• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2009 года Дело N А26-2676/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Борунова И. Н., при ведении протокола судебного заседания Шильниковой В.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление ФРС по Тверской области, заявитель) о привлечении к административной ответственности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс» (далее - ООО «Сельхозэнергоресурс», должник) Мордашова Михаила Алексеевича.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя - Советкиной Л.И., полномочия подтверждены доверенностью от 03.04.2009 г. (в деле);

ответчика - Мордашова Михаила Алексеевича, личность удостоверена. установил:

Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление ФРС по Тверской области, заявитель, регулирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия 06 апреля 2009 года с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя - конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова Михаила Алексеевича (далее - ответчик, конкурсный упраляющий) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Требование заявителя основано на протоколе об административном правонарушении от 02.04.2009г. N00116909, составленном по результатам проверки жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области от 01.02.2009г. N10-78/Е/904, замещающим начальника отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области Е.В. Лебедевой в отношении конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова М.А., в котором зафиксированы факты несоблюдения ответчиком обязанности опубликования сведений о смене конкурсного управляющего, несоблюдения ответчиком периодичности проведения собраний кредиторов ООО «Сельхозэнергоресурс», несоблюдения конкурсным управляющим периодичности предоставления суду отчетов о своей деятельности, непринятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника, незаконного включения в конкурсную массу ООО «Сельхозэнергоресурс» 4 объектов недвижимости, нарушения срока направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд, непроведения анализа финансового состояния должника в ходе конкурсного производства, а также факт неподготовки заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника и непредставление его в Арбитражный суд Тверской области.

Определением суда от 07 апреля 2009 года рассмотрение заявления назначено в судебном заседании 16 апреля 2009 года с вызовом представителей сторон.

В судебное заседание 16 апреля 2009 года конкурсный управляющий не явился, хотя надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, письменного отзыва не представил.

Представитель заявителя в судебном заседании не возражала против отложения судебного разбирательства по рассмотрению заявления в связи с неявкой ответчика.

Определением суда от 16 апреля 2009 года рассмотрение заявления отложено на 15 мая 2009 года.

16 апреля 2009 года после судебного заседания в суд поступил отзыв конкурсного управляющего Мордашова М.А. В отзыве ответчик не соглашается с доводами, изложенными в заявлении, просит суд отказать в удовлетворении заявления о привлечении его к административной ответственности.

В судебном заседании 15 мая 2009 года представитель заявителя поддержала заявленное требование в полном объеме, просила привлечь конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова Михаила Алексеевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП. Пояснила, что в протоколе об административном правонарушении от 02.04.2009г. N00116909 зафиксированы следующие факты неисполнения Мордашовым М.А. своих обязанностей.

Во-первых, в нарушение статей 28 и 54 Закона о банкротстве Мордашов М.А. , не направил сведения для опубликования о смене конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» в адрес органа, определенного в соответствии со статей 28 Закона о банкротстве.

Во-вторых, в нарушение п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве Мордашов М.А. не соблюдал периодичность проведения собраний кредиторов ООО «Сельхозэнергоресурс». Первое собрание кредиторов, состоявшееся 05.10.2005 г., установило срок проведения собраний кредиторов - не реже одного раза в шесть месяцев. Конкурсный управляющий с момента уведомления о своем назначении провел два собрания кредиторов 04.07.2008 г. и 30.12.2008 г. Собранием кредиторов, состоявшимся 04.07.2008 г., принято решение проводить собрания кредиторов один раз в три месяца. Следовательно, конкурсный управляющий обязан был провести следующее собрание кредиторов не позднее 04.10.2008 г. Уведомлением от 14.10.2008 г. N 8 конкурсный управляющий назначил дату проведения собрания на - 31.10.2008 г. Уведомлением от 27.10.2008 г. N 11 ответчик сообщил о переносе собрания. Собрание кредиторов, назначенное на 31.10.2008 г., не состоялось из-за болезни ответчика. По инициативе конкурсного управляющего иные собрания кредиторов не проводились. Уполномоченный орган направил в адрес конкурсного управляющего требование о созыве собрания кредиторов от 28.11.2008 г. N 10-05/Б/15102. Собрание кредиторов по инициативе уполномоченного органа было проведено 30.12.2008 г.

В-третьих, в нарушение п. 3 ст. 143 Закона о банкротстве и в соответствии с определением Арбитражного суда Тверской области от 21.02.2008 г. о предоставлении суду отчетов о ходе конкурсного производства не реже одного раза в квартал, ответчик не представил в суд отчет по форме N4 - во втором квартале 2008 г., отчеты по форме N5 - во втором, третьем и четвертом квартале 2008 г., в первом квартале 2009 г.

В-четвертых, в нарушение абз. 10 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве Мордашов М.А. не принял исчерпывающие меры, направленные на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника. Ответчик лишь сделал запрос 08.12.2008 г. в ГУП «Тверское областное БТИ» и в декабре 2008 года в ФГУП «Ростехинвентаризация». В иные регистрирующие органы, в том числе в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области, Мордашов М.А. не обращался.

В-пятых, из материалов арбитражного дела усматривается, что Мордашов М.А. включил в конкурсную массу ООО «Сельхозэнергоресурс» четыре объекта недвижимости, а именно: здание склада (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\204\31:1001/И), здание крытой стоянки с/х машин (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\170\31:1001/З), здание склада ГСМ (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\970\31:1001/Д), здание трассовой мастерской (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\382\31:1001/Е). Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области, оспаривая действия Мордашова М.А., представила в арбитражный суд выписки из ЕГРП N 01/010/2009-420, 01/010/2009-421, 01/010/2009-422, 01/010/2009-423, выданные 30.01.2009 г. отделом выдачи информации о зарегистрированных правах Управления ФРС по Тверской области с информацией о принадлежности вышеуказанных объектов акционерному обществу закрытого типа Сонковская передвижная механизированная колонна. Таким образом, в нарушение п. 6 ст. 24 и абз. 2 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве ответчик в течение года не выяснил, подлежат ли вышеуказанные объекты включению в конкурсную массу или нет.

В-шестых, в нарушение п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве, ответчиком нарушен пятидневный срок направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд после проведения собрания кредиторов. Протокол собрания кредиторов N 4 от 04.07.2008 г. отправлен в Арбитражный суд Тверской области 11.07.2008 г., протокол N 6 от 30.12.2008 г. направлен в суд 19.01.2009 г.

В-седьмых, в материалах арбитражного дела, отсутствуют документы, подтверждающие проведение финансового анализа общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс». Таким образом, в нарушение абз. 6 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве Мордашов М.А. финансовое состояние должника в ходе конкурсного производства не анализировал, финансовый анализ не подготовил.

В-восьмых, в нарушение абз. 8 п. 4 ст. 24 Закона о банкротстве и п. 14 Правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 855, Мордашов М.А. заключение о наличие (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства не подготовил и в Арбитражный суд Тверской области не представил.

Также в своем заявлении о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности, представитель заявителя отметила, что ранее арбитражный управляющий Мордашов Михаил Алексеевич неоднократно привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, что подтверждается решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2008 г. по делу А26-2277/2008, то 13.10.2008 г. по делу А26-3863/2008.

Конкурсный управляющий Мордашов Михаил Алексеевич заявленные требования не признает, просил суд отказать в их удовлетворении. По существу заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области пояснил следующее.

По первому пункту заявленных требований - по поводу не опубликования сведений о смене конкурсного управляющего, Мордашов М.А. пояснил, что публикация данных сведений не проводилась, поскольку при смене управляющего процедура не менялась и согласно статьям 28 и 54 Закона о банкротстве (в редакции до 30.12.2008 г.) обязательному опубликованию сведения о смене арбитражного управляющего не подлежали.

По поводу нарушения сроков отчетности конкурсного управляющего перед собранием кредиторов, ответчик пояснил, что им предпринимались меры по проведению собрания кредиторов в установленный срок - 31.10.2008 г., но в связи с болезнью управляющего собрание не состоялось. Однако, отчет конкурсного управляющего о своей деятельности был направлен единственному кредитору ООО «Сельхозэнергоресурс» Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области для ознакомления по факсу. Поскольку, Межрайонная ИФНС N 10 по Тверской области является единственным участником собраний кредиторов, то периодичность отчетности, установленная собранием кредиторов - 1 раз в 3 месяца, фактически соблюдена. Ответчик считает, что утверждение заявителя о том, что срок исчисляется между датами проведения собраний кредиторов не основано на законе, поскольку в ст. 143 Закона о банкротстве и в устанавливающих иной срок решениях собраний кредиторов указано «не реже чем 1 раз в месяц», «1 раз в 3 месяца», а не «не реже, чем через 30 дней», «1 раз в 90 дней». Таким образом, речь идет о календарных месяцах, а не о промежутках в собрании кредиторов.

По третьему пункту заявления Управления ФРС по Тверской области о непредставлении отчета по форме N5 «Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника», ответчик пояснил, что согласно ст. 133 Закона о банкротстве вышеупомянутый отчет конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов по требованию. Ни в определении арбитражного суда, ни в решениях собраний кредиторов требования о представлении данного отчета в адрес ответчика не предъявлялось. Кроме того, ответчик отметил, что никаких денежных средств у должника не было и нет.

По поводу нарушения абз. 10 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве, а именно не принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника Мордашов М.А. пояснил следующее. Меры, направленные на поиск имущества должника предпринимались. В течение всего периода деятельности Мордашова М.А. в качестве конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс», ему не представилось возможным определить местонахождения предыдущего конкурсного управляющего Пешехонова И.В., также не представилось возможным получить от него документы по проведенной им работе в качестве конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс». В арбитражном деле N А66-2250/2005 содержится копия Инвентарной описи от 20.01.2006 г., составленной бывшим конкурсным управляющим Пешехоновым И.В., в которой содержится информация о фактическом наличии четырех зданий: здание склада (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\204\31:1001/И), здание крытой стоянки с/х машин (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\170\31:1001/З), здание склада ГСМ (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\970\31:1001/Д), здание трассовой мастерской (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\382\31:1001/Е). Местонахождение зданий нигде не указано. Также в деле имеются ответы официальных органов на запросы Пешехонова И.В., свидетельствующие об отсутствии имущества, зарегистрированного за ООО «Сельхозэнергоресурс» (УГИБДД г. Тверь, ТО Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»). Мордашов М.А. сделал запросы в ГУП «Тверское областное БТИ» и ФГУП «Ростехинвентаризация» с просьбой указания местонахождения вышеперечисленных объектов. По первому запросу через 2 месяца и 8 дней получен ответ, что вышеуказанные объекты недвижимости расположены по адресу: Тверская область, Сонковский район, пгт Сонково, ул. Клубная, д.64. по второму запросу ответа до сих пор не поступало. О том, что права на вышеперечисленные объекты зарегистрированы за АОЗТ «Сонковская передвижная механизированная колонна» ответчик узнал из заявления Управления ФРС по Тверской области о привлечении его к административной ответственности.

По шестому пункту заявления о нарушении пятидневного срока направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд после проведения собрания кредиторов конкурсный управляющий пояснил, что протокол собрания кредиторов N 4 от 04.07.2008 г. отправлен в Арбитражный суд Тверской области на 5-й рабочий день - 11.07.2008 г., протокол N 6 от 30.12.2008 г. направлен в суд на 6-й рабочий день - 19.01.2009 г.

По поводу не проведения ответчиком финансового анализа общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс», Мордашов М.А. пояснил, что документов, в том числе и бухгалтерских документов ООО «Сельхозэнергоресурс» ему передано не было. Согласно п. 2 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа существует 5 целей проведения такого анализа, и лишь одна из них подходит к процедуре конкурсного производства - в целях подготовки предложения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Но это явно не тот случай.

По последнему пункту заявления Управления ФРС по Тверской области ответчик пояснил, что в соответствии п. 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства предусмотрено исследование документов, которые у Мордашова М.А. отсутствовали по причине не передачи их предыдущим конкурсным управляющим Пешехоновым И.В. Таким образом, у Мордашова М.А. отсутствовала возможность проведения проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО «Сельхозэнергоресурс».

Представитель заявителя, после ознакомления с правовой позицией Мордашова М.А., оставила вопрос об удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности, на усмотрение суда.

Заслушав конкурсного управляющего и представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 08.11.2005 года по делу N А66-2250/2005 ООО «Сельхозэнергоресурс» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим был утвержден Пешехонов Илья Владимирович. Определением Арбитражного суда Тверской области от 21.02.2008 г. Пешехонов И.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим утвержден Мордашов М.А.

05 февраля 2009 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области поступила жалоба уполномоченного органа от 01.02.2009г. N10-78/Е/904 о допущенных арбитражным управляющим Мордашовым М.А. нарушениях норм законодательства о банкротстве, с указанием того, что он нарушил периодичность проведения собрания кредиторов и представления отчета о своей деятельности, установленную решением собрания кредиторов должника от 04.07.2008 г. один раз в три месяца, а именно провел собрание кредиторов 30.12.2008 г., тогда как предыдущее собрание состоялось 04.07.2008 г.; кроме того, непринятие мер, направленных на поиск и выявление имущества должника повлекло безосновательное затягивание процедуры конкурсного производства.

Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области известило Мордашова М.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой от 02.04.2009 г. (л.д. 105), а также факсом (л.д. 106).

Мордашов М.А. направил в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области объяснения по существу жалобы уполномоченного органа (л.д. 83).

31 марта 2009 года в Управление ФРС по Тверской области факсом поступило письмо Мордашова М.А. от 31.03.2009 г. N 5 о том, что он не имеет возможности обеспечить явку 02.04.2009 г. для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 108).

02 апреля 2009 года по результатам проверки деятельности конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова М.А. замещающим начальника отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области Е.В. Лебедевой в отсутствие арбитражного управляющего Мордашова М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ (л.д.22-29). В протоколе указывается на нарушение Мордашовым М.А. требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а именно: несоблюдение обязанности опубликования сведений о смене конкурсного управляющего, несоблюдение периодичности проведения собраний кредиторов ООО «Сельхозэнергоресурс», несоблюдение периодичности предоставления суду отчетов о своей деятельности, непринятия исчерпывающих мер, направленных на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника, незаконное включение в конкурсную массу ООО «Сельхозэнергоресурс» 4 объектов недвижимости, нарушение срока направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд, не проведение анализа финансового состояния должника в ходе конкурсного производства, а также не подготовка заключения о наличие (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника и не предоставление его в Арбитражный суд Тверской области.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением ФРС по Тверской области в Арбитражный суд Республики Карелия для привлечения арбитражного управляющего Мордашова М.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, а также процедуру возбуждения дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Указом Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008г. N724 и Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N451, установлено, что Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функций контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно пункту 5.11 указанного Положения, Федеральная регистрационная служба при осуществлении своих полномочий обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.

Приказом Министерства экономического развития от 05.12.2008г. N432 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому начальники отделов территориальных органов Федеральной регистрационной службы имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области от 28.01.2009г. N 26-лс Лебедева Е.В. назначена с 02 февраля 2009 года на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций (л.д. 21).

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Мордашова М.А. составлен должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Согласно части второй названной нормы, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ответчика составлен 02 апреля 2009 года, в то время как правонарушение выявлено заявителем - 23 марта 2009 года (получены объяснения арбитражного управляющего на жалобу уполномоченного органа), то есть протокол составлен с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ.

Учитывая, что форма протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ, все необходимые сведения, подлежащие отражению в протоколе имеются, не явившийся для участия в составлении протокола Мордашов М.А. извещен о времени и месте его составления, копия протокола направлена Мордашову М.А., протокол вынесен в пределах срока давности, установленного частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, а также учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. N5 о том, что нарушение установленного статьей 28.8 КоАП РФ срока составления протокола является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным, суд при оценке допущенного административным органом нарушения срока составления протокола приходит к выводу о том, что данное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, если законом не установлено иное.

Мордашов Михаил Алексеевич включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304100135500158 (л.д. 109) и является арбитражным управляющим.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008г. N296-ФЗ установлено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

В силу пунктов 1, 4-6 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий должен исполнять установленные настоящим законом обязанности, при проведении процедур банкротства - обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в статьях 124-149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. N127-ФЗ.

По заявлению Управления ФРС по Тверской области о нарушении Мордашовым М.А. ст. 28 и 54 Закона о банкротстве, суд не усматривает в действиях Мордашова М.А. состава административного правонарушения. В соответствии со статьей 54 Закона о банкротстве (в редакции до 30.12.2008 г.) сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов публикуются в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве. Пункт 3 статьи 28 Закона о банкротстве в редакции до 30.12.2008 г. не устанавливал обязанность арбитражного управляющего публиковать сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.

Согласно ст. 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника в арбитражный суд, собранию кредиторов по требованию. Такие требования в определении арбитражного суда, в решениях собраний кредиторов не содержались. Кроме того, из пояснений ответчика следует, что никаких денежных средств у должника не было и на данный момент нет, в составлении отчета об использовании денежных средств в такой ситуации нет необходимости.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» обязывает конкурсного управляющего принимать меры на поиск имущества должника, а именно абз. 10 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве гласит, что конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Материалами дела установлено, что меры, направленные на поиск имущества должника Мордашовым М.А.. предпринимались. Из пояснений ответчика усматривается, что в арбитражном деле N А66-2250/2005 содержится копия Инвентарной описи от 20.01.2006 г., составленной бывшим конкурсным управляющим Пешехоновым И.В., в которой содержится информация о фактическом наличии четырех зданий: здание склада, здание крытой стоянки с/х машин, здание склада ГСМ, здание трассовой мастерской. Местонахождение зданий нигде не указано. Также в деле имеются ответы официальных органов на запросы Пешехонова И.В., свидетельствующие об отсутствии имущества, зарегистрированного за ООО «Сельхозэнергоресурс» (УГИБДД г. Тверь, ТО Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»). Мордашов М.А. сделал запросы в ГУП «Тверское областное БТИ» и ФГУП «Ростехинвентаризация» с просьбой указания местонахождения вышеперечисленных объектов.

Таким образом, суд полагает, что указанные действия конкурсного управляющего не содержат нарушений ст. 129 Закона о банкротстве.

Также установлено, что в течение всего периода деятельности Мордашова М.А. в качестве конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс», ему не представилось возможным определить местонахождения предыдущего конкурсного управляющего Пешехонова И.В., также не представилось возможным получить от него документы по проведенной им работе в качестве конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс», в том числе и документы необходимые для проведения финансового анализа и составления заключения о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО «Сельхозэнергоресурс».

Учитывая то, что Мордашов М.А. не имел реальной возможности составления анализа финансового состояния должника и составления заключения о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО «Сельхозэнергоресурс» из-за отсутствия необходимых документов, суд приходит к выводу о том, что данные действия ответчика не содержат нарушений статей 24 и 129 Закона о банкротстве.

Пунктом 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлена обязанность конкурсного управляющего представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

Таким образом, конкурсный управляющий проводит по собственной инициативе собрания кредиторов для предоставления собранию кредиторов отчета о своей деятельности.

Материалами дела подтверждается, что протоколом первого собрания кредиторов от 05.10.2005 г. (л.д. 40-42) принято решение о проведении собрания кредиторов один раз в шесть месяцев, а протоколом N 4 от 04.07.2008 г. (л.д. 43) принято решение о проведении собрания кредиторов один раз в три месяца; за время исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим Мордашовым М.А. проведено два собрания кредиторов: 04.07.2008 г. (л.д.43), 30.12.2008 г. (л.д. 45). В соответствии с установленной периодичностью собрание кредиторов необходимо было провести в октябре 2008 года, что не было сделано из-за болезни конкурсного управляющего. Материалами дела подтверждается, что Мордашов М.А. 14 октября 2008 года факсом направил уполномоченному органу отчет о своей деятельности.

Из материалов дела усматривается, что в конкурсном производстве уполномоченный орган является единственным кредитором должника, следовательно, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» он является единственным участником собрания кредиторов, полномочным принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов. Поскольку статьями 24 и 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не установлена обязанность арбитражного управляющего по проведению собраний кредиторов, а пунктом 1 статьи 143 настоящего закона установлена обязанность представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности и иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета, то суд приходит к выводу, что информация о направлении отчетов о ходе конкурсного производства уполномоченному органу имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела.

Поскольку решением собрания кредиторов должника от 04.07.2008г. установлена периодичность проведения собраний кредиторов один раз в три месяца, следовательно, отчет о ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан представлять собранию кредиторов в соответствии с периодичностью, определенной собранием кредиторов.

Пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве установлена обязанность арбитражного управляющего направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд не позднее, чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

Материалами дела установлено, что протокол собрания кредиторов от 04.07.2008 г. был направлен Мордашовым М.А. в адрес Арбитражного суда Тверской области 11.07.2008 г, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте. Таким образом, протокол был направлен на пятый рабочий день. Протокол собрания кредиторов от 30.12.2008 г. был направлен Мордашовым М.А. в адрес Арбитражного суда Тверской области 19.01.2009 г, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте. Таким образом, протокол, в нарушение п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве, был направлен на восьмой рабочий день.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Мордашова М.А. - непроведении собрания кредиторов в октябре 2008 года и в пропуске установленного законом срока на отправку протокола собрания кредиторов арбитражному суду, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба интересам должника, единственного кредитора и общества, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного правонарушения. Нарушение, допущенное Мордашовым М.А. в части непроведения собрания кредиторов в октябре 2008 года было вызвано болезнью конкурсного управляющего, в то же время отчет в установленный срок единственному кредитору был направлен. Нарушение срока представления протокола собрания кредиторов от 30.12.2008 г. на три дня, суд также полагает малозначительным правонарушением.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. N10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая определяется с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий. Суд не усматривает в действиях арбитражного управляющего Мордашова М.А. пренебрежительного отношения к формальным требованиям публичного порядка в сфере государственного управления, поскольку действиями арбитражного управляющего не нарушен баланс интересов должника, кредиторов и общества.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения суд освобождает Мордашова М.А. от административной ответственности и ограничивается устным замечанием.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области отказать.

2. Освободить конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс» Мордашова Михаила Алексеевича, 12.02.1955 года рождения, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером N304100135500158, проживающего по адресу: г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 33, корп. 1, кв. 36, от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

3. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья


И.Н.Борунов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-2676/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 20 мая 2009

Поиск в тексте