• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2009 года Дело N А26-2518/2009

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Одинцовой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия к индивидуальному предпринимателю Терских Оксане Александровне о взыскании штрафных санкций в размере 10000 рублей,

При участии представителей:

Заявителя - Чехонин М.Г. - ведущий специалист (доверенность от 01.11.08г. в деле, личность установлена по паспорту);

Ответчика - не явился, сведения о надлежащем извещении имеются;

Суд установил:

Заявитель, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее по тексту - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю Терских Оксане Александровне о взыскании суммы штрафных санкций в размере 10000 рублей за нарушение установленного статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) срока регистрации в качестве страхователя по тем основаниям, что ответчик не произвел в добровольном порядке уплату суммы штрафной санкции, размер которой превышает сумму 5000 рублей. В предварительном судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Ответчик, индивидуальный предприниматель Терских О.А., явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, сведения о принятии мер к надлежащему извещению ответчика о времени и места рассмотрения дела имеются: определение суда получено 11.04.09г. под роспись. От ответчика поступил письменный отзыв, в котором предприниматель признает заявленные требования, но просит снизить размер взыскиваемого штрафа в связи с тяжелым материальным положением, а также просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

В соответствии с положениями части 3 статьи 156 АПК РФ неявка надлежаще извещенного ответчика, при наличии его письменного ходатайства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствии. В соответствии с положениями части 4 статьи 137 АПК РФ судом завершено предварительное судебное заседание и рассмотрено дело по существу заявленных требований судом первой инстанции.

Учитывая признание ответчиком заявленных Фондом требований, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенного ответчика. Заслушав объяснения представителя Фонда, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Из материалов дела усматривается, что Терских Оксана Александровна является индивидуальным предпринимателем, о чем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сделана запись N 305100132600067 (л.д. 13). Ответчик состоит на учете в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации как индивидуальный предприниматель, уплачивающий страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, с регистрационным номером 009-001-083585.

Фондом проведена проверка соблюдения предпринимателем законодательства об обязательном пенсионном страховании, результаты которой нашли отражение в акте N 23 от 29 сентября 2008г. (л.д. 5). Данный акт вместе с приглашением на рассмотрение материалов проверки были направлены в адрес ответчика заказной почтой 09.10.08г. (л.д. 6-7).

По результатам проверки в отсутствии представителя предпринимателя Фондом было вынесено решение N 156 от 30 октября 2008г. о привлечении Терских О.А. к ответственности, предусмотренной ч.2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей (л.д. 8). Указанное решение и требование N 155 об уплате суммы штрафной санкции в установленный срок - до 24.11.08г. - были направлены 07.11.08г. в адрес ответчика заказной почтой и получены под роспись 11.11.08г., что подтверждается почтовым извещением (л.д. 10).

Основанием для привлечения Терских О.А. к ответственности за несвоевременное представление документов для регистрации физического лица в качестве страхователя послужил выявленный в ходе проверки факт непредставления соответствующих документов в Фонд в установленный статьей 11 Закона N 167-ФЗ срок, исчисляемый со дня заключения трудовых договоров с работниками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, осуществляется в территориальных органах страховщика по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.

В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 Закона N 167-ФЗ срока регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

Из материалов дела усматривается, что в июле 2008 года предпринимателем Терских О.А. в налоговый орган по месту учета - инспекцию ФНС по г. Петрозаводску Республики Карелия был представлен расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2008 года (л.д. 12). Из данного расчета усматривается, что предпринимателем были осуществлены выплаты физическим лицам (лицу), из которых были исчислены суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 9471,0 рублей. Данных о том, что выплаты физическим лицам имели место в период, предшествующий отчетному периоду, не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Закона. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Согласно представленному предпринимателем расчету авансовых платежей за 1 квартал 2008г. исчисление авансовых платежей производилось за все три месяца отчетного периода (январь-март 2008г.).

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что трудовые правоотношения между предпринимателем Терских О.А. и её работниками (работником) установились в январе 2008 года (первый месяц отчетного периода - 1 квартал 2008 г.).

Поскольку в ходе проверки соблюдения предпринимателем законодательства об обязательном пенсионном страховании не были установлены достоверные данные о дате заключения трудовых договоров и о том, с кем такие договора заключались, а предприниматель уклонился от представления возражений, как по материалам проверки, так и по принятому Фондом решению, суд приходит к выводу, что установить конкретную дату заключения трудового договора с физическими лицами, в отношении которых ответчик выступает страхователем по обязательному пенсионному страхованию, невозможно, следовательно, такой датой следует считать 31.01.08г. (последний день месяца, в котором осуществлялись выплаты физическому лицу).

В соответствии с установленным сроком для представления в Фонд заявления о регистрации в качестве страхователя - 30 дней со дня заключения трудового договора с работниками, у предпринимателя Терских О.А. была обязанность представить вышеуказанное заявление в срок до 02.03.2008г. Ответчиком не выполнена возложенная на него обязанность ни в указанный срок, ни на дату составления акта N 23 от 29.09.08г., что свидетельствует о допущенном ответчиком нарушении требований статьи 11 Закона N 167-ФЗ.

Поскольку пропуск установленного Законом срока превысил 90 дней (исчисляемых со 02.03.2008г.), то ответчик подлежал привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 10000 рублей. В соответствии со статьей 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Поскольку в данном случае Фонд выявил правонарушение, допущенное предпринимателем Терских О.А., не в ходе камеральной проверки (поскольку проведение камеральных проверок представленных страхователями расчетных ведомостей не входит к компетенцию Фонда, а относится к полномочиям налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ), а в результате проведения иных мероприятий контроля, то дело о привлечении предпринимателя к ответственности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. Акт вручается лицу, совершившему налогового правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считает шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ). В соответствии с пунктом 45 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствии этого лица. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ). В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований. установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения. Из материалов дела усматривается, что акт проверки и приглашение на рассмотрение материалов проверки были направлены в адрес ответчика заказной почтой 09.10.08г., в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ данное извещение и акт считаются полученными ответчиком на шестой день после отправления, то есть 15 октября 2008г. На момент рассмотрения руководителем Фонда материалов проверки возражений по акту предпринимателем Терских О.А. не представлено, на рассмотрение материалов она не явилась, сведения о соблюдении порядка извещения ответчика о месте и времени рассмотрения материалов проверки у Фонда имелись. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что охраняемые законом права предпринимателя на участие в рассмотрении материалов проверки и представление своих возражений как по акту в целом, так и по отдельным его положениям, нарушены Фондом не были.

Факт совершения предпринимателем Терских О.А. нарушения требований статьи 11 Закона N 167-ФЗ в виде пропуска более чем на 90 дней срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, нашел документальное подтверждение материалами проверки, и не опровергнут доказательствами, представляемыми предпринимателем.

Принятое Фондом решение о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной п.1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ не оспорено в установленном порядке и не исполнено в добровольном порядке в установленный в требовании срок - до 24.11.08 г. Поскольку предпринимателем не представлены письменные возражения по акту проверки, зафиксировавшему факт совершения правонарушения, то при принятии Фондом решения о привлечении Терских О.А. к ответственности не были учтены обстоятельства, смягчающие такую ответственность. В письменном отзыве на заявление Фонда предприниматель Терских О.А. признала заявленные требования, но просила суд учесть смягчающие ответственность обстоятельства и снизить сумму штрафа и размер государственной пошлины. В соответствии с положениями п.3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. Статьей 112 НК РФ установлен перечень смягчающих ответственность обстоятельств, в том числе тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения.

Кроме вышеуказанного обстоятельства суд считает возможным учесть следующие обстоятельства: совершение нарушения требований Закона N 167-ФЗ не причинило существенного ущерба интересам государства, поскольку суммы страховых взносов по застрахованным лицам ответчиком уплачивались, ответчик имеет на содержании малолетнего ребенка, размер штрафной санкции - 10000 рублей не соразмерен степени вины правонарушителя. С учетом вышеперечисленных обстоятельств, суд считает возможным снизить размер взыскиваемой санкции до 1000 рублей. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные Фондом требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в размере 1000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований, по мнению суда, следует отказать. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на ответчика. С учетом тяжелого финансового состояния ответчика суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 рублей. Руководствуясь статьями 110, 1670170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Терских Оксаны Александровны, ОРГН N 305100132600067, проживающей по адресу: г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 13-а, кв. 1, в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия 1000 рублей - штраф за нарушение срока регистрации, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

2. Решение может быть обжаловано в следующем порядке:

-в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт- Петербург).

     Судья
М.А.Одинцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-2518/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 27 апреля 2009

Поиск в тексте