• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 мая 2009 года Дело N А26-840/2009

Резолютивная часть решения объявлена 6 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 06 мая 2009 года 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего - М.А. Одинцовой

судей - Е.И. Левичевой

О.Я. Романовой при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сегежский ЦБК» к Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов о признании недействующим Постановления N 200 от 03.12.2008г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» в части установления одноставочного тарифа для прочих потребителей с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000 в размере 2037 руб./тыс.кВтч.

При участии представителей:

Заявителя - Семушин А.Н. - представитель (доверенность от 11.01.09г. в деле, личность установлена по паспорту);

Ответчика - Ропотихина О.О. - главный специалист (доверенность от 11.01.09г. в деле, личность установлена по паспорту), Копосова М.С. - начальник отдела (доверенность от 11.01.09г. в деле, личность установлена по паспорту);

Третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: ОАО «Карельская энергосбытовая компания» - Шевченко Н.В. - юрисконсульт (доверенность от 01.01.09г. в деле, личность установлена по паспорту);

Суд установил:

Заявитель, Открытое акционерное общество «Сегежский ЦБК» (далее по тексту - ЦБК), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее по тексту - Госкомитет, регулирующий орган) о признании недействующим полностью нормативного правового акта - постановления N 200, принятого 3 декабря 2008г. Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, по тем основаниям, что оспариваемый акт не соответствует положениям п. 12 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 41-ФЗ) и нарушает охраняемые законом права Общества.

В предварительном судебном заседании представители заявителя уточнили заявленные требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и просили суд признать вышеуказанное постановление N 200 недействующим и не соответствующим положениям статей 2, 3, 4 Закона N 41-ФЗ, а также статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003гю N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ), а также пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление N 109) в части утверждения одноставочного тарифа для прочих потребителей с годовым числом использования заявленной мощности от 6001 до 7000 - в размере 2037 руб./тыс. кВтч. Судом приняты к рассмотрению уточненные требования Общества. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Ссылаясь на вышеуказанные нормы права, Общество полагает, что при установлении тарифов для группы потребителей, к которой относится Общество, регулирующий орган неосновательно повысил одноставочный тариф до 2037 руб./тыс. кВтч., в то время как для другой категории прочих потребителей аналогичный одноставочный тариф вырос только до 895 (1208) руб./тыс.кВтч, что расценивается заявителем как установление льготного тарифа за счет повышения тарифов для других потребителей. Для получения документальных доказательств своих доводов Обществом заявлено ходатайство о назначении экспертизы по поставленным в ходатайстве вопросам. Ответчик, Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, заявленных требований не признал, полагая, что установление более низких тарифов для крупнейших промышленных предприятий, получающих электрическую энергию на диапазоне высокого напряжения с числом часов использования заявленной мощности от 7001 и выше и имеющих ровный график нагрузки предусмотрено Методическими указаниями в связи с особенностями технологии энергоёмких производств, следовательно, установленные тарифы для указанной категории потребителей не являются льготными. Поскольку льготные тарифы для вышеуказанной категории потребителей электрической энергии не были установлены оспариваемым постановлением, то у Общества отсутствуют основания считать, что повышение тарифов для потребителей той группы, к которой оно относится, произошло в результате установления льготных тарифов для другой группы потребителей электроэнергии.

В судебном заседании представители ответчика поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве на заявление Общества (л.д. 72-74). Против удовлетворения заявленного Обществом ходатайства представители ответчика возражали, полагая, что поставленные Обществом вопросы для экспертизы предполагают фактическую ревизию всех установленных в оспариваемом постановлении тарифов, основания для такой ревизии в рамках рассматриваемого спора отсутствуют.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Открытое акционерного общество «Карельская энергосбытовая компания» (далее по тексту - Компания), заявленных требований Общества не признало, полагая, что действующим законодательством льготы для категории потребителей, получающих электрическую энергию на диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования заявленной мощности от 7001 и выше, не предусмотрены, установление разных тарифов для различных категорий потребителей не может быть расценено как установление льготных тарифов для одних потребителей за счет повышения тарифов для других потребителей, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель Компании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на заявление Общества (л.д. 79-81). Против удовлетворения ходатайства Общества о назначении экспертизы представитель Компании возражал, полагая, что основания для ее проведения отсутствуют, так возникший спор может быть разрешен без проведения экспертизы. Суд не нашел оснований для назначения экспертизы по вопросам, поставленным Обществом в письменном ходатайстве N 25/2570 от 06.05.09г. (приобщено к делу в ходе судебного разбирательства), поскольку, по мнению суда, для разрешения настоящего спора не требуется получение экспертного заключения. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 200 от 3 декабря 2008г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» были установлены и введены в действие с 1 января 2009 года тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО «Карельская энергосбытовая компания» в зоне деятельности, определенной Постановлением государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 10 октября 2006г. N 137 (л.д. 42-51). Заявитель относится к прочим потребителям ОАО «Карельская энергосбытовая компания», получающим электроэнергию на диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000. Для данной категории потребителей с 01.01.09г. установлен одноставочный тариф в размере 2037 руб./тыс.кВтч (л.д. 43). До введения вышеуказанного одноставочного тарифа Обществом в 2008г. использовался утвержденный в установленном порядке одноставочный тариф в размере 1412 руб./тыс.кВтч.

Следовательно, в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом с 01.01.09г. для ОАО «Сегежский ЦБК» величина одноставочного тарифа была увеличена с 1412 руб./тыс.кВтч до 2037 руб./тыс.кВтч., то есть на 44 %, в то время как для прочих потребителей, получающих электрическую энергию в диапазоне высокого напряжения с годовым числом использования заявленной мощности от 7001 и выше рост величины одноставочного тарифа на электрическую энергию составил 8 %, для целей электролиза - 4,9 %.

По мнению заявителя, непропорциональное повышение величины тарифов для разных категорий потребителей свидетельствует о том, что повышение тарифа в отношении группы потребителей, к которой относится заявитель, произошло за счет установления льготных тарифов для другой категории потребителей, что является грубым нарушением требований Федерального закона от 14 апреля 1995г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее по тексту - Закона N 41-ФЗ), а также положений статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 7.1 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Согласно части четвертой статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом N 41-ФЗ.

Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Основными принципами государственного регулирования тарифов являются в силу статьи 2 Закона N 41-ФЗ обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемым Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6.08.004г. N 20-э/2 (далее по тексту - Методические указания) установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):

- 1 группа - базовые потребители;

- 2 группа - население;

- 3 группа - прочие потребители. Пунктом 64 Методических указаний установлена дифференциация одноставочного тарифа в зависимости от диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности, в силу чего тарифы на потребителей даже в пределах одного диапазона напряжения являются различными. Потребители электроэнергии с годовым числом часов использования заявленной мощности от 7001 и выше имеют практически ровный график нагрузки. Эти потребители влияют на график нагрузки энергосистемы, способствуя его уплотнению, и обеспечивают оптимальную загрузку наиболее экономичных энергоблоков. Установление более низких тарифов для крупнейших промышленных предприятий, получающих электрическую энергию на диапазоне высокого напряжения с числом часов использования заявленной мощности от 7001 и выше и имеющих ровный график использования предусмотрено Методическими указаниями в связи с особенностями технологии энергоёмких производств. Введение дифференциации тарифов на электрическую энергию по числу часов использования заявленной мощности позволяет потребителям оптимизировать затраты на электрическую энергию, стимулируя потребителей к максимально возможному снижению потребления электроэнергии в часы максимума нагрузки энергосистемы. Действующим законодательством не предусмотрены льготы для категории потребителей, получающих электрическую энергию на диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования заявленной мощности от 7001 и выше. Для данной категории потребителей тарифы на электрическую энергию (в том числе одноставочный тариф) устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями. При этом установление разных тарифов для разных категорий потребителей, если это осуществлено в соответствии с вышеуказанными Методическими указаниями, не может быть расценено как установление льготных тарифов для одних потребителей за счет повышения тарифов для других потребителей.

Согласно пункту 6 статьи 23 Закона N 35-ФЗ при установлении для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.

В пункте 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004г. N 109 (далее по тексту - Правила N 109), установлено, что применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательством установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.

Следовательно, установление льготных тарифов для какой-либо категории потребителей электрической и тепловой энергии возможно только при наличии следующих условий:

- законодательное установление таких льгот и оснований для их предоставления;

- наличие согласования с антимонопольным органом перечня потребителей, имеющих право на применение льгот, а также порядка компенсации выпадающих доходов поставщиком электрической и тепловой энергии. В ходе судебного разбирательства по настоящему делу не было установлено ни одного из вышеперечисленных условий для установления льготных тарифов для категории потребителей, получающих электрическую энергию на диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования заявленной мощности от 7001 и выше.

Из письма Управления Федеральной антимонопольной службы пол Республике Карелия N 04-03/1213 от 30.04.09г. усматривается, что Государственный комитет по Республике Карелия по энергетике и регулированию тарифов не обращался в Управление с целью согласования оспариваемого постановления, в том числе и в оспариваемой части, а также указанным Управлением не давались заключения по отсутствию (наличию) признаков нарушения антимонопольного законодательства для установления тарифов для группы потребителей, получающих электроэнергию на диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования мощности от 7001 и выше.

Следовательно, доводы Общества о том, что в отношении вышеуказанной категории потребителей электрической энергии, поставляемой Компанией в 2009г., были установлены льготные тарифы, не нашли своего подтверждения.

Поскольку факта установления льготных тарифов в отношении одной из категорий прочих потребителей Компании при установлении тарифов на электрическую энергию на 2009 год установлено не было, то отсутствуют основания для вывода о том, что повышение тарифа для той категории потребителей, к которой относится заявитель, произошло в результате установления льготных тарифов для другой категории потребителей.

Доводы Общества о том, что установление одноставочного тарифа для группы потребителей, к которой относится и заявитель, произведено с превышением установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и максимальных уровней регулируемых тарифов, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Предельные максимальный и минимальный уровень тарифа на электрическую энергию на 2009 года установлены Приказом ФСТ России от 05.08.2008г. N 127-э/1. Предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию по Республике Карелия, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения и годовому числу часов заявленной мощности, зонам (часам) суток составляет 140,05 коп./кВтч, что на 22,9 % выше установленного на 2008 год. Данный темп роста регулируемых цен на электрическую энергию обусловлен, в том числе, ликвидацией межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Межтерриториальное перекрестное субсидирование возникло как вынужденная мера тарифного регулирования, направленная на сдерживание роста тарифов в отдельных субъектах Российской Федерации. Ликвидация межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведение цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня будет осуществляться поэтапно, в течение 2007-2010 годов во избежание одномоментного резкого роста тарифов на электрическую энергию для потребителей.

В ходе судебного разбирательства не добыто доказательств, что утвержденные оспариваемым постановлением тарифы на электрическую энергию в среднем (без учета дифференциации по группам потребителей) превысили установленный Федеральной службой по тарифам предельный максимальный уровень тарифов по Республике Карелия на 2009 год.

Приведенные Обществом сравнительные данные по росту тарифов на электрическую энергию в различных субъектах Российской Федерации и в Республике Карелия (л.д. 59-60) не могут свидетельствовать об экономической необоснованности повышении тарифа для группы потребителей, к которой относится Общество.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления одноставочного тарифа в размере 2037 руб./тыс.кВтч. для группы потребителей с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000 соответствует требованиям Федерального закона от 14 апреля 1995г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», и не нарушает охраняемые Законом права и интересы Общества, следовательно, основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества «Сегежский ЦБК» о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов за N 200 от 3 декабря 2008г. в части утверждения одноставочного тарифа для прочих потребителей с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000 в размере 2037 руб./тыс.кВтч, отказать.

2. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов за N 200 от 3 декабря 2008 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» в части утверждения одноставочного тарифа для прочих потребителей с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000 в размере 2037 руб./тыс. кВтч, соответствующим требованиям Федерального закона от 14 апреля 1995г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

3. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.

4. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия, но может быть обжаловано:

­ в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий - М.А. Одинцова

     Судьи
Е.И.Левичева
О.Я.Романова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-840/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 06 мая 2009

Поиск в тексте