ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2009 года Дело N А32-9537/2008

15АП-3299/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И. судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.

при участии: от истца: представитель Бородина Н.В. доверенность от 25.12.2008г. N 479/22 от ответчика: представители: Богатырева О.В., доверенность 9/08 от 10.04.08г., Майсерик И.Е., доверенность 11/08 от 17.06.08г. (т.2, л.д. 33, 35)

от третьих лиц: представители не явились, извещены рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилищная управляющая компания"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 12.03.2009г. по делу N А32-9537/2008

по иску открытого акционерного общества "Краснодартеплоэнерго"

к ответчику закрытому акционерному обществу "Жилищная управляющая компания"

при участии третьих лиц РЭК -Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Федеральная служба по тарифам России, о взыскании 1 975 445 руб. 44 коп.

принятое в составе судьи Березовской С.В.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Краснодартеплоэнерго", (далее -ОАО «Краснодартеплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к закрытому акционерному обществу "Жилищная управляющая компания" (далее -ЗАО «Жилищная управляющая компания») о взыскании 1 975 445 руб. 44 коп. задолженности за период с 01.01.08г. по 01.10.08г. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4, л.д.66, л.д. 100, а также протокол судебного заседания от 18.02.09г.).

Исковые требования мотивированы тем, что в спорный период ответчику по договору N 1287 от 01.01.08г. была поставлена тепловая энергия для нужд населения, последний задолженность в полном объеме не оплатил.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены РЭК -Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Федеральная служба по тарифам России.

Решением суда от 12.03.09г. исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что истец представил доказательства поставки теплоэнергии, ответчик оплату в полном объеме не произвел. В виду отсутствия в период с 01.01.08г. по 01.03.08г. утвержденных тарифов для населения, оплата энергии подлежит исходя из тарифов, утвержденных Приказами РЭК ДЦиТ КК от 05.12.07г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» и от 21.12.2007г. N 107/2007-т «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги».

Закрытое акционерное общество "Жилищная управляющая компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить. В обоснование жалобы ответчик указал, что за период январь-февраль 208г. задолженность не подлежит взысканию, поскольку для истца в требуемом законом порядке не был утвержден тариф на теплоэнергию. Тарифы могут быть установлены только в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ от 14.04.95г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Приказом РЭК ДЦиТ КК от 05.12.07г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» установила на 2008г. для филиала «Новороссийские тепловые сети» ОАО «Краснодртеплоэнерго» тарифы на тепловую энергию. Приказом РЭК Краснодарского края от 21.12.2007г. N 107/2007-т «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги» установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги гражданам и потребителям, приравненным к населению, не применяются тарифы, установленные на 2008г., в том числе приказом от 05.12.07г. 92/2007-т. Приказом РЭК ДЦиТ КК от 06.02.2008г. N 2/2008-т приказ от 21.12.07г. N 107/2007-т признан утратившим силу с 01.03.08г. Соответственно с 01.03.08г. для филиала «Новороссийские тепловые сети» ОАО «Краснодартеплоэнерго» в отношении граждан потребителей, приравненных к населению возобновили свое действие тарифы на тепловую энергию, установленные приказом РЭК ДЦиТ КК от 05.12.2007г. N 92/2007-т. Таким образом, в период с 01.01.08г. по 01.03.08г. у энергоснабжающей организации отсутствовал тариф на тепловую энергию. Ответчик считает, что нормами федерального законодательства предусмотрена возможность возмещения истцом своих недополученных доходов путем компенсации в последующем периоде регулирования согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. N 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, представил отзыв, в котором доводы жалобы не признал. Указал что в 2007г. на территории г. Новороссийска поставку тепловой энергии для населения осуществляло ОАО «НовоТЭК». С 10.01.08г. на территории города поставку теплоэнергии для населения осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго». Для ОАО «НовоТЭК» на 2007г. был утвержден тариф на тепловую энергию. В виду временного ограничения применения тарифов 2008г. истцом применялись тарифы для населения, для ОАО «НовоТЭК» 2007г. Исходя из разницы между тарифом, который установлен для филиала ОАО «Краснодартеплоэнерго» «Новороссийские тепловые сети» на 2008г. и тарифом, который фактически применялся при расчетах с населением за услуги теплоснабжения в январе-феврале 2008г. истец получил компенсацию из бюджета. П.4.1 договора предусмотрено условие, что оплата услуг производится потребителем по тарифам, утвержденным решением Городской Думы г. Новороссийска.и Решениями РЭК Краснодарского края. В соответствии с распоряжением Главы Администрации Краснодарского края N 55-р от 01.02.2008г., а также приказом РЭК N 107/2007-т от 21.12.2007г. население и иные потребители, приравненные к населению, в период действия приказа должны оплачивать стоимость за потребленную тепловую энергию по тарифам, действующим в 2007г. независимо от поставщика. В соответствии со ст. 544 ГК РФ теплоэнергия должна быть оплачена в фактически принятом объеме.

Третье лицо-РЭК-Департамент цен и тарифов Краснодарского края в судебное заседание не явилось, направило отзыв, указав, что требования истца обоснованы. Указал что в 2007г. на территории г. Новороссийска поставку тепловой энергии для населения осуществляло ОАО «НовоТЭК». С 10.01.08г. на территории города поставку теплоэнергии для населения осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго». Для ОАО «НовоТЭК» на 2007г. был утвержден тариф на тепловую энергию. В виду временного ограничения применения тарифов 2008г. истцом применялись тарифы для населения, для ОАО «НовоТЭК» 2007г. Исходя из разницы между тарифом, который установлен для филиала ОАО «Краснодартеплоэнерго» «Новороссийские тепловые сети» на 2008г. и тарифом, который фактически применялся при расчетах с населением за услуги теплоснабжения в январе-феврале 2008г. истец получил компенсацию из бюджета

Федеральная служба по тарифам направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что поддерживает ранее изложенную позицию по делу. Ранее в своем отзыве по делу (т.2, л.д. 90) Федеральная служба по тарифам указал, что на 2007г.истцу тариф не устанавливался. Пунктом 4 Приказа РЭК ДЦиТ КК от 21.12.2007г. N 107/2007-т непосредственно тарифы для энергоснабжающей организации не устанавливаются.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.01.08 между сторонами заключен договор N 1287 на отпуск тепловой энергии, согласно условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме, а ответчик - соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых узлов и приборов учета (л.д. 12-20, Т.1).

Согласно п. 1.2. договора сторонами предусмотрен отпуск тепловой энергии в соответствии с установленным потребителю планом теплопотребления в период с 01.01.08 по 31.12.08 с максимумом тепловой нагрузки 2,788919 Гкал/час, из них на отопление - 2,447755 Гкал/час., на горячее водоснабжение - 0,341164 Гкал/час. При этом, годовой отпуск тепловой энергии ответчику, определен ориентировочно в размере 6863,161 Гкал (п. 1.4. договора сторон).

Договор подписан с протоколом разногласий и протоколом урегулирования разногласий, к которому ответчик приложил дополнительное соглашение, по пунктам 2.3.2. и 5.3. которого стороны не пришли к соглашению, т.е. по порядку приостановления или ограничения предоставления услуг в случае неполной оплаты услуг потребителем.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствие с п. 1 ст. 432 ГК РФ условия, изложенные в пунктах 2.3.2. и 5.3. дополнительного соглашения, не являются существенными. В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, а так же п. 1 Информационного письма 14 Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, так как данные условия не являются существенными условиями, договор считается заключенным. Кроме того, факт наличия фактических отношений по потреблению теплоэнергии с 01.01.08г. подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии с п. 2.2.10. договора ответчик обязан проводить ежемесячно расчеты за тепловую энергию в порядке, установленном договором, а именно до 25 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца по мере сбора платежей с населения в течение месяца в размере помесячно начисленной суммы (п. 4.6. договора сторон).

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что оплата услуг производится потребителем по тарифам, утвержденным решением Городской Думы г.Новороссийска и решениями РЭК Краснодарского края для соответствующей группы потребителей и на основании данных приборов учета, а при их отсутствии - расчетным методом.

Невыполнение ответчиком обязательств по оплате отпущенной и потребленной им энергии послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Задолженность заявлена истцом за период с 01.01.08г. по 01.10.08г.

Отношения сторон урегулированы договором N 1287 на отпуск тепловой энергии от 01.01.08, где истец является теплоснабжающей организацией, а ответчик - управляющей организацией, приобретающей коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг гражданам.

Судом дана правильная квалификация правоотношений сторон, как договора энергоснабжения, регулируемых параграфом 6 Главы 30 ГК РФ.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Истцом заявлена ко взысканию сумма задолженности, равная, с учетом уточненных требований, 1 975 445 руб. 44 коп. Из них сумма 1 064 365 руб. 57 коп. составляет задолженность за период январь-февраль 2008г. (л.д. 99-100, Т.4).

Ответчик, не признавая требования в данной части, указал, что в январе-феврале 2008г. для истца не был установлен в предусмотренном законном порядке тариф на тепловую энергию, в виду чего, он не имел право осуществлять деятельность и теплоэнергия оплате не подлежит.

Суд первой инстанции исследовав материалы в порядке ст. 71 АПК РФ, дела пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотрено законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ от 14.04.95г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» полномочия принадлежат органам исполнительной власти.

Таким органом в Краснодарском крае является РЭК Департамент цен и тарифов Краснодарского края.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что в 2007 году на территории города Новороссийска поставку тепловой энергии для населения осуществляло ОАО «НовоТЭК» на основании утвержденного для него тарифа на 2007г. на тепловую энергию в соответствии с решением региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.06 N 194/2006-т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для ОАО «НовоТЭК», г. Новороссийск».

С 1 января 2008 года на территории города Новороссийска поставку для населения тепловой энергии осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго» филиал «Новороссийские тепловые сети» в связи с передачей ему сетей и специального оборудования.

Приказом РЭК ДЦиТ КК от 05.12.2007г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» для ОАО «Краснодартеплоэнерго» в лице филиала «Новороссийские тепловые сети» утвержден тариф на теплоэнергию на 2008г.

21.12.2007г. РЭК -департаментом цен и тарифов Краснодарского края издан Приказ N 107/2007-т «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги», согласно которому с 1 января 2008 года для расчета размера платы за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые гражданам и потребителям, приравненным к населению, применяются тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, действовавшие для соответствующих организаций коммунального комплекса и энергоснабжающих организаций в 2007 году.

В соответствии с п. 4 указанного Приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края для населения сохранили действие нормативные акты об утверждении тарифов, применяемых в 2007 году, независимо от поставщика, произошедших изменений формы собственности, организационно-правовой формы и/или имущественного комплекса организации.

01.02.2008г. Главой Администрации Краснодарского края вынесено распоряжение N 55-р «О дополнительных мерах социальной поддержки населения Краснодарского края в 2008 году», согласно которому Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края во взаимодействии с департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края поручено подготовить проект закона Краснодарского края о внесении изменений в Закон Краснодарского края от 27.12.07 N 1345-КЗ «О краевом бюджете на 2008 год», предусмотрев департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края расходы на предоставление субсидий для возмещения недополученных доходов энергоснабжающим организациям в связи с реализацией населению тепловой энергии.

Департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края поручено разработать порядок предоставления субсидий для возмещения недополученных доходов энергоснабжающим организациям, осуществляющим в 2008 году расчеты с населением за оказанные коммунальные услуги по тарифам на тепловую энергию, применявшимся в 2007 году.

Таким образом, в соответствии с данным распоряжением было поручено разработать меры по социальной поддержке населения Краснодарского края, заключающиеся в обеспечении проведения расчетов с населением в 2008 году по тарифам, которые являются меньше тарифов на тепловую энергии, по которым должны рассчитываться за потребленную тепловую энергию в 2008 году прочие группы потребителей. При этом, предусмотрена компенсация энергоснабжающим организациям в виде разнице тарифов вновь утвержденных на 2008г. и действующих на конец 2007г.

Приказом РЭК ДЦиТ КК от 06.02.08г. N 2/2008-т Приказ РЭК от 21.12.2007г. N 107/207-т признан утратившим силу с 01.03.2008г.

Таким образом, применение тарифов в 2008г. для граждан по тарифам 2007г. действовало 2 месяца: январь-февраль 2008г.

Как указано выше, в 2007 году на территории города Новороссийска поставку тепловой энергии для населения (в том числе и для жителей домов, управление которыми осуществляет ЗАО «Жилищная управляющая компания») осуществляло ОАО «НовоТЭК» на основании утвержденного для него тарифа на 2007г. на тепловую энергию в соответствии с решением региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.06 N 194/2006-т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для ОАО «НовоТЭК», г. Новороссийск».

С 1 января 2008 года на территории города Новороссийска поставку для населения тепловой энергии осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго» (филиал «Новороссийские тепловые сети») в связи с передачей ему сетей и специального оборудования.

Отдельный тариф на 2007г. для указанной организации РЭК установлен не был ввиду отсутствия ее деятельности на тот момент.

На основании указанных актов и распоряжений, истец производил начисление стоимости отпущенной тепловой энергии по договору теплоснабжения ответчику в январе-феврале 2008г. в соответствии с Решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.12.2006г. N 333 «Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования г. Новороссийск на 2007г.», пунктом 4 которого установлено о сохранении уровня платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% от утвержденных тарифов.

Таким образом, фактически в спорный период январь-февраль 2008г. счета выставлялись истцом на основании тарифа, установленного в 2007г. для ОАО «НовоТЭК» исходя из стоимости 825, 25 коп. за 1 Гкал за отопление, 1160 руб. 84 коп. за 1 Гкал за горячее водоснабжение с водой и 836, 91 Гкал за горячее водоснабжение без воды.

Ответчик, считает, что по смыслу Приказа РЭК от 21.12.07г. N 107/2007г. установлено о применении энергоснабжающими организациями тарифов, утвержденных для них в 2007г. Поскольку для истца данный тариф утвержден не был, в силу ст. 424 ГК РФ ему в самостоятельном порядке стоимость энергии утверждать нельзя, следовательно, теплоэнергия оплате за период январь-февраль 2008г. не подлежит и убытки могут быть компенсированы путем их включения в тариф в последующие периоды.

Вместе с тем данные выводы ответчика ошибочны, основаны на неправильном толковании принятых нормативных актов.

Как указано выше, Приказом РЭК от 21.12.2007г. N 107/2007-т установлено, что с 1 января 2008 года для расчета размера платы за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые гражданам и потребителям, приравненным к населению, применяются тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, действовавшие для соответствующих организаций коммунального комплекса и энергоснабжающих организаций в 2007 году.

В соответствии с п. 4 указанного Приказа для населения сохраняют действие нормативные акты об утверждении тарифов, применяемых в 2007 году, независимо от поставщика, произошедших изменений формы собственности, организационно-правовой формы и/или имущественного комплекса организации.

Таким образом, в соответствии с Приказом региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края население и иные потребители, приравненные к населению, в период действия данного приказа должны оплачивать потребленную тепловую энергию по тарифам, которые действовали именно для них в 2007 году вне зависимости от того, изменился или нет поставщик тепловой энергии и, соответственно, поставщик тепловой энергии должен производить расчеты с указанной категорией населения по тарифам, в соответствии с которыми производились расчеты за тепловую энергию в 2007 году.

То есть, по смыслу указанного Приказа, на спорный период установлен тариф в зависимости от того, какой тариф для именно для населения действовал в 2007г.

Таким образом, в любом случае, при наличии тарифа либо при его отсутствии для энергоснабжающей организации, указанный нормативный акт закрепляет, что поставка теплоэнергии в январе-феврале 2008г. должна производиться населению по тем же ценам, что и в 2007г. Указанный Приказ привязывает стоимость теплоэнергии не к тарифу, имеющемуся у энергоснабжающей организации, как утверждает ответчик, а к тем ценам, по которым граждане производили расчеты в 2007г. В данном случае, даже имея свой утвержденный тариф, но оказывая услуги определенной части населения, и получив в следующем периоде в обслуживание дополнительные объекты, в соответствии с вышеуказанными Приказами РЭК истец в любом случае должен был применить тарифы, которыми руководствовались граждане данных объектов при бывшей энергоснабжающей организации.