• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 мая 2009 года Дело N А56-49793/2008



Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 06 мая 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Апранича В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антиповой Е.В. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "СУАЛ" ответчик: ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 140650 руб. 00 коп. при участии

- от истца: представитель не явился

- от ответчика: представителя Кудряшова С.В. (доверенность от 22.12.2008)

установил:

Открытое акционерное общество «СУАЛ» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьской железной дороги» 139566 руб. 81 коп., неправомерно списанные с лицевого счета N6176713 филиала ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» в Санкт-Петербургском ТехПД Октябрьской железной дороги за подачу, уборку вагонов и за пользование вагонами в зоне таможенного контроля станции Кандалакша 1 093 руб. 19 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и 4 313 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы представителя ответчика, суд установил следующее.

В период с 26.02.2008 по 31.03.2008 на станцию Кандалакша Октябрьской железной дороги поступили вагоны с импортным грузом, перевозимым в адрес филиала ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» в режиме внутреннего таможенного транзита.

По прибытии на станцию назначения вагоны помещались в зону таможенного контроля станции Кандалакша Октябрьской железной дороги до полного таможенного оформления, что подтверждается актами общей формы.

На основании накопительных ведомостей N270201, 060301, 300301 и согласно перечней железнодорожных документов N 108, 114, 141 с лицевого счета N 6176713 филиала ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» в Санкт-Петербурге ТехПД ОЖД было списано 139 556 руб. 81 коп., в том числе: 89 195 руб. 49 коп. - плата за пользование вагонами в период их нахождения в зоне таможенного контроля, 50316 руб. 31 коп. - сбор за подачу и уборку вагонов в/из зоны таможенного контроля станции Кандалакша Октябрьской железной дороги.

Из имеющихся в материалах дела транспортных накладных следует, что спор возник в связи с исполнением договоров перевозки грузов как в международном железнодорожном грузовом сообщении, так и во внутригосударственном сообщении.

В первом случае к правоотношениям сторон подлежит применению Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС).

В соответствии с параграфом 1,4 ст. 13 СМГС под провозными платежами понимаются плата за перевозку груза, проезд проводника, водителя автопоезда, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю. Железной дороге должны быть возмещены произведенные ею расходы по перевозкам, не предусмотренные применяемыми тарифами. Указанные расходы взыскиваются с отправителя, если расходы возникли на железной дороге отправления, или с получателя, если возникли на железной дороге назначения.

Взысканные плата за пользование вагонами, сборы за хранение грузов и сборы за подачу и уборку вагонов в зоны таможенного контроля являются составной частью провозных платежей и подлежали внесению грузополучателем на основании ст. 13, 15 СМГС.

Из актов общей формы следует, что вагоны находились в зоне таможенного контроля (далее ЗТК) станции Кандалакша Окт. Ж.д с момента прибытия грузов на станцию назначения до момента выдачи груза получателю - ОАО «СУАЛ» до полного таможенного оформления.

В соответствии со ст. 16 Таможенного кодекса РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку. Следовательно, если таможенное оформление совершается третьими лицами, то лицо, совершившее внешнеэкономическую сделку, должно возместить таким лицам все произведенные расходы.

В соответствии с параграфом 1 ст. 17 СМГС по прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю по уплате им железной дороге всех причитающихся по накладной провозных платежей; получатель обязан оплатить провозные платежи и принять груз.

В силу ст. 37 УЖТ РФ прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.

Таким образом, из норм законодательства вытекает обязанность грузополучателя своевременно принять грузы. Вместе с тем, данная обязанность не была исполнена ОАО «СУАЛ» по прибытии грузов на станцию назначения, в связи с чем перевозчик и понес расходы, связанные с размещением и нахождением грузов в зоне таможенного контроля.

Следовательно, расходы по помещению вагонов зону таможенного контроля (сбор за подачу и уборку вагонов) и нахождению вагонов в ЗТК (плата за пользование вагонами) возникли у перевозчика в период перевозки на железной дороге назначения, а потому должны быть возмещены грузополучателем.

Плата за пользование вагонами в период их нахождения в зонах таможенного контроля, сбор за подачу и уборку вагонов в зоны и из зон таможенного контроля в тариф не включены, а потому должны оплачиваться отдельно.

Что касается требований истца в размере 60 350 руб. 84 коп., в том числе: 38 018 руб. 88 коп. платы за пользование вагонами и 22 331 руб. 97 коп. сбора за подачу и уборку вагонов, основанных на транспортных железнодорожных накладных внутригосударственного сообщения, по которым перевозка осуществлялась со станции Мурманск Октябрьской железной дороги, то следует учесть, что на внутренние перевозки импортных грузов положения СМГС не распространяются.

В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранение грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Как следует из буквального толкования данной нормы, обязательным условием ее применения является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа. Аналогичное толкование приведено и в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В данном случае работы, связанные с подачей вагонов в зону таможенного контроля, связаны с исполнением перевозчиком обязанности по получению разрешения завершения внутреннего таможенного транзита.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, а также их хранением, вызваны выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора).

Исходя из изложенного, в части возврата денежных средств в размере 60 350 руб. 84 коп. требование истца подлежит удовлетворению.

Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации по внутригосударственным перевозкам в сумме 522 руб. 57 коп. подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьской железной дороги» в пользу Открытого акционерного общества «СУАЛ» 38 018 руб. 88 коп. платы за пользование вагонами и 22 331 руб. 97 коп. сбора за подачу и уборку вагонов, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 522 руб. 57 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 2326 руб. 19 коп.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
Апранич В.В.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-49793/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 06 мая 2009

Поиск в тексте