АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 мая 2009 года Дело N А26-7492/2008

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 05 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Романовой О.Я., при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Ильиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального предприятия "Сосновецкое межпоселенческое предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Беломорский муниципальный район"

к муниципальному учреждению Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, Беломорскому муниципальному району в лице Администрации Беломорского муниципального района о взыскании расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг в размере 61 515 рублей 19 копеек. при участии

от истца: Ушаковой Н.Б. - представителя по доверенности от 16.12.2008г.

от ответчика Минфина РФ: Беленковой О.М. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 20.01.2009г.,

от ответчика Минфина РК: Кузнецова Р.Г. - консультанта по доверенности от 16.07.2008г., N6.2-13,

от ответчика МУ Центральная районная больница: Петровой Н.Л. - главного бухгалтера по доверенности от 25.03.2009г.,

установил: Муниципальное предприятие "Сосновецкое межпоселенческое предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее по тексту - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к муниципальному учреждению Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия (далее по тексту - ответчик, учреждение, ЦРБ) о взыскании 71615 руб. 64 коп. - задолженности по договору "О возмещении расходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг".

В предварительном судебном заседании 13 января 2009 года представитель заявителя уточнила заявленные требования, просила взыскать с ответчика 60633 руб. 98 коп.- задолженности с учетом исключенного налога на добавленную стоимость.

Определением суда от 13 января 2009 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, Беломорский муниципальный район в лице Администрации Беломорского муниципального района.

Представитель ответчика, Муниципального учреждения Центральная районная больница Беломорского района в отзыве на заявление требования не признала, поскольку кредиторская задолженность МП «Сосновецкое ЖКХ» перед МУ Центральная районная больница составляет 110416 руб. 97 коп., что подтверждается актом сверки по состоянию на 01.04.2008г.

Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия в отзыве на заявление требования не признала по тем основаниям, что субъект Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Ответчик, муниципальное образование «Беломорский муниципальный район» в лице Администрации в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявления предприятию отказать в связи с тем, что органы местного самоуправления в полном объеме исполнили обязанность по финансированию льгот медицинским работникам, работающим и проживающим за пределами города Беломорска.

Ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ также просит в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что к полномочиям Российской Федерации отнесено только определение мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, Минфин России не имел правовых оснований после 01.01.2005 года предусматривать в федеральном бюджете средства на предоставление льгот проживающим в сельской местности медицинским работникам организаций здравоохранения, финансируемых бюджетами других уровней.

Кроме того, Минфин России считает, что сумма взыскиваемой задолженности не доказана истцом по размеру.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса, вновь изменила сумму взыскиваемой задолженности и просит взыскать 61515 рублей 19 копеек (расчет задолженности от 23.04.2009 года приобщен к материалам дела).

Администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направила, ходатайствует об отложении рассмотрения дела.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела.

Представители заявителя, Российской Федерации, Республики Карелия, Центральной районной больницы поддержали доводы, изложенные соответственно в заявлении и отзывах на него.

Представитель муниципального учреждения «Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия» в судебном заседании представила дополнительные доказательства, подтверждающие необоснованность требований, в частности смету доходов и расходов на 2007 год, баланс, пояснительную записку, сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, реестры граждан, пользующихся льготами за июнь, июль, декабрь 2007 года.

Заслушав представителей сторон, оценив представленные в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования «Беломорский муниципальный район» ХVI сессии ХХIV созыва N 79 от 28.12.2004 (в редакции решений Совета N 25, N 103 от 20.05.2005, 20.12.2006, л.д.27-30, том 2) установлена мера социальной поддержки в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением специалистам муниципальных учреждений (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальной системы здравоохранения, работающим и проживающим за пределами города Беломорска. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из бюджета Республики Карелия на реализацию данной льготы выделяется финансовая помощь (субсидия).

16.08.2007 года решением N 86 Совета депутатов утвержден Порядок организации и расходования средств субсидии на социальную поддержку специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих на селе (л.д. 26, том 2).

01.09.2006 года МП «Сосновецкое межпоселенческое предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Беломорский муниципальный район» заключило с муниципальным учреждением «Центральная районная больница Беломорский район» договор N 3 о возмещении расходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг (Закон Республики Карелия N 827 ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (л.д.9-11, том 1), который согласно пункту 5.1 считается ежегодно продленным, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении.

Согласно пункту 1.2.1 договора предприятие предоставляет льготы в форме оплаты жилой площади с отоплением в пределах социальной нормы площади жилья медицинским работникам, проживающим и работающим за пределами городов на территории муниципального образования, имеющим на это право в соответствии с вышеуказанным законом, и в соответствии со списком, предоставленным ЦРБ.

Пункт 2.1 предусматривает, что расчеты за предоставленные льготы производятся ЦРБ в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании счета-фактуры.

Во исполнение указанного договора истец предоставлял медицинским работникам, работающим и проживающим за пределами города, льготы по оплате коммунальных услуг в пределах социальной нормы, в результате чего, считает он, у него образовались убытки в размере 61 515 рублей 19 копеек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2008 года по делу А26-4397/2007 истец признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство (л.д.33-35, том 1).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В процессе рассмотрения дела истец неоднократно изменял сумму, подлежащую взысканию в качестве задолженности Центральной районной больницей перед ним. При этом изначально была указана сумма 71 615 рублей 64 копейки согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.04.2008 года (л.д. 31, том 1).

Согласно уточненному расчету (л.д. 53, том 1) по счетам-фактурам N 593 от 29.06.2007 года , N 671 от 31.07.2007 года, N 1038 от 31.12.2007 года из этой суммы был исключен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) на общую сумму 10 981 рубль 66 копеек и сумма требований составила 60 633 рубля 98 копеек.

Однако данная сумма заявлена без учета того, что в течение 2007 года истцом выставлялись счета-фактуры с выделением в них сумм НДС, а Центральная районная больница осуществляла оплату выставленных счетов-фактур с учетом НДС, общая сумма которого согласно сведений о предоставленных льготах за 2007 год, составляет 62 213 рублей 61 копейку.

Включение в объем требований НДС противоречит пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым суммы льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В обоснование расчета задолженности согласно уточненных в судебном заседании требований в размере 61 515 рублей 19 копеек истец исключил из расчета 4 счета-фактуры от 28.09.2007 N 881а на сумму 29 905,87 рублей, от 31.10.2007 N 907а на сумму 30 553,41 рубля, от 30.11.2007 N 955а на сумму 30 624,81 рубля, от 31.12.2007 N 1038а на сумму 28 996,95 рублей.

При таких обстоятельствах суд считает, что сумма убытков должна быть рассчитана, исходя из акта сверки расчетов между истцом и больницей по состоянию на 01.04.2008 года, в размере 71 615 рублей 64 копейки, при этом подлежит исключению из этой суммы НДС, начисленный по всем счетам-фактурам за 2007 год в сумме 62 213 рублей 61 копейки.

Таким образом, по состоянию на 01.04.2008 года задолженность Центральной районной больницы перед МП «Сосновецкое МП ЖКХ» составляла 9 402 рубля 03 копейки.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения иска и в указанной сумме, поскольку ЦРБ в судебное заседание представлено платежное поручение N 241 от 12.03.2007 года на сумму 47 532 рубля 29 копеек, которое не было учтено истцом при расчете исковых требований как оплата за предоставленные льготы.

Доводы истца о том, что этим платежным поручениям оплачивалась задолженность за 2006 год по счетам-фактурам от 10.11.2006 г. N 198 и от 12.12.2006 г. N 339, не приняты судом, поскольку в самом платежном поручении, в том числе, указан счет-фактура N 109 от 31.01.2007 года.

Кроме того, как подтверждается материалами дела, предоставленными в дело Центральной районной больницей 24.04.2009, в 2007 году имело место двойное пользование льготами.

В частности, указанные в списках медицинских работников, пользующихся льготами, гр-не Виговская В.И., Мирзаева Н.В., Гаврило М.С., Шевченко И.Г. и др. пользовались льготой как «Ветераны труда Республики Карелия».

Для взыскания убытков истец должен представить доказательства их наличия в заявленном размере, а также доказательства причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика.

Суд не усматривает в действиях ответчиков каких-либо неправомерных действий.

На основании Закона Республики Карелия от 19.12.2006 года N 1038-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2007 год» (в редакции Закона Республики Карелия от 07.11.2007) муниципальному образованию «Беломорский муниципальный район» в 2007 году была предоставлена субсидия на социальную поддержку специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих за пределами городов, из Регионального фонда софинансирования социальных расходов в сумме 204,0 тыс. рублей.

По информации Финансово-экономического управления Беломорского муниципального района органы местного самоуправления Беломорского района в полном объеме выполнили обязательства по обеспечению реализации льгот (л.д. 32, том 2) . Все заявки, представленные муниципальным учреждением Центральная районная больница в 2006, 2007, 2008, 2009 годах, были профинансированы за счет средств бюджета Республики Карелия и средств местного бюджета.

Согласно отчетов о расходовании средств на социальную поддержку специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих за пределами города (л.д. 33-35, том 2), на 01 января 2007, 2008, 2009 года кредиторская и дебиторская задолженность отсутствует.

Кроме того, согласно акту сверки расчетов (л.д. 31, том 2) по состоянию на 01.04.2008 года за истцом числится задолженность перед Центральной районной больницей в размере 110 416 рублей 97 копеек.

С учетом недоказанности истцом обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование наличия убытков в размере 61 515 рублей 19 копеек в связи с предоставлением коммунальных услуг медицинским работникам Центральной районной больницы, исковые требования подлежат отклонению.

Поскольку при подаче искового заявления в арбитражный суд, истцу была предоставлена отсрочка по уплате в бюджет государственной пошлины, она подлежит взысканию с МП «Сосновецкое межпоселенческое предприятие ЖКХ муниципального образования «Беломорский муниципальный район».

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления о возмещении расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг в размере 61 515 рублей 19 копеек муниципальному предприятию «Сосновецкое межпоселенческое предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Беломорский муниципальный район» отказать полностью.

2. Взыскать с муниципального предприятия «Сосновецкое межпоселенческое предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 500 рублей.

3. Решение может быть обжаловано: в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья


О.Я.Романова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка