• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2009 года Дело N А26-5970/2008

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Гайворонской В.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукиной А.В., рассмотрев материалы дела по иску открытого акционерного общества «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» к Государственному учреждению Республики Карелия «Пудожское центральное лесничество», Министерству лесного комплекса РК о взыскании 2 299 974 руб. 18 коп., при участии:

от истца - представителя Балакшиной В.Ю. по доверенности от 26.12.2008 года;

от Министерства лесного комплекса - представителя Фокиной С.С. по доверенности N 1 от 11 января 2009 года;

от ГУ РК «Пудожское центральное лесничество» - представителя Довнарович М.Н. по доверенности от 10 февраля 2009 года;

от Министерства финансов Республики Карелия - не явились; установил: ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственному Учреждению Республики Карелия «Пудожское центральное лесничество», Министерству лесного комплекса Республики Карелия о взыскании задолженности по оплате лесохозяйственных работ в сумме 2 299 974 руб. 18 коп. Определением суда от 26 ноября 2008 года в качестве второго ответчика по настоящему делу привлечено Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Определением суда от 12 декабря 2008 года в качестве третьего лица на стороне ответчика, ГУ РК «Пудожское центральное лесничество», привлечено Министерство финансов Республики Карелия. В судебном заседании 22 апреля 2009 года представитель истца заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 1 942 624 руб. 79 коп., которую просит взыскать с Министерства лесного комплекса Республики Карелия, в отношении второго ответчика на иске не настаивает. Суд в соответствии п. 1 ст. 49 АПК РФ ходатайство истца удовлетворил, принял к рассмотрению иск в размере 1 942 624 руб. 79 коп. Ответчик, ГУ РК «Пудожское центральное лесничество», в отзыве на иск, в судебном заседании, не признал исковые требования ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» о взыскании 1 942 624 руб. 79 коп.

В обоснование своих возражений указал, что в соответствии с пунктом 6.2.6 Договора аренды участков лесного фонд от 30 апреля 2004 года Арендатор - ОАО «Лесопромышленнаяхолдинговаякомпания «Кареллеспром» обязано ежегодно осуществлять работы по воспроизводству лесов в объёмах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором (Приложение 6). Объём указанных работ сторонами был согласован, однако, предложенные арендодателем изменения в части оплаты указанных работ, арендатором приняты не были. Согласно пункту 11.3 договора аренды при отсутствии финансирования из бюджета Республики Карелия на оплату работ по воспроизводству лесов, арендодатель ответственности не несёт. Оплата затрат по воспроизводству лесов производится по мере поступления бюджетных средств на лицевой счёт Арендодателя из бюджета РК.

Согласно части 3 статьи 61 Лесного кодекса РФ (в ред. от 04.12.2006) воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со ст.81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии сч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами. В соответствии с Лесным кодексом РФ лица, использующие леса (в том числе арендаторы) проводят мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, выполняя волю государства, которое возложило на них эту обязанность. Так как 01 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации и согласно части 2 статьи 62 Лесного работы проводятся за счёт арендатора, независимо от того, внесены ли изменения в договор аренды участков лесного фонда. Лесным кодексом РФ, Правилами лесовосстановления, утверждёнными Приказом МПР России от 16.07.2007 года N 183, установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти в случае, если выполнение вышеуказанных мероприятий не возложено на лиц, использующих леса (арендаторов), то есть на не арендованной территории лесного фонда. Следовательно, и субвенции из федерального бюджета предусмотрены на оплату работ по воспроизводству лесов на территории лесного фонда, свободной от аренды. Договор аренды участков лесного фонда заключён 30.04.2004 года, однако, согласно условиям данного договора объём выполняемых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ и условия их финансирования определяются в дополнительном соглашении к договору аренды, заключаемом между арендодателем и арендатором ежегодно. Таким образом, правоотношения сторон договора в части утверждения объёмов работ по воспроизводству лесов и условий их финансирования регулируются Протоколом соглашения по ежегодным объёмам работ по лесному хозяйству и условиям их финансирования ежегодно. Ответчик считает, что в 2007 году к вышеуказанным правоотношениям должны применяться положения вновь принятого Лесного кодекса РФ. Министерство лесного комплекса Республики Карелия не согласилось с предъявленными ОАО «ЛХК Кареллеспром» требованиями о взыскании 1 942 624 руб. 79 коп, вытекающих из договора аренды, считает неправомерными. В обоснование возражений на иск пояснило, что договор аренды является двусторонней сделкой, т.е. Министерство лесного комплекса РК (в 2007 г. Государственный комитет Республики Карелия по лесу) не являлось стороной договора и не обладало правами и обязанностями, предусмотренными данным договором.

Одновременно ответчик указал, что с 01.01.2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс Российской федерации, в соответствии с ч. 1 статьи 19 которого мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами. Статьей 25 Лесного кодекса РФ предусмотрены виды использования лесов. К ним, в числе прочих, относится заготовка древесины. В соответствии с Лесным кодексом РФ лиц; использующие леса, в том числе арендаторы, проводят мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, выполняя волю государства, которое возложило на них эту обязанность. Согласно п. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ, а также п. 4 Правил лесовосстановленю утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 г. N 183 (зарегистрирован в Минюсте Рс 20.08.2007 г. N 10020) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовок древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Премьер-министр Правительства Республики Карелия письмом от 10.05.07г. N3-4.8 9/924и обращался в Министерство природных ресурсов РФ за разъяснениями по вопрос возможности использования субвенций федерального бюджета на возмещение затрат арендаторам лесных участков на выполнение работ по воспроизводству лесов. В ответе Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 14.06.2007 г. N 04-09-29/580 указано, что согласно ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных аренду, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. В связи с этим затраты на выполнение работ по воспроизводству лесов производятся за счет средств арендаторов лесных участков и не могут быть возмещены за счет субвенций из федеральной бюджета.

Также пунктом 11.3. договора аренды предусмотрено, что при отсутствии финансирования или не поступлении в полном объеме средств из бюджета Республики Карелия для оплаты всех работ по воспроизводству лесов, произведенных арендатором в соответствии с условиями договора, Арендодатель не несет ответственность перед Арендатором за не исполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по оплате всех работ по воспроизводству лесов; за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения». Более того, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично (п. 3 ст. 450). Полагаем, что таким правом обладает сторона ГУ РК «Пудожское центральное лесничество», в отношении которой не выполнено встречное обязательство (ст. 328 ГК РФ), а именно финансирование в 2007 году из бюджета Республики Карелия для оплаты работ по воспроизводству лесов, произведенных арендатором, предусмотрено не было. Ответчик полагает, что ГУ РК «Пудожское центральное лесничество» не несет ответственности перед истцом за не исполнение обязанности по оплате работ по воспроизводству лесов. Министерство лесного комплекса Республики Карелия просит отказать ОАО «ЛХК «Кареллеспром» в удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям. Третье лицо в отзыве на иск указало, что оснований для удовлетворения заявленного требования отсутствуют; в судебное заседание представитель третьего лица не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд, заслушав пояснения представителей истца, ответчиков, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. Из материалов дела следует, что 30 апреля 2004 года Лесхоз (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор на аренду участков лесного фонда сроком до 31 декабря 2028 года для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. Согласно пункту 6.2.6 указанного договора арендатор обязан осуществлять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, установленных арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором (приложение N 6). Обязанность арендодателя оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя установлена пунктом 5.2.5 договора. Дополнительным соглашением от 20.08.2007 (лист дела 27) арендодатель (Лесхоз) заменен на Государственный комитет Республики Карелия по лесу. Государственная регистрация этого соглашения осуществлена в установленном порядке 12.09.2007г.

Распоряжением Правительства Республики Карелия 28.12.2006 г. N 406 р-П ФГУ «Пудожский лесхоз» как имущественный комплекс принято в собственность Республики Карелия. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 г. N 417 р-П ГУ РК «Пудожский лесхоз» реорганизовано путем слияния в ГУ РК «Пудожское центральное лесничество». Дополнительным соглашением к договору от 20.08.2007 г. арендодатель - ГУ РК «Пудожский лесхоз» заменен на Государственный комитет Республики Карелия по лесу. Указом главы Республики Карелия от 15.10.2007 г. N 135 государственный комитет Республики Карелия по лесу преобразован в Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Материалами дела подтверждено, что Общество выполнило силами сторонней организации обязательство, предусмотренное пунктом 6.2.6 договора, что подтверждается актами выполненных работ, не оспаривается лесхозом, которому переданы результаты работ. Поскольку Лесхоз не оплатил затраты Общества по воспроизводству лесов, арендатор обратился с настоящим требованием в суд. Судом установлено, что договор аренды от 30.04.2004г. заключён в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года; условия договора, касающиеся производства и оплаты лесовосстановительных работ, соответствуют положениям этого Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, работы по лесовосстановлению производятся за счет арендатора. Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после дня введения его в действие. В силу приведенных норм положения статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договора от 01.01.2004, условия которого изменены с 20.08.2007 - момента подписания дополнительного соглашения от 20.08.2007г. Доводы Министерства лесного комплекса Республики Карелия о том, что оно не является стороной в отношениях по договору от 30.04.2004 и у него отсутствует обязанность оплачивать работы по воспроизводству лесов в 2007 году, не соответствуют обстоятельствам дела. Из письменных объяснений истца следует, что требование к Министерству лесного комплекса Республики Карелия заявлено как к распорядителю средств федерального бюджета, выделенных в 2007 году в качестве субвенций на оплату работ по воспроизводству лесов. Из отзыва Министерства финансов Республики Карелия следует, что в 2007 году Республике Карелия на указанные цели из федерального бюджета были перечислены средства в объеме 340,1 млн. руб., из которых использовано 271, 5 млн. руб.

В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. N 837 остаток средств субвенций был направлен на те же цели в 2008 году. Распределение федеральных субвенций между получателями в 2007 году находилось в компетенции Государственного комитета Республики Карелия по лесу, с 2008 года - Министерства лесного комплекса Республики Карелия. Кроме средств федерального бюджета, учреждения лесного хозяйства производили расходы за счет доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В 2007 году расходы, произведенные за счет указанных доходов, составили 381,5 млн. руб. Поскольку Республике Карелия в 2007 году перечислены из федерального бюджета денежные средства на оплату лесовосстановительных работ, истец правомерно просит взыскать указанную сумму с распорядителя бюджетных средств.

Проверив расчёт истца, суд установил, что расчет подлежащей возмещению суммы расходов на лесохозяйственные работы производился, исходя из видов и объёмов работ, указанных в протоколе соглашения по объёмам работ на 2007 год; на основании нормативно-технологических карт на 2005 год, поскольку в 2006-2007 годах нормативно-технологические карты Госкомитетом РК по лесу не утверждались и до лесопользователей не доводились. При таких обстоятельствах расчёт истца соответствует требованиям законодательства и обстоятельствам дела. Согласно уточнённому расчёту истца, подлежащая возмещению сумма расходов на лесохозяйственные работы составляет 1 942 624 руб. 79 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с Министерства лесного комплекса Республики Карелия. Поскольку указанный ответчик освобождён от уплаты госпошлины, истцу следует возвратить из бюджета пошлину в сумме 22 999 руб. 87 коп.

В иске к Государственному учреждению Республики Карелия «Пудожское центральное лесничество» следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить. Взыскать с Министерства лесного комплекса Республики Карелия в пользу открытого акционерного общества «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» 1 942 624 руб. 79 коп. - задолженность по оплате лесохозяйственных работ.

2. В иске к Государственному учреждению Республики Карелия «Пудожское центральное лесничество» отказать.

3. Возвратить истцу из бюджета госпошлину в сумме 22 999 руб. 87 коп., уплаченную платёжным поручением N 2435 от 04.07.2008 года.

4. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья

В.И.Гайворонская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-5970/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 28 апреля 2009

Поиск в тексте