоящее время применяется в части, не противоречащей Закону Российской Федерации «О недрах»; сделав вывод о том, что лицензия выдана для проведения геологического изучения недр с одновременно и непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых, суд первой инстанции изменил лицензию, выданную для разведки и добычи каменного угля;

- суд первой инстанции не дал оценку доводу заявителя о том, что пункт 2.3.1 лицензионного соглашения возлагает за заявителя обязанность представлять проектную документацию, связанную с геологическим изучением месторождения, на государственную экологическую экспертизу и в том случае, если работы по геологическому изучению недропользователем не проводились, а им использовались результаты геологоразведочных работ, приобретенные у другой организации;

- признавая пункт 2.1.7 лицензионного соглашения соответствующим закону, суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению - абзац 3 пункт 50 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71; уточнение нормативов потерь твердых полезных ископаемых не должно осуществляться в форме плана развития горных работ, если работы по проекту предусмотрены на срок менее трех лет; согласно проекту на отбор крупнотоннажной технологической пробы на Карабульском каменноугольном месторождении в Богучанском районе срок работ составляет 2 года, потери полезного ископаемого рассчитаны в проекте; согласование плана развития горных работ от недропользователя не требуется и противоречит абзацу 3 пункта 50 Правил охраны недр; Управление Ростехнадзора согласовало заявителю нормативы эксплуатационных потерь и годовые объемы добычи угля отдельно от плана развития горных работ.

Управление по недропользованию по Красноярскому краю считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью «Искра» поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы.

Представитель Управления по недропользованию по Красноярскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Искра» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.11.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 19 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1032400761194, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Общество с ограниченной ответственностью «Искра» имеет лицензию на право пользования недрами серии КРР N 01514 ТЭ, зарегистрированной ФГУ «ТФИ по Красноярскому краю» 01.11.2004 в реестре за N 1514, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля на Карабульском месторождении (в 50 км. К югу от п. Богучаны Богучанского района Красноярского края Российской Федерации), участок недр имеет статус горного отвода, сроком окончания действия лицензии - 01.12.2029.

01.11.2004 между Территориальным агентством по недропользованию по Красноярскому краю (в дальнейшем Управление по недропользованию по Красноярскому краю (Красноярскнедра) и обществом с ограниченной ответственностью «Искра» заключено лицензионное соглашение, являющееся приложением N 2 к лицензии серия КРР номер 01514 ТЭ, которым были определены условия пользования Карабульским месторождением.

Считая противоречащими законодательству следующие пункты лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии N КРР N 01514 ТЭ:

- пункт 2.1.1 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность выполнять геологическое изучение лицензионной площади;

- пункт 2.1.7 в части, в которой он возлагает на заявителя обязанность согласовывать в Управлении Енисейского округа по технологическому и экологическому надзору план развития горных работ, проводимых по проектной документации, предусматривающей разработку Карабульского месторождения каменного угля на срок менее трех лет;

- пункт 2.3.1 в части, в которой он возлагает на истца обязанность представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию, связанную с геологическим изучением месторождения, в том числе проводившимися другими организациями до момента заключения лицензионного соглашения, общество с ограниченной ответственностью «Искра» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.

Общество с ограниченной ответственностью «Искра» в судебном заседании суда первой инстанции просило признать ничтожными в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеуказанные части пунктов лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии N КРР N 01514 ТЭ.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Отказывая в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Искра», суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые пункты лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии N КРР N 01514 ТЭ, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Искра», соответствуют закону и правомерно включены в лицензионное соглашение.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 предусмотрено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрены виды лицензий на пользования недрами, так пунктом 6.1 предусмотрены следующие виды лицензий:

- для геологического изучения недр;

- добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- образования особо охраняемых объектов.

Согласно пункту 3.3. Положения о порядке лицензирования пользования недрами участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Пунктом 3.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрено, что участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче следующих лицензий:

- на право добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- организацию особо охраняемых участков недр;

- для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.

Пунктом 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрено, что разрешается предоставления совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Согласно пункту 7.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых лицензии выдаются на срок до 25 лет.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Искра» выдана лицензия на право пользования недрами (на участок недр в виде горного отвода) серии КРР номер 01514 ТЭ, зарегистрированная 01.11.2004, сроком действия - 25 лет.

В соответствии с пунктом 33 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 геологическое обеспечение использования участка недр включает доразведку и опережающую эксплуатационную разведку при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работ, включая геологическое документирование и опробование горных выработок и скважин различного назначения, осуществление химических, спектральных и других видов анализа проб на полезные компоненты и вредные примеси, исследований технологических свойств полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, иные геологические работы по изучению и уточнению строения участка недр горно-геологических и других условий его использования.

Учитывая вышеизложенное, геологическое изучение недр проводится для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых. Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что обществу с ограниченной ответственностью «Искра» выдана совмещенная лицензия для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых, на право добычи полезных ископаемых.

Оспариваемый пункт 2.1.1 лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии N КРР N 01514 ТЭ, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Искра», предусматривает, в том числе, обязанность лицензиата выполнять геологическое изучение лицензионной площади, что не противоречит целевому назначению выданной лицензии, и действующему законодательству.

Пункт 2.3.1 лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии N КРР N 01514 ТЭ; выданной обществу с ограниченной ответственностью «Искра» в оспариваемой части возлагает обязанность представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию, связанную с геологическим изучением месторождения, в том числе проводившимися другими организациями до момента заключения лицензионного соглашения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно подпунктам 1 и 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами и выполнение условий, установленных лицензией.

Статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются в том числе, проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Учитывая изложенное, судом первой инстанции верно установлено, что действующее законодательство о недрах не допускает осуществление геологического изучения месторождения полезных ископаемых без положительного заключения государственной экологической экспертизы, в связи с чем пункт 2.3.1 лицензионного соглашения от 01.11.2004 правомерно включен в лицензионное соглашение.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что пункт 2.1.7 лицензионного соглашения от 01.11.2004 к лицензии N КРР N 01514 ТЭ; выданной обществу с ограниченной ответственностью «Искра», в части, в которой он возлагает на лицензиата обязанность согласовывать в Управлении Енисейского округа по технологическому и экологическому надзору план развития горных работ, также не противоречит законодательству о недрах.

Согласно пункту 50 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, годовые планы горных работ, включая годовые планы развития горных работ и годовые программы работ, определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.

Пунктами 2, 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, установлено:

- нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.);

- нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.

Таким образом, требование ежегодного согласования нормативов потерь твердых полезных ископаемых соответствует действующему законодательству.

Довод общества с ограниченной ответственностью «Искра» о неприменении судом первой инстанции норм материального права, подлежащего применению, является необоснованным. При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции обоснованного применил нормы материального права, подлежащие применению.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 16 октября 2007 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 16 октября 2007 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Искра» - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2007 года по делу N А33-9152/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

     Председательствующий
судья
Н.М.Демидова
Судьи
О.И.Бычкова
Г.А.Колесникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-9152/2007
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 февраля 2008

Поиск в тексте