АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2009 года Дело N А26-2676/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Борунова И. Н., при ведении протокола судебного заседания Шильниковой В.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление ФРС по Тверской области, заявитель) о привлечении к административной ответственности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс» (далее - ООО «Сельхозэнергоресурс», должник) Мордашова Михаила Алексеевича.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя - Советкиной Л.И., полномочия подтверждены доверенностью от 03.04.2009 г. (в деле);

ответчика - Мордашова Михаила Алексеевича, личность удостоверена. установил:

Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление ФРС по Тверской области, заявитель, регулирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия 06 апреля 2009 года с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя - конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова Михаила Алексеевича (далее - ответчик, конкурсный упраляющий) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Требование заявителя основано на протоколе об административном правонарушении от 02.04.2009г. N00116909, составленном по результатам проверки жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области от 01.02.2009г. N10-78/Е/904, замещающим начальника отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области Е.В. Лебедевой в отношении конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова М.А., в котором зафиксированы факты несоблюдения ответчиком обязанности опубликования сведений о смене конкурсного управляющего, несоблюдения ответчиком периодичности проведения собраний кредиторов ООО «Сельхозэнергоресурс», несоблюдения конкурсным управляющим периодичности предоставления суду отчетов о своей деятельности, непринятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника, незаконного включения в конкурсную массу ООО «Сельхозэнергоресурс» 4 объектов недвижимости, нарушения срока направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд, непроведения анализа финансового состояния должника в ходе конкурсного производства, а также факт неподготовки заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника и непредставление его в Арбитражный суд Тверской области.

Определением суда от 07 апреля 2009 года рассмотрение заявления назначено в судебном заседании 16 апреля 2009 года с вызовом представителей сторон.

В судебное заседание 16 апреля 2009 года конкурсный управляющий не явился, хотя надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, письменного отзыва не представил.

Представитель заявителя в судебном заседании не возражала против отложения судебного разбирательства по рассмотрению заявления в связи с неявкой ответчика.

Определением суда от 16 апреля 2009 года рассмотрение заявления отложено на 15 мая 2009 года.

16 апреля 2009 года после судебного заседания в суд поступил отзыв конкурсного управляющего Мордашова М.А. В отзыве ответчик не соглашается с доводами, изложенными в заявлении, просит суд отказать в удовлетворении заявления о привлечении его к административной ответственности.

В судебном заседании 15 мая 2009 года представитель заявителя поддержала заявленное требование в полном объеме, просила привлечь конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова Михаила Алексеевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП. Пояснила, что в протоколе об административном правонарушении от 02.04.2009г. N00116909 зафиксированы следующие факты неисполнения Мордашовым М.А. своих обязанностей.

Во-первых, в нарушение статей 28 и 54 Закона о банкротстве Мордашов М.А. , не направил сведения для опубликования о смене конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» в адрес органа, определенного в соответствии со статей 28 Закона о банкротстве.

Во-вторых, в нарушение п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве Мордашов М.А. не соблюдал периодичность проведения собраний кредиторов ООО «Сельхозэнергоресурс». Первое собрание кредиторов, состоявшееся 05.10.2005 г., установило срок проведения собраний кредиторов - не реже одного раза в шесть месяцев. Конкурсный управляющий с момента уведомления о своем назначении провел два собрания кредиторов 04.07.2008 г. и 30.12.2008 г. Собранием кредиторов, состоявшимся 04.07.2008 г., принято решение проводить собрания кредиторов один раз в три месяца. Следовательно, конкурсный управляющий обязан был провести следующее собрание кредиторов не позднее 04.10.2008 г. Уведомлением от 14.10.2008 г. N 8 конкурсный управляющий назначил дату проведения собрания на - 31.10.2008 г. Уведомлением от 27.10.2008 г. N 11 ответчик сообщил о переносе собрания. Собрание кредиторов, назначенное на 31.10.2008 г., не состоялось из-за болезни ответчика. По инициативе конкурсного управляющего иные собрания кредиторов не проводились. Уполномоченный орган направил в адрес конкурсного управляющего требование о созыве собрания кредиторов от 28.11.2008 г. N 10-05/Б/15102. Собрание кредиторов по инициативе уполномоченного органа было проведено 30.12.2008 г.

В-третьих, в нарушение п. 3 ст. 143 Закона о банкротстве и в соответствии с определением Арбитражного суда Тверской области от 21.02.2008 г. о предоставлении суду отчетов о ходе конкурсного производства не реже одного раза в квартал, ответчик не представил в суд отчет по форме N4 - во втором квартале 2008 г., отчеты по форме N5 - во втором, третьем и четвертом квартале 2008 г., в первом квартале 2009 г.

В-четвертых, в нарушение абз. 10 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве Мордашов М.А. не принял исчерпывающие меры, направленные на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника. Ответчик лишь сделал запрос 08.12.2008 г. в ГУП «Тверское областное БТИ» и в декабре 2008 года в ФГУП «Ростехинвентаризация». В иные регистрирующие органы, в том числе в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области, Мордашов М.А. не обращался.

В-пятых, из материалов арбитражного дела усматривается, что Мордашов М.А. включил в конкурсную массу ООО «Сельхозэнергоресурс» четыре объекта недвижимости, а именно: здание склада (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\204\31:1001/И), здание крытой стоянки с/х машин (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\170\31:1001/З), здание склада ГСМ (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\970\31:1001/Д), здание трассовой мастерской (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\382\31:1001/Е). Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области, оспаривая действия Мордашова М.А., представила в арбитражный суд выписки из ЕГРП N 01/010/2009-420, 01/010/2009-421, 01/010/2009-422, 01/010/2009-423, выданные 30.01.2009 г. отделом выдачи информации о зарегистрированных правах Управления ФРС по Тверской области с информацией о принадлежности вышеуказанных объектов акционерному обществу закрытого типа Сонковская передвижная механизированная колонна. Таким образом, в нарушение п. 6 ст. 24 и абз. 2 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве ответчик в течение года не выяснил, подлежат ли вышеуказанные объекты включению в конкурсную массу или нет.

В-шестых, в нарушение п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве, ответчиком нарушен пятидневный срок направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд после проведения собрания кредиторов. Протокол собрания кредиторов N 4 от 04.07.2008 г. отправлен в Арбитражный суд Тверской области 11.07.2008 г., протокол N 6 от 30.12.2008 г. направлен в суд 19.01.2009 г.

В-седьмых, в материалах арбитражного дела, отсутствуют документы, подтверждающие проведение финансового анализа общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс». Таким образом, в нарушение абз. 6 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве Мордашов М.А. финансовое состояние должника в ходе конкурсного производства не анализировал, финансовый анализ не подготовил.

В-восьмых, в нарушение абз. 8 п. 4 ст. 24 Закона о банкротстве и п. 14 Правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 855, Мордашов М.А. заключение о наличие (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства не подготовил и в Арбитражный суд Тверской области не представил.

Также в своем заявлении о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности, представитель заявителя отметила, что ранее арбитражный управляющий Мордашов Михаил Алексеевич неоднократно привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, что подтверждается решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2008 г. по делу А26-2277/2008, то 13.10.2008 г. по делу А26-3863/2008.

Конкурсный управляющий Мордашов Михаил Алексеевич заявленные требования не признает, просил суд отказать в их удовлетворении. По существу заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области пояснил следующее.

По первому пункту заявленных требований - по поводу не опубликования сведений о смене конкурсного управляющего, Мордашов М.А. пояснил, что публикация данных сведений не проводилась, поскольку при смене управляющего процедура не менялась и согласно статьям 28 и 54 Закона о банкротстве (в редакции до 30.12.2008 г.) обязательному опубликованию сведения о смене арбитражного управляющего не подлежали.

По поводу нарушения сроков отчетности конкурсного управляющего перед собранием кредиторов, ответчик пояснил, что им предпринимались меры по проведению собрания кредиторов в установленный срок - 31.10.2008 г., но в связи с болезнью управляющего собрание не состоялось. Однако, отчет конкурсного управляющего о своей деятельности был направлен единственному кредитору ООО «Сельхозэнергоресурс» Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области для ознакомления по факсу. Поскольку, Межрайонная ИФНС N 10 по Тверской области является единственным участником собраний кредиторов, то периодичность отчетности, установленная собранием кредиторов - 1 раз в 3 месяца, фактически соблюдена. Ответчик считает, что утверждение заявителя о том, что срок исчисляется между датами проведения собраний кредиторов не основано на законе, поскольку в ст. 143 Закона о банкротстве и в устанавливающих иной срок решениях собраний кредиторов указано «не реже чем 1 раз в месяц», «1 раз в 3 месяца», а не «не реже, чем через 30 дней», «1 раз в 90 дней». Таким образом, речь идет о календарных месяцах, а не о промежутках в собрании кредиторов.

По третьему пункту заявления Управления ФРС по Тверской области о непредставлении отчета по форме N5 «Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника», ответчик пояснил, что согласно ст. 133 Закона о банкротстве вышеупомянутый отчет конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов по требованию. Ни в определении арбитражного суда, ни в решениях собраний кредиторов требования о представлении данного отчета в адрес ответчика не предъявлялось. Кроме того, ответчик отметил, что никаких денежных средств у должника не было и нет.

По поводу нарушения абз. 10 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве, а именно не принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника Мордашов М.А. пояснил следующее. Меры, направленные на поиск имущества должника предпринимались. В течение всего периода деятельности Мордашова М.А. в качестве конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс», ему не представилось возможным определить местонахождения предыдущего конкурсного управляющего Пешехонова И.В., также не представилось возможным получить от него документы по проведенной им работе в качестве конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс». В арбитражном деле N А66-2250/2005 содержится копия Инвентарной описи от 20.01.2006 г., составленной бывшим конкурсным управляющим Пешехоновым И.В., в которой содержится информация о фактическом наличии четырех зданий: здание склада (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\204\31:1001/И), здание крытой стоянки с/х машин (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\170\31:1001/З), здание склада ГСМ (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\970\31:1001/Д), здание трассовой мастерской (кадастровый N 69:30:070159:0012:1\382\31:1001/Е). Местонахождение зданий нигде не указано. Также в деле имеются ответы официальных органов на запросы Пешехонова И.В., свидетельствующие об отсутствии имущества, зарегистрированного за ООО «Сельхозэнергоресурс» (УГИБДД г. Тверь, ТО Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»). Мордашов М.А. сделал запросы в ГУП «Тверское областное БТИ» и ФГУП «Ростехинвентаризация» с просьбой указания местонахождения вышеперечисленных объектов. По первому запросу через 2 месяца и 8 дней получен ответ, что вышеуказанные объекты недвижимости расположены по адресу: Тверская область, Сонковский район, пгт Сонково, ул. Клубная, д.64. по второму запросу ответа до сих пор не поступало. О том, что права на вышеперечисленные объекты зарегистрированы за АОЗТ «Сонковская передвижная механизированная колонна» ответчик узнал из заявления Управления ФРС по Тверской области о привлечении его к административной ответственности.

По шестому пункту заявления о нарушении пятидневного срока направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд после проведения собрания кредиторов конкурсный управляющий пояснил, что протокол собрания кредиторов N 4 от 04.07.2008 г. отправлен в Арбитражный суд Тверской области на 5-й рабочий день - 11.07.2008 г., протокол N 6 от 30.12.2008 г. направлен в суд на 6-й рабочий день - 19.01.2009 г.

По поводу не проведения ответчиком финансового анализа общества с ограниченной ответственностью «Сельхозэнергоресурс», Мордашов М.А. пояснил, что документов, в том числе и бухгалтерских документов ООО «Сельхозэнергоресурс» ему передано не было. Согласно п. 2 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа существует 5 целей проведения такого анализа, и лишь одна из них подходит к процедуре конкурсного производства - в целях подготовки предложения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Но это явно не тот случай.

По последнему пункту заявления Управления ФРС по Тверской области ответчик пояснил, что в соответствии п. 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства предусмотрено исследование документов, которые у Мордашова М.А. отсутствовали по причине не передачи их предыдущим конкурсным управляющим Пешехоновым И.В. Таким образом, у Мордашова М.А. отсутствовала возможность проведения проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО «Сельхозэнергоресурс».

Представитель заявителя, после ознакомления с правовой позицией Мордашова М.А., оставила вопрос об удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности, на усмотрение суда.

Заслушав конкурсного управляющего и представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 08.11.2005 года по делу N А66-2250/2005 ООО «Сельхозэнергоресурс» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим был утвержден Пешехонов Илья Владимирович. Определением Арбитражного суда Тверской области от 21.02.2008 г. Пешехонов И.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим утвержден Мордашов М.А.

05 февраля 2009 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области поступила жалоба уполномоченного органа от 01.02.2009г. N10-78/Е/904 о допущенных арбитражным управляющим Мордашовым М.А. нарушениях норм законодательства о банкротстве, с указанием того, что он нарушил периодичность проведения собрания кредиторов и представления отчета о своей деятельности, установленную решением собрания кредиторов должника от 04.07.2008 г. один раз в три месяца, а именно провел собрание кредиторов 30.12.2008 г., тогда как предыдущее собрание состоялось 04.07.2008 г.; кроме того, непринятие мер, направленных на поиск и выявление имущества должника повлекло безосновательное затягивание процедуры конкурсного производства.

Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области известило Мордашова М.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой от 02.04.2009 г. (л.д. 105), а также факсом (л.д. 106).

Мордашов М.А. направил в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области объяснения по существу жалобы уполномоченного органа (л.д. 83).

31 марта 2009 года в Управление ФРС по Тверской области факсом поступило письмо Мордашова М.А. от 31.03.2009 г. N 5 о том, что он не имеет возможности обеспечить явку 02.04.2009 г. для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 108).

02 апреля 2009 года по результатам проверки деятельности конкурсного управляющего ООО «Сельхозэнергоресурс» Мордашова М.А. замещающим начальника отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области Е.В. Лебедевой в отсутствие арбитражного управляющего Мордашова М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ (л.д.22-29). В протоколе указывается на нарушение Мордашовым М.А. требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а именно: несоблюдение обязанности опубликования сведений о смене конкурсного управляющего, несоблюдение периодичности проведения собраний кредиторов ООО «Сельхозэнергоресурс», несоблюдение периодичности предоставления суду отчетов о своей деятельности, непринятия исчерпывающих мер, направленных на поиск и выявление движимого и недвижимого имущества должника, незаконное включение в конкурсную массу ООО «Сельхозэнергоресурс» 4 объектов недвижимости, нарушение срока направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд, не проведение анализа финансового состояния должника в ходе конкурсного производства, а также не подготовка заключения о наличие (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника и не предоставление его в Арбитражный суд Тверской области.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением ФРС по Тверской области в Арбитражный суд Республики Карелия для привлечения арбитражного управляющего Мордашова М.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Оценив вышеуказанные обстоятельства дела, а также процедуру возбуждения дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Указом Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008г. N724 и Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N451, установлено, что Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функций контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно пункту 5.11 указанного Положения, Федеральная регистрационная служба при осуществлении своих полномочий обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.

Приказом Министерства экономического развития от 05.12.2008г. N432 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому начальники отделов территориальных органов Федеральной регистрационной службы имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области от 28.01.2009г. N 26-лс Лебедева Е.В. назначена с 02 февраля 2009 года на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций (л.д. 21).

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Мордашова М.А. составлен должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Согласно части второй названной нормы, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ответчика составлен 02 апреля 2009 года, в то время как правонарушение выявлено заявителем - 23 марта 2009 года (получены объяснения арбитражного управляющего на жалобу уполномоченного органа), то есть протокол составлен с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ.