ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 года Дело N А65-13597/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ООО «ШЕФ-СЕРВИС» - представитель не явился, извещено,

от Межрайонной ИФНС России N18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,

третье лицо: Чуйко Оксана Сергеевна - не явилась, извещена, рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2009 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2008 года по делу N А65-13597/2008, судья Хакимов И.А., принятое по заявлению ООО «ШЕФ-СЕРВИС», г. Казань, к Межрайонной ИФНС России N18 по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Чуйко Оксана Сергеевна, г. Москва, о признании незаконными решений налогового органа от 30 мая 2008 года N 14121А, N 14122А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и обязании налогового органа осуществить государственную регистрацию на основании полученных документов,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ШЕФ-СЕРВИС» (далее - ООО «ШЕФ-СЕРВИС», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 30 мая 2008 года (вх. номера полученных документов N14121А и N14122А) и обязании налогового органа осуществить государственную регистрацию на основании документов, полученных от общества 26 мая 2008 года.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Чуйко Оксана Сергеевна.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2008 года заявленные ООО «ШЕФ-СЕРВИС» требования удовлетворены. Решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 30 мая 2008 года (вх. номера полученных документов N14121А и N14122А) признаны незаконными как противоречащие действующему законодательству. На Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав ООО «ШЕФ-СЕРВИС» путем осуществления государственной регистрации на основании документов, полученных от общества 26 мая 2008 года.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда от 18 ноября 2008 года полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на законность оспариваемых решений, поскольку каких-либо документов, подтверждающих переход долей от участника общества Чуйко О.С. к Чуйко А.Н., регистрирующему органу представлено не было.

В связи с неявкой третьего лица и отсутствием сведений о его извещении о месте и времени судебного заседания на основании ч.1 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство дважды откладывалось.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, между Чуйко А.Н. и Чуйко О.С. был заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «ШЕФ-СЕРВИС» (далее - общество) от 14 мая 2008 года, согласно которому Чуйко О.С. продала принадлежащие ей 70 % доли в уставном капитале общества Чуйко А.Н.

Чуйко А.Н. (единственный участник заявителя) принял решение от 14 мая 2008 года о внесении изменений в устав общества в связи с выходом из состава участников Чуйко О.С., а также о возложении обязанностей генерального директора общества на себя (Чуйко А.Н.).

Общество 26 мая 2008 года обратилось в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 (л. д. 27-33), а также с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по форме Р13001 (л. д. 40-42). Вместе с заявлениями представлено решение единственного участника заявителя от 14 мая 2008 года.

Решением от 30 мая 2008 года налоговый орган отказал ООО «ШЕФ-СЕРВИС» в регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, ввиду отсутствия заявления, отвечающего требованиям пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), поскольку вносимые изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям: изменения, вносимые в учредительные документы (касающиеся участников общества), в ЕГРЮЛ не зарегистрированы (л.д.24).

Решением от 30 мая 2008 года налоговый орган отказал обществу и в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ввиду отсутствия заявления, решения о внесении изменений в учредительные документы, а также отсутствия изменений, вносимых в учредительные документы (л.д.35). Основанием для отказа в данном случае послужило то обстоятельство, что вносимые изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям: содержат недостоверную информацию, не соблюден установленный законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы.

В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случаях: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Судом установлено, что обществом представлены в обоих случаях все необходимые документы, предусмотренные п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, что подтверждается расписками в получении документов (л.д. 26, 37).

В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Федеральным законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные обществом документы соответствуют вышеуказанным требованиям, у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а также для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Довод налогового органа о том, что обществом представлено решение участника общества, принятое неполномочным органом, которое содержит недостоверную информацию, правомерно отклонен судом первой инстанции как не подтвержденный материалами дела.

Данный довод регистрирующего органа основан на указании, что согласно решению участника общества Чуйко А.Н. - единственный участник, однако документы, подтверждающие переход доли в уставном капитале от Чуйко О.С. к Чуйко А.Н. не представлены. Вместе с тем в силу положений п.1 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ в заявлении заявителем подтверждается что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лиц.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства обществом представлен договор купли-продажи доли, подтверждающий факт перехода спорной доли в уставном капитале от Чуйко О.С. к Чуйко А.Н., а представление указанного документа в регистрирующий орган пунктами 1, 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ не предусмотрено.

Довод налогового органа о несоблюдении установленного законом порядка принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, утверждения устава правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку решение о внесении изменений в устав о переходе доли в уставном капитале общества могло быть принято, а утверждение устава могло быть произведено в данном случае только единственным участником общества.

С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что представленное обществом в регистрирующий орган заявление не могло быть расценено как ненадлежащее по причине неподтверждения перехода доли в уставном капитале общества и довод налогового органа не может являться основанием для вывода об отсутствии данного документа, а также отсутствии решения о внесении изменений в учредительные документы и изменений, вносимых в учредительные документы в числе документов, представленных на государственную регистрацию.

Ссылки налогового органа на то, что изменения, вносимые в учредительные документы (касающиеся участников общества), не зарегистрированы, поэтому вносимые изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, обоснованно не приняты судом, поскольку общество и обратилось с заявлением Р13001 за регистрацией вышеуказанных изменений.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о несоответствии оспариваемых решений закону, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для возложения на ООО «ШЕФ-СЕРВИС» дополнительных обязанностей по представлению не предусмотренных законом документов и отказа в государственной регистрации.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда от 18 ноября 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2008 года по делу N А65-13597/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Филиппова
Судьи
В.С.Семушкин
А.А.Юдкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка