АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2007 года Дело N А56-12516/2006



Резолютивная часть решения объявлена 16.02.2007г.

Полный текст решения изготовлен 26.02.2007г.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи И.А.Исаевой

при ведении протокола судебного заседания судьей Исаевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ФГУ «СЗОМЦ Росздрава»

к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным Решения при участии в заседании:

от заявителя: Банников А.В., доверенность от 15.01.07 N 1, Лазаренко Е.М., доверенность от 15.01.07 б/н

от заинтересованного лица: Мустафаев Т.Р., доверенность от 4.07.06 N 03-01-01/15827, Целовальникова Е.С., доверенность от 23.01.06 N 16/197, Габукова Е.В., доверенность от 1.06.06 N 03-01-01/13002

у с т а н о в и л:

ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС РФ N 8 по Санкт-Петербургу N 16/4507 от 27.02.06 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Федеральное государственное учреждение «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган возражал против доводов заявления по основаниям, изложенным в отзыве, доводы соответствуют правовой позиции налогового органа, изложенной в мотивировочной части акта проверки и налогового решения.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд установил, что заявленное требование налогоплательщика подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

По результатам выездной налоговой проверки ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ за период с 01.01.02 по 31.07.05.

МИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу 27.12.05 был составлен Акт по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика. 27.02.06 принято Решение N 16/4507 в соответствии с которым обществу доначислен НДФЛ за период 2002-2003 гг. в сумме 25756358 руб., пени в размере 7746059 руб. 50 коп., общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафных санкций в сумме 5151271 руб. 60 коп. и по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафных санкций в сумме 130800 руб.

Налогоплательщик полагает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы и является недействительным по следующим основаниям: в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ налоговым органом не принято во внимание то обстоятельство, что ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» своевременно и в полном объеме удержал и перечислил НДФЛ по месту налогового учета головной организации, так как проверка налоговым органом осуществлялась головной организации, а не обособленного подразделения, то и ответственность по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, как к обособленному подразделению, не может быть применена.

Налогоплательщик полагает, что налоговым органом нарушен порядок проведения выездной налоговой проверки: не были проверены рабочие места по обособленным подразделениям, нарушен порядок составления протокола осмотра помещений, налоговой инспекцией осуществлена проверка за период, который более трех лет деятельности налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, Решением МИФНС РФ N 8 по Санкт-Петербургу N 16/4507 от 27.02.06 привлечено к налоговой ответственности ФГУ «СЗОМЦ Росздрава», зарегистрированное по юридическому адресу: 188531, Ленинградская область, Ломоносовский район, п. Б.Ижора, ул. Строителей, д. 18, фактически юридическое лицо находится и осуществляет деятельность в г. Санкт-Петербурге, наб. р. Фонтанки, д. 154.

По указанному адресу до 1977 года находилась Бассейновая больница им. Чудновского, 27.10.77 в результате реорганизации было учреждено ГФУ здравоохранения Балтийская центральная бассейновая больница, которая с 24.05.94г. состояла на учете в ИМНС РФ по Адмиралтейскому району.

08.07.02 было образовано ГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Минздрава России», в его состав влились медицинские учреждения, в том числе БКЦББ.

Однако, ГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения РФ» в налоговой инспекции Адмиралтейского района зарегистрировал по адресу: наб.р. Фонтанки, д. 154 обособленное подразделение - «Балтийская центральная бассейновая больница» (уведомление, л.д. 125), которая состояла на налоговом учете и на дату проверки.

Само ГУ «СЗОМЦ МР» с 30.08,02 встало на налоговый учет по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, п. Большая Ижора, ул. Строителей, д. 18 (с 24.03.05 ГУ переименовано в ФГУ «СЗОМЦФол» и по настоящее время состоит на налоговом учете в налоговой инспекции по Ломоносовскому району .

В ходе проверки установлено, и не опровергнуто налогоплательщиком, что по месту регистрации в Ломоносовском районе ФГУ деятельность не осуществляет, по ул. Строителей, д. 18 в п. Большая Ижора находится участковая больница.

ФГУ (ранее Балтийская центральная клиническая бассейновая больница) осуществляет деятельность по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 154, в состав юридического лица входят структурные подразделения, а с 2003 года два обособленных подразделения: Стоматологическое отделение и стационар N 2.

В соответствии с фактическим обстоятельствами и представленными сведениями налогоплательщиком все работники приняты на работу по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 154, начисление заработной платы, исчисление и удержание НДФЛ производилось централизованно, в целом без раздельного исчисления по структурным подразделениям и обособленным подразделениям и уплачивался, в том числе по 31.07.05 в бюджет Ленинградской области, сведения о доходах физических лиц за 2002-2004 гг. сданы также в МИФНС России по Ломоносовскому району Ленинградской области.

В связи с изложенным порядком удержания НДФЛ налоговый орган не имел возможности осуществить проверку ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» как головного медицинского учреждения по месту нахождения, без учета структурных и 2-х обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Проверка проведена за три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки в соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации г. Санкт-Петербург - город федерального значения и Ленинградская область являются самостоятельными субъектами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с Бюджетного кодекса РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетом образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений и п. 2 данной статьи к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В соответствии со ст.ст. 8, 56, 59 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов облагаемых по ставке, установленной п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ, составляют: 2002 - 100%, 2003 - 100%, 2004 - 100%, 2005 - 100% в бюджет субъекта Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург.

В результате нарушения пп. 1 п. 3 ст. 24, ст. 45, п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ, выявлено неправомерное перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации - г. Санкт-Петербург налогов, удержанных с доходов граждан, за периоды с 15.01.2002 по 31.07.2005 в сумме 25756358 руб., в том числе: за 2002г. - 3979428 руб., 2003г. - 6130350 руб., 2004г. - 7999191 руб, 2005г. - 7647389 руб.

На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени на сумму удержанного, но не перечисленного в бюджет субъекта Российской Федерации - г. Санкт-Петербург налога на доходы физических лиц в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ на момент вынесения решения в сумме 7746059 руб. 50 коп.

До вынесения налогового решения 21.01.06 руководитель налогоплательщика обратился в Управление ФНС России по Ленинградской области с просьбой о возврате из бюджета Ленинградской области 25756358 руб., так как в результате нарушения п. 3 ст. 24, ст. 45, п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговый агент осуществил уплату НДФЛ не по месту фактического нахождения - в бюджет Санкт-Петербурга. В настоящее время налог поступил в бюджет Санкт-Петербурга.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что ФГУ обоснованно налоговым органом доначислен НДФЛ и пени за проверяемый период.

За неправомерное неперечисление сумм НДФЛ, подлежащих перечислению и удержанию налоговым агентом, ФГУ привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафных санкций в сумме 5151271 руб. 60 коп. необоснованно, так как в соответствии с частями 2 и 3 п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Понятие обособленного подразделения для целей налогообложения, а также места его нахождения определены в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. Местом нахождения обособленного подразделения является место осуществления российской организацией деятельности своего обособленного подразделения.

В силу ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговый орган не оспаривает, что в проверяемый период налоговый агент своевременно осуществил перечисление НДФЛ в целом по ФГУ.

Поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности, за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц, то законных оснований для привлечения ФГУ налоговым органом по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ не имелось.

Учитывая, что ФГУ состояло на налоговом учете по месту фактического нахождения и осуществляло деятельность на территории Армиралтейского района, то согласно пп. 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов, п. 5 этой же статьи установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы сведений, предусмотренных п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ, влечет на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Сведения о доходах за 2002-2004 гг. представлены в ИМНС России по Ломоносовскому району Ленинградской области

За 2003-2004 гг. расчет штрафных санкций по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ произведен налоговым органом без учета двух обособленных подразделений в составе ФГУ, сведения о количестве работников по обособленным подразделениям в ходе проверки были получены налоговым органом. Учитывая изложенное, размер штрафных санкций за 2003-2004гг. исчислен без учета положений пп. 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ в сумме 88100 руб.

Оспариваемое Решение является необоснованным и подлежит признанию недействительным в части привлечения ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 5151271 руб. 60 коп. и по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ (2003-2004) в сумме 88100 руб.

В связи с частичным удовлетворением заявленного требования государственная пошлина оставлена судом на заявителе.

Руководствуясь статьями 167-176, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать недействительным Решение МИФНС РФ N 8 по Санкт-Петербургу N 16/4507 от 27.02.06 в части привлечения ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 5151271 руб. 60 коп., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за 2003-2004 гг. в сумме 88100 руб.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
И.А.Исаева



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка