• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2009 года Дело N А26-8096/2008

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Кришталь Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество»

к открытому акционерному обществу «Ладэнсо» о взыскании неустойки в размере 245 442 руб. 78 коп., при участии в заседании:

от истца - Мороз А.Е., инженера по охране и защите леса, доверенность от 11.01.2009 N12,

от ответчика - Афанасьева Д.С., представителя, доверенность от 15.09.2008,

установил: Государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» (далее - истец, ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество», Лесничество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу «Ладэнсо» (далее - ответчик, ОАО «Ладэнсо», Общество, лесопользователь) о взыскании 245442,78 руб. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при осуществлении лесопользования по лесорубочным билетам, выданным в 2006 и 2007 годах.

В обоснование иска Лесничество ссылается на материалы освидетельствования переданных ответчику в пользование с целью заготовки древесины лесосек, в ходе которого установлены нарушения «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, и неуплату ответчиком неустойки в добровольном порядке.

В отзыве на исковое заявление ответчик требования о взыскании 245442,78 руб. неустойки не признал, ссылаясь на то, что Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2007, не предусмотрены процедура освидетельствования мест рубок и применение такого вида ответственности за нарушение лесохозяйственных требований как взыскание неустойки. Постановлением Правительства РФ N 273 от 08.05.2007 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» предусмотрен новый механизм расчета вреда, причиненного лесному хозяйству, и определены виды лесонарушений и размеры ответственности за их совершение. По мнению ответчика, у истца не имелось правовых оснований для применения утративших силу «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» и начисления неустоек.

В судебном заседании представитель истца поддержала требование о взыскании неустойки в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика требование о взыскании 245442,78 руб. неустойки не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

На основании договоров на аренду участков лесного фонда от 31.01.1997, от 24.06.2005, от 01.06.2006 и от 02.06.2006 Питкярантским лесхозом ответчику в 2006-2007 г.г. были выданы лесорубочные билеты, в соответствии с которыми он приобрел право на осуществление лесопользования с целью заготовки растущей, фаутной и сухостойной древесины на участках лесного фонда Питкярантского, Импилахтинского, Тулемского, Салминского, Кивиойского и Ляскельского лесничеств. Лесорубочные билеты выданы на сплошную рубку с одновременной вывозкой древесины.

В соответствии с приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 14.04.2008 N 178 «О передаче полномочий по организации и контролю использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» Государственному учреждению Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество», образованному в результате реорганизации в форме слияния ГУ РК «Питкярантский лесхоз» и ГУ РК «Олонецкий лесхоз», переданы права названного министерства по осуществлению контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, соблюдением лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов, условий договоров аренды участков лесного фонда.

По окончании срока действия выданных Обществу лесорубочных билетов, с наступлением бесснежного периода, Лесничество уведомило его о проведении освидетельствования мест рубок и просило направить представителя для участия в освидетельствовании.

По результатам проведенного с участием представителей лесопользователя освидетельствования составлены акты освидетельствования мест рубок от 07.05.2008, 08.05.2008, 13.05.2008, 15.05.2008, 19.05.2008, 20.05.2008, 21.05.2008, 22.05.2008, 23.05.2008, 28.05.2008, 02.06.2008, 09.06.2008, 30.06.2008, 01.07.2008, 06.08.2008, 07.08.2008, 08.08.2008, 18.08.2008, 20.08.2008 и от 08.09.2008 в которых зафиксирован ряд допущенных лесопользователем нарушений лесохозяйственных требований, установленных «Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила).

На основании данных актов Лесничество, руководствуясь пунктом 72 Правил, начислило Обществу неустойку в общей сумме 245442,78 руб. и направило в его адрес претензионные письма с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке.

Поскольку ответчик добровольно уплату неустойки не произвел, ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество» обратилось с исковым заявлением о взыскании неустойки в арбитражный суд.

Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду нижеследующего.

Статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшей в период выдачи ответчику лесорубочных билетов, установлена обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры определялись Правилами.

В соответствии с разделом VI Правил освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев является способом контроля за соблюдением лесопользователями требований Правил.

Акт освидетельствования в случае выявления нарушений служил основанием для начисления неустоек и являлся официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований названных Правил (пункт 65 Правил).

Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169 Правила признаны утратившими силу и после 01.04.2008 применению не подлежат.

Неустойка, предусмотренная разделом VIII Правил «Ответственность за нарушения лесохозяйственных требований», являлась, по сути, административной санкцией, установленной актом публичного права за определенные нарушения правил поведения, общеобязательных для неограниченного круга лесопользователей.

Поскольку к моменту проведения 07.05.2008, 08.05.2008, 13.05.2008, 15.05.2008, 19.05.2008, 20.05.2008, 21.05.2008, 22.05.2008, 23.05.2008, 28.05.2008, 02.06.2008, 09.06.2008, 30.06.2008, 01.07.2008, 06.08.2008, 07.08.2008, 08.08.2008, 18.08.2008, 20.08.2008 и 08.09.2008 освидетельствования мест рубок и выявления нарушений лесохозяйственных требований Правила, как нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия привлечения к ответственности, а также устанавливающий размер административной санкции, были отменены, у истца отсутствовали правовые основания для возбуждения предусмотренной Правилами процедуры привлечения лесопользователя к ответственности и начисления неустоек, установленных Правилами.

В случае выявления нарушений лесного законодательства после отмены Правил органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной либо уголовной ответственности, а также меры по обязанию таких лиц устранить выявленные нарушения и возместить причиненный ими вред в порядке, установленном действующим законодательством.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении иска отказать.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на истца.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья


Н.А.Кришталь

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-8096/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 23 апреля 2009

Поиск в тексте