АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2009 года Дело N А56-13150/2009



Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Несмияна С.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Несмияном С.И. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Российские железные дороги" ответчик: ОАО "Морской порт СПб" о взыскании 18000,00 рублей при участии

- от истца: юр. Пудова Т.С. по доверенности от 24.12.2008

- от ответчика: юр. Е.А. Мусатова по доверенности от 08.10.2008 N 98-юр

установил:

ОАО "Российские железные дороги" обратилось с Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» 18 000 рублей - штраф за неочистку вагонов NN 61107033, 62132584, 65463226, 64264617 от остатков ранее перевозившегося груза, обнаруженную при приёмке вагонов после выгрузки ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» на станции Новый Порт Октябрьской железной дороги по памяткам приёмосдатчика NN 227, 25 и подтверждённую актами общей формы N 2/471 от 07.03.2008 и N 2/424 от 11.03.2008.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на необоснованность составления актов общей формы, поскольку пунктом 6.10 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22.02.1991 очистка портом вагонов от ранее перевозимых грузов производится по заявке железной дороги с оплатой ею порту этих работ. Также ответчик обратил внимание суда на отсутствие в памятках приёмосдатчика записи о составлении коммерческого акта и просил снизить неустойку.

На довод об отсутствии записи о составлении коммерческого акта представитель истца пояснила, что предъявленные ответчиком памятки не заверены строчным штемпелем станции и поэтому не должны приниматься как допустимое доказательство. В представленных перевозчиком памятках соответствующие отметки имеются.

Из материалов дела следует, что в марте 2008 года в адрес ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» поступили вагоны NN 61107033, 62132584, 65463226, 64264617 с грузом чугуна. При приёмке порожних вагонов на станции Новый Порт Октябрьской железной дороги после выгрузки обнаружено, что в вагонах NN 65463226, 64264617 имеются остатки перевозимого груза - мелкие осколки чугуна, а в вагонах NN 61107033, 62132584 остатки ранее перевозившегося груза - порошок черного цвета в гофрах пола, на балках и рессорах. Грузополучатель от зачистки остатков груза отказался, о чём составлены акты общей формы N 2/471 от 07.03.2008 и N 2/424 от 11.03.2008.

В соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) после выгрузки грузов вагоны в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи грузополучателем (получателем) или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов. При нарушении вышеуказанных требований грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 МРОТ за вагон на основании статьи 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Факт неочистки ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» вагонов подтвержден актами общей формы, в которых зафиксировано наличие остатков груза вагонов после их разгрузки ответчиком.

Представитель ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» присутствовал при составлении актов общей формы и подтвердил, что в вагонах имеются остатки ранее перевозимого груза. Поскольку в отношении данных актов в соответствии с требованиями п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 в течение суток со дня их составления ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» не направило разногласий или возражений, суд считает указанные акты надлежащими доказательствами факта неочистки вагонов.

В соответствии с пунктами 8, 9 Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В этом случае грузополучатель вправе требовать составления акта общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

При выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.

Ссылка Порта в актах общей формы на пункт 6.10 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденных 22.01.1991 министерствами Путей сообщения СССР, Морского флота СССР и Внешних экономических связей СССР, в соответствии с которым после выгрузки вагоны должны быть очищены средствами Порта только от остатков прибывшего по данной накладной груза и относящегося к этому грузу реквизита, является необоснованной, поскольку названная норма в силу статьи 129 УЖТ РФ не подлежит применению.

Правила очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов возлагают очистку вагона от остатков ранее перевозимого в них груза на грузополучателей. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Основания к снижению штрафа на основании статьи 333 ГК РФ суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 170, 176, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Руководствуясь статьями 170, 176, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с ОАО «Морской порт СПб» в пользу ОАО "Российские железные дороги" 18000 рублей - штраф за неочистку вагонов и 720 рублей - расходы по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
Несмиян С.И.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка