ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2009 года Дело N А05-10725/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Северное производственное объединение «Арктика» Китаевич Н.А. по доверенности от 25.03.2009 N 27/29,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 декабря 2008 года по делу N А05-10725/2008 (судья Полуянова Н.М.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Северное производственное объединение «Арктика» (далее - Общество, ООО «СПО «Арктика») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, ФСС) о признании недействительным решения от 23.07.2008 N 7/7-10 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением суда требования удовлетворены.

Учреждение в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что оспариваемые виды выплат, производимые в пользу работников: материальная помощь из фонда цеха и из фонда предприятия, для возмещения стоимости путевок работникам, отслужившим срочную службу, женщинам при рождении ребенка, на приобретение лекарств, стоимость подарков к юбилейным датам; выплаты к юбилейным датам, праздничным дням - не включены в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень). Названный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Иных оснований для неначисления страховых взносов на произведенные выплаты данный нормативный акт не устанавливает. В Перечне не содержится указания на освобождение от начисления страховых взносов на выплачиваемый средний заработок, сохраненный работнику в связи со сдачей крови.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, ФСС проведена документальная выездная проверка Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; расходов, произведённых страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

В ходе проверки Учреждением выявлено занижение Обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на сумму 5 271 331 руб. 73 коп. вследствие неначисления страховых взносов на следующие выплаты: суммы оплаты времени доноров за сдачу крови, произведённой предприятием на основании Федерального закона от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и её компонентов» и приказа по предприятию от 14.03.1994 N 113-к; суммы премий, не связанных с производственной деятельностью, выплачиваемых в соответствии с коллективным договором, принятым на конференции трудового коллектива предприятия 06.03.2003; суммы материальной помощи из фонда цеха, оказываемой в соответствии с коллективным договором, принятым на конференции трудового коллектива предприятия 06.03.2003; суммы материальной помощи из фонда предприятия, оказываемой согласно коллективному договору, принятому на конференции трудового коллектива предприятия 06.03.2003; суммы материальной помощи, оказываемой для возмещения стоимости путёвок; суммы материальной помощи работникам, отслужившим срочную службу, оказываемой в соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи; суммы материальной помощи женщинам при рождении ребёнка, оказываемой в соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи; суммы материальной помощи на приобретение лекарств, оказываемой в соответствии с Положением о порядке оказания материальной помощи; суммы стоимости подарков к юбилейным датам и праздничным дням.

Установленные нарушения отражены в акте документальной выездной проверки страхователя от 10.06.2008 N 19.

Заместитель управляющего ФСС, рассмотрев акт проверки, вынес решение от 23.07.2008 N 7/7-10 о привлечении страхователя к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2003 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в виде штрафа в сумме 8651 руб. 56 коп. Обществу доначислены страховые взносы в сумме 43 257 руб. 78 коп. и пени в сумме 1029 руб. 04 коп.

ООО «СПО «Арктика», не согласившись с названным решением, обратилось в арбитражный суд.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральными законами источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).

Согласно пункту 4 этой же статьи виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184), также установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Под оплатой труда в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе (пункты 1, 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.

Правительство Российской Федерации уполномочено определить лишь виды выплат, которые не облагаются страховыми взносами. При этом законодатель не предоставил ему право определять расчетную базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречило бы статье 20 Закона N 165-ФЗ.

Поскольку названными законами о социальном страховании не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в качестве оплаты труда.

Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.

Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Исследовав и оценив доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаченные работникам Общества за счет чистой прибыли предприятия суммы материальной помощи из фонда цеха, из фонда предприятия, для возмещения стоимости путевок, работникам, отслужившим срочную службу, женщинам при рождении ребенка, на приобретение лекарств, стоимость подарков к юбилейным датам - не связаны с выполнением ими трудовых обязанностей и достижением ими определенных трудовых результатов, носят разовый и необязательный характер. Следовательно, указанные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов.

Учреждение, ссылаясь на то, что оспариваемые выплаты входят в систему отношений по оплате труда, в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало, что они являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.

Доводы ФСС относительно начисления страховых взносов на сумму оплаты дней, предоставленных работникам, являющимся донорами, отклоняются апелляционным судом.

Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в силу данной нормы при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Указанные выплаты работодатель обязан производить в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха, не могут считаться выплатами по трудовым договорам.

При таких обстоятельствах у ФСС отсутствовали основания для доначисления заявителю страховых взносов в сумме 43 257 руб.78 коп., соответствующих пеней и штрафа.

Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 декабря 2008 года по делу N А05-10725/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Виноградова
Судьи
О.Ю.Пестерева
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка