• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2009 года Дело N А26-2672/2009

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Радьковой В.В. (удостоверение N 126945), от ответчика: Цаплиной В.М. (директор); дело по заявлению прокурора Калевальского района о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Элон» (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление фармацевтической деятельности без лицензии.

В обоснование своего требования прокурор ссылается на то, что Общество, имея лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности в аптеке по адресу: пгт. Калевала, ул. Руны Калевалы, д. 7-А, осуществляет фармацевтическую деятельность еще по четырем адресам (в фельдшерско-акушерских пунктах; далее - ФАП).

В судебном заседании Радькова В.В. поддержала названную позицию.

В отзыве на заявление ООО «Элон» с предъявленным требованием не согласно по той причине, что в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.11.2005 N 5658-ВС помощь в реализации лекарственных средств населению может осуществляться фельдшером ФАПа на основании договорных отношений с аптечной организацией. В ООО «Элон» обратилась Администрация Калевальского муниципального района с просьбой заключить договоры с фельдшерами ФАПов, поскольку снабжение лекарственными средствами со стороны муниципальной аптеки было прекращено. 01.05.2008 Общество заключило агентские договоры с фельдшерами четырех ФАПов, находящихся в поселках Калевальского района. Следовательно, не Общество (принципал), а именно фельдшеры (агенты) реализуют лекарственные средства, то есть осуществляют фармацевтическую деятельность. Юридического присутствия ООО «Элон» по адресам, где происходит продажа фельдшерами медикаментов, не имеется.

В судебном заседании Цаплина В.М. названную позицию поддержала. Пояснила, что выручка от продажи лекарственных средств за минусом вознаграждений агентам поступает в распоряжение Общества.

Суд установил следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Элон» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021001074412 (лист 49).

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В 2007 году лицензирование фармацевтической деятельности осуществлялось Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 2 Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (в редакции постановления от 19.07.2007 N 455).

ООО «Элон» выдана лицензия N 10-02-000019 от 13.12.2007 (срок действия до 13.12.2012) на право осуществления фармацевтической деятельности - розничной реализации лекарственных средств с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами (листы 44-45).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В выданной Обществу лицензии указано, что осуществлять фармацевтическую деятельность ответчик вправе в аптеке по адресу: пгт. Калевала, ул. Руны Калевалы, д. 7-А.

В рамках проведенной прокуратурой Калевальского района проверки было установлено, что ООО «Элон» осуществляет фармацевтическую деятельность не только в указанной аптеке, но и в ФАПах, находящихся по следующим адресам: п. Кепа, ул. Мира, д. 31; п. Куусиниеми, ул. Набережная, д. 12; п. Луусалми, ул. Сосновая, д. 1, кв. 4; п. Новое Юшкозеро, ул. Энергетиков, д. 1, кв. 5.

Полагая, что Общество не вправе осуществлять фармацевтическую деятельность по иным, не указанным в выданной лицензии адресам, 01.04.2009 прокурор Калевальского района в присутствии законного представителя ООО «Элон» вынес постановление о возбуждении в отношении ответчика дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (листы 11-14) - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Оценив установленные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Суд считает, что постановление от 01.04.2009 вынесено уполномоченным лицом и с соблюдением гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, то есть в соответствии с требованиями КоАП РФ. Процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих отказ в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, суд не усматривает.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу подпункта «а» пункта 4 Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности» к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности отнесено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям.

Для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности, и копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил (подпункты «а», «б» пункта 6 Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности»).

В пункте 2 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» прямо указано, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на использование помещений в целях осуществления фармацевтической деятельности.

Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что осуществление лицензиатом фармацевтической деятельности возможно только в тех объектах, которые соответствуют установленным требованиям и проверены компетентными органами.

Между тем, в результате прокурорской проверки было установлено, что ООО «Элон» осуществляет розничную продажу лекарственных средств по иным адресам, которые не указаны в выданной лицензии.

Объективно результаты проверки подтверждаются: актами контрольных закупок от 30.03.2009 (листы 7-8), фотографиями (лист 9-10), объяснениями Цаплиной В.М. от 31.03.2009 (листы 15-16) и к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями фельдшеров ФАПа в пос. Кепа (листы 17-20), 4 договорами о полной материальной ответственности, заключенными ООО «Элон» 01.05.2008 с заведующими ФАПов (листы 21-28), накладными от 25, 30 и 31 марта 2009 года (листы 29-37), квитанцией от 30.03.2009 о внесении в кассу Общества 2850 руб. заведующей ФАПом в п. Кепа Богдановой Н.А. (лист 60).

Из указанных доказательств следует, что реализуемые в ФАПах лекарственные средства принадлежат ООО «Элон», а выручка от их продажи поступает ответчику.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности» подлежащая лицензированию фармацевтическая деятельность осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя и включает в себя оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

В связи с изложенным, суд не соглашается с позицией Общества об осуществлении фармацевтической деятельности фельдшерами и считает, что розничную продажу лекарственных средств в ФАПах осуществляло ООО «Элон».

В тоже время суд не разделяет позицию прокурора о квалификации этих действий по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку они охватываются диспозицией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

При этом суд руководствуется тем, что в данной ситуации для соблюдения требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Обществу было достаточно в порядке, установленном статьей 11 названного закона, внести соответствующие изменения (в части адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности) в уже имеющуюся лицензию. Получения новой лицензии или лицензий (на каждый объект) не требовалось.

То есть, имеет место посягательство на условия выданной лицензии.

Таким образом, при проверке было выявлено событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Следовательно, действия ответчика надлежит квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Будучи лицензиатом, ООО «Элон» обязано соблюдать лицензионные требования и условия. Возможность для этого у Общества имелась, поскольку в данном случае без переоформления лицензии недопустимо осуществлять фармацевтическую деятельность по иным адресам.

Поэтому ссылку Общества на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.11.2005 N 5658-ВС нельзя признать состоятельной.

Таким образом, в действиях ООО «Элон» имеется состав правонарушения, указанного в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, которая предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Смягчающих и отягчающих ответственность Общества обстоятельств судом не установлено.

При назначении наказания суд принимает во внимание отсутствие сведений о совершении ООО «Элон» каких-либо иных противоправных действий, финансовое положение, формальный состав совершенного Обществом правонарушения, а также количество нарушений.

Суд не считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, поскольку в данном случае имеет место существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям. В частности, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Согласно статье 4 данного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следовательно, осуществление ответчиком фармацевтической деятельности с нарушением условий выданной лицензии, выразившимся в продаже лекарственных средств не по разрешенному адресу, является социально опасным и значительно посягающим на охраняемые законодательством правоотношения.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ и пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 в настоящем решении подлежит указанию информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Элон» (место нахождения: пгт. Калевала, ул. Руны Калевалы, д. 7-А, основной государственный регистрационный номер 1021001074412) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Элон» в доход бюджета 30000 (тридцать тысяч) рублей штрафа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Штраф подлежит перечислению на счет N 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводска.

Получатель платежа: Управление федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия)

КПП 100101001 ИНН 1001048550 ОКАТО 86401000000 БИК 048602001

Код дохода 32211705010010000180

В графе «назначение платежа» указать: штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2672/2009.

     Судья

Р.Б.Таратунин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-2672/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 27 апреля 2009

Поиск в тексте