• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2007 года Дело N А72-1814/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А. , с участием:

от заявителя - представитель Матюшова Ю.В., дов. от 30 марта 2007 г.,

от ООО «ЭКОИНКОМ» - представитель Развозжаева Ю.А., дов. от 03 мая 2007 г.,

от 3-их лиц: НП «Экология» - представитель не явился, извещен,

от ООО НПП «Эколидер» - представитель не явился, извещен,

от ОАО «Ульяновскнефть» - представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2007 г. апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области, г.Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 мая 2007г. по делу N А72-1814/2007, судья Прохоров А.Е.,

по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области, г.Ульяновск, к ООО «ЭКОИНКОМ», г.Ульяновск, 3-и лица: НП «Экология», Чувашская Республика, г.Чебоксары, ООО НПП «Эколидер», г.Самара, ОАО «Ульяновскнефть», Ульяновская область, р.п.Новоспасское,

о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Управление по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора по Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экологическая Инновационная Компания» (далее - ООО «ЭКОИНКОМ», Общество) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного приостановления деятельности.

Решением суда от 04 мая 2007 г. заявление удовлетворено частично. ООО «ЭКОИНКОМ», расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 23, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 11 марта 2002 г. N 0001537 серия УЛД, регистрационный N 3003614, привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда в сумме 40 000 рублей на том основании, что материалами дела доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора по Ульяновской области просит решение суда изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа, ссылаясь на то, что назначенный судом вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, поскольку Общество продолжает противоправное поведение, несмотря на требование уполномоченного государственного органа прекратить его, Общество признало свою вину только под давлением улик, препятствовало раскрытию правонарушения, не осознало противоправности им содеянного, Общество приняло меры к устранению нарушения, нарушив при этом лицензионные требования и условия.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на полное исследование судом обстоятельств дела, правильное применение норм материального права, а также то, что ООО «ЭКОИНКОМ» нарушение по существу признало и приняло меры к устранению его последствий, заместитель директора Общества Паулкин В.С. сообщил об обстоятельствах правонарушения, способствовал его раскрытию.

В судебном заседании представитель Управления Ростехнадзора по Ульяновской области поддержала апелляционную жалобу, просила изменить решение суда в части вида административного наказания, назначить административное наказание в виде приостановления деятельности.

Представитель Общества просила оставить решения суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭКОИНКОМ» выдана лицензия N 73М03/0001/Л ГУПР по Ульяновской области на право обращения с опасными отходами, сроком действия до 2008 г.

Управлением Ростехнадзора по Ульяновской области по требованию Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора 13 февраля 2007 г. была проведена проверка ОАО «Ульяновскнефть» на предмет соблюдения законодательства в области обращения с опасными отходами по факту обнаружения у села Александровка на несанкционированной свалке около 90 тонн замазученного грунта.

При проверке установлено, что ОАО «Ульяновскнефть» собственными силами принимало меры по ликвидации разлива нефти. С 03 февраля 2007 г. по 06 февраля 2007 г. в рамках заключенного с ООО «ЭКОИНКОМ» договора на утилизацию от 01 апреля 2006г. N 101-06/5528-06 ОАО «Ульяновскнефть» передало на утилизацию 178 тонн замазученного грунта, что подтверждается товарно-транспортными накладными и справкой по вывозу нефтешлама силами ООО «ЭКОИНКОМ» с УПН «Северная».

ООО «ЭКОИНКОМ» в нарушение условий договора от 20 января 2006 г. на транспортировку промышленных отходов, заключенного с НП «Экология», для транспортировки данных отходов наняло частных лиц, имеющих автомашины за государственными номерами в 942 от 73, м 568 уе 73, к 530 от 73, с 175 оо73, не убедившись в наличии у данных лиц профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами и не имеющих отношения к перевозчику опасных отходов по договору (НП «Экология»). Данный факт подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, пояснением опрошенного в суде первой инстанции в качестве свидетеля заместителя директора ООО «ЭКОИНКОМ» Паулкина B.C., справкой НП «Экология» от 01 марта 2007г. N 06 и отзывом НП «Экология», направленным в арбитражный суд, справкой Управления ГИБДД УВД Ульяновской области от 17 апреля 2007 г. N 10/876. Доказательств наличия у нанятых водителей необходимой профессиональной подготовки и свидетельств о праве на обращение с опасными отходами ООО «ЭКОИНКОМ» ни в ходе административного производства, ни в суд первой инстанции не представлено.

На перевозку опасных отходов - нефтешлама, образовавшегося в результате аварии, ООО «ЭКОИНКОМ» были оформлены транспортные накладные за NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, датированные 3,4,5 и 6 февраля 2007 г., то есть датами вывоза отходов с УПН «Северная» ОАО «Ульяновскнефть». Количество и вид отходов, указанных в данных накладных, соответствует количеству и виду отходов, принятых ООО «ЭКОИНКОМ» от ОАО «Ульяновскнефть» в рамках договора на утилизацию от 01 апреля 2006г. N 101-06/5528-06 (178 тн). В качестве перевозчика в указанных накладных указано НП «Экология», с которым у ООО «ЭКОИНКОМ» заключен договор на транспортировку отходов, но которое, как указано выше, участия в перевозке не принимало и по данным накладным отходы к перевозке не принимало. В накладных указаны гос. номера автомобилей и фамилии водителей, нанятых ООО «ЭКОИНКОМ» в частном порядке для транспортировки отходов. В качестве получателя отходов указано НПП «Эколидер», с которым у ООО «ЭКОИНКОМ» заключен договор от 17 марта 2006г. N 2 на прием и переработку отходов, в том числе нефтешлама, которым предусмотрено, что транспортировка и выгрузка отходов производится силами ООО «ЭКОИНКОМ» на специальный полигон (полигон ТБО в г. Кинель Самарской области).

Из представленных в суд первой инстанции по делу доказательств (сообщение ГУП «Экология» от 14 марта 2007 г. N 42-09/60, справка НПП «Эколидер» от 03 мая 2007 г., пояснений руководителя НП «Эколидер») усматривается, что в период вывоза отходов ООО «ЭКОИНКОМ» (3-6 февраля 2007 г.) на полигон ТБО в г. Кинель для утилизации нанятым Обществом транспортом было доставлено отходов в количестве 123,3 тн, то есть в количестве на 54,7 тн меньше, чем было принято ООО «ЭКОИНКОМ» от ОАО «Ульяновскнефть» и оформленным им к транспортировке по указанным выше накладным (178 тн). При этом подтверждено, что отходы по накладным ООО «ЭКОИНКОМ» за NN 11, 12, 13, 14. 16, 17 от 4-6 февраля 2007 г. на указанный полигон в период вывоза Обществом отходов (3-6 февраля 2007 г.) не поступили.

Согласно пояснениям руководителя НП «Эколидер», опрошенного в качестве свидетеля в суде первой инстанции заместителя директора ООО «ЭКОИНКОМ» Паулкина, он обращался к руководителю НП «Эколидер» с просьбой подписать транспортные накладные и акт выполненных работ, датированные периодом вывоза нефтешлама с УПН «Северная» 03-06 февраля 2007 г., однако руководитель НП «Эколидер» подписать накладные на прием отходов в количестве 178 тн отказался до того момента, когда он мог бы убедиться, что весь груз довезен до ТБО в г. Кинель. Указанные накладные были за руководителя НП «Эколидер» подписаны заместителем руководителя Паулкиным, то есть подписи руководителя НП «Эколидер» были Паулкиным подделаны. Накладные и акт выполненных работ руководитель подписал после того, как все принятые ООО «ЭКОИНКОМ» отходы нефтепродуктов (замазученный грунт) были доставлены в соответствии с договором на ТБО в г. Кинель, в том числе с несанкционированной свалки у с. Александровка.

Комиссией в составе ОАО «Ульяновскнефть», представителей Администрации Мелекесского района, природоохранных органов 08 февраля 2007 г. на территории летнего выпаса скота села Алексеевка Мелекесского района Ульяновской области, в районе места загрузки машин, нанятых ООО «ЭКОИНКОМ» для вывоза нефтешлама (загрязненного нефтепродуктами грунта) - УПН «Северная», обнаружена несанкционированная свалка нефтешлама замазученного грунта ( 11 куч), что отражено в акте от 08 февраля 2007 г.

Из акта Управления Ростехнадзора по Ульяновской области от 13 февраля 2007 г. следует, что 13 февраля 2007 г. ООО «ЭКОИНКОМ» производились работы по вывозу нефтешлама с территории несанкционированной свалки в районе с. Александровка. Данный факт подтверждается пояснениями опрошенного в качестве свидетеля в суде первой инстанции заместителя директора ООО «ЭКОИНКОМ» Паулкина, который, не отрицая и не подтверждая факта того, что данная свалка образовалась в результате того, что в период вывоза нефтешлама с УПН «Северная» с 03 февраля по 06 февраля 2007 г. часть замазученного грунта была свалена водителями в данном месте вместо места конечного складирования (полигон в г. Кинель), подтвердил, что во избежание конфликтной ситуации нанятыми в частном порядке водителями 13 февраля 2007 г. вывез замазученный грунт с территории несанкционированной свалки и передал его на утилизацию НПП «Эколидер» на ТБО в г. Кинель. Это же подтверждается пояснениями руководителя НП «Эколидер» в суде первой инстанции, его письменными пояснениями, справкой от 03 мая 2007 г. N 01/05.

Из письменных объяснений руководителя ОАО «Ульяновскнефть» следует, что обнаруженный замазученный грунт, вывезенный на территорию летнего выпаса скота у с.Алексеевка, является грунтом, образовавшемся в результате хозяйственной деятельности ОАО «Ульяновскнефть» и вывезенным ООО «ЭКОИНКОМ» в количестве 178 тн с УПН «Северная» в рамках договора с ООО «ЭКОИНКОМ».

Из письменных пояснений граждан Горбунова В.Ф., Горбуновой В.Н., Интонова Д.С. усматривается, что 03 февраля 2007 г. они видели, как автомобиль КаМАЗ выгружал землю насыщенного черного цвета в месте несанкционированной свалки у с. Алексеевка и выезжал на дорогу, другой автомобиль КаМАЗ с гос. N 942 (один из автомобилей, нанятых ООО «ЭКОИНКОМ» для перевозки в данный день нефтешлама) двигался груженый таким же грунтом в сторону несанкционированной свалки.

Управлением Ростехнадзора по Ульяновской области 13 февраля 2007 г. произведен отбор образцов грунта из вывезенного на несанкционированную свалку у с. Алексеевка грунта. Согласно протоколу химического анализа от 21 февраля 2007г. N 2 (ьт.1, л.д.19) грунт, отобранный для анализа, содержит очень высокое содержание нефтепродуктов, в 100 и более раз превышающих ПДК, то есть допущено экстремально высокое загрязнение грунта в месте выпаса скота.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта опасных отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, (ст. 16 Федерального закона N 89-ФЗ).

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006г. N 524, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся: а) допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; б) транспортировка опасных отходов без оформленного в установленном порядке паспорта опасных отходов; в) отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; г) нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.

Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что представленными по делу прямыми и совокупностью косвенных доказательств подтверждается, что ООО «ЭКОИНКОМ» допущены грубые нарушения условий лицензионной деятельности, выразившиеся в допуске к деятельности по транспортировке и размещению опасных отходов лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (вывоз нефтешлама 03-06 февраля 2007г., вывоз замазученного грунта с места несанкционированной свалки у с. Алексеевка 13.15 февраля 2007 г.), что в свою очередь привело к нарушению правил безопасного обращения с отходами, создавшего реальную угрозу жизни и (или) возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде (экстремально высокое загрязнение отходами нефтепродуктов места выпаса скота у с. Алексеевка на площади около 100 кв.м).

Таким образом, материалами дела доказан факт совершения ООО «ЭКОИНКОМ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. А также вина Общества в его совершении.

ООО «ЭКОИНКОМ» совершило грубое нарушение лицензионных требований и условий, выразившихся в допуске к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов лиц, не имеющих профессиональной подготовки; в транспортировке опасных отходов без оформленного в установленном порядке паспорта опасных отходов; в нарушение правил безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, что охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Допущенные нарушения связаны с несоблюдением условий обеспечения безопасности здоровья населения, грубое нарушение обращения с опасными отходами создало реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, в связи с чем судом первой инстанции правомерно не применена ст.2.9 КоАП РФ.

ООО «ЭКОИНКОМ» ранее не привлекалось к административной ответственности, приняло меры к устранению нарушения, что суд обоснованно признал обстоятельствами, смягчающими ответственность.

Исходя из разъяснений, данных п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

С учетом обстоятельств совершения правонарушения, роли ООО «ЭКОИНКОМ» как юридического лица в его совершении, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств суд первой инстанции обоснованно назначил наказание в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составило 40 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что назначенное судом первой инстанции административное наказание не сможет обеспечить достижение цели административного наказания являются необоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), а также в области градостроительной деятельности.

Учитывая, что вред, причиненный окружающей среде, Обществом устранен, несанкционированная свалка ликвидирована, предусмотренные КоАП РФ основания для применения административного приостановления деятельности отсутствуют.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 04 мая 2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 мая 2007г. по делу N А72-1814/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Филиппова
Судьи
Е.И.Захарова
В.Е.Кувшинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-1814/2007
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 21 июня 2007

Поиск в тексте