• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2009 года Дело N А32-9537/2008

15АП-3299/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И. судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.

при участии: от истца: представитель Бородина Н.В. доверенность от 25.12.2008г. N 479/22 от ответчика: представители: Богатырева О.В., доверенность 9/08 от 10.04.08г., Майсерик И.Е., доверенность 11/08 от 17.06.08г. (т.2, л.д. 33, 35)

от третьих лиц: представители не явились, извещены рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилищная управляющая компания"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 12.03.2009г. по делу N А32-9537/2008

по иску открытого акционерного общества "Краснодартеплоэнерго"

к ответчику закрытому акционерному обществу "Жилищная управляющая компания"

при участии третьих лиц РЭК -Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Федеральная служба по тарифам России, о взыскании 1 975 445 руб. 44 коп.

принятое в составе судьи Березовской С.В.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Краснодартеплоэнерго", (далее -ОАО «Краснодартеплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к закрытому акционерному обществу "Жилищная управляющая компания" (далее -ЗАО «Жилищная управляющая компания») о взыскании 1 975 445 руб. 44 коп. задолженности за период с 01.01.08г. по 01.10.08г. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 4, л.д.66, л.д. 100, а также протокол судебного заседания от 18.02.09г.).

Исковые требования мотивированы тем, что в спорный период ответчику по договору N 1287 от 01.01.08г. была поставлена тепловая энергия для нужд населения, последний задолженность в полном объеме не оплатил.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены РЭК -Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Федеральная служба по тарифам России.

Решением суда от 12.03.09г. исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что истец представил доказательства поставки теплоэнергии, ответчик оплату в полном объеме не произвел. В виду отсутствия в период с 01.01.08г. по 01.03.08г. утвержденных тарифов для населения, оплата энергии подлежит исходя из тарифов, утвержденных Приказами РЭК ДЦиТ КК от 05.12.07г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» и от 21.12.2007г. N 107/2007-т «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги».

Закрытое акционерное общество "Жилищная управляющая компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить. В обоснование жалобы ответчик указал, что за период январь-февраль 208г. задолженность не подлежит взысканию, поскольку для истца в требуемом законом порядке не был утвержден тариф на теплоэнергию. Тарифы могут быть установлены только в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ от 14.04.95г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Приказом РЭК ДЦиТ КК от 05.12.07г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» установила на 2008г. для филиала «Новороссийские тепловые сети» ОАО «Краснодртеплоэнерго» тарифы на тепловую энергию. Приказом РЭК Краснодарского края от 21.12.2007г. N 107/2007-т «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги» установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги гражданам и потребителям, приравненным к населению, не применяются тарифы, установленные на 2008г., в том числе приказом от 05.12.07г. 92/2007-т. Приказом РЭК ДЦиТ КК от 06.02.2008г. N 2/2008-т приказ от 21.12.07г. N 107/2007-т признан утратившим силу с 01.03.08г. Соответственно с 01.03.08г. для филиала «Новороссийские тепловые сети» ОАО «Краснодартеплоэнерго» в отношении граждан потребителей, приравненных к населению возобновили свое действие тарифы на тепловую энергию, установленные приказом РЭК ДЦиТ КК от 05.12.2007г. N 92/2007-т. Таким образом, в период с 01.01.08г. по 01.03.08г. у энергоснабжающей организации отсутствовал тариф на тепловую энергию. Ответчик считает, что нормами федерального законодательства предусмотрена возможность возмещения истцом своих недополученных доходов путем компенсации в последующем периоде регулирования согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. N 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, представил отзыв, в котором доводы жалобы не признал. Указал что в 2007г. на территории г. Новороссийска поставку тепловой энергии для населения осуществляло ОАО «НовоТЭК». С 10.01.08г. на территории города поставку теплоэнергии для населения осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго». Для ОАО «НовоТЭК» на 2007г. был утвержден тариф на тепловую энергию. В виду временного ограничения применения тарифов 2008г. истцом применялись тарифы для населения, для ОАО «НовоТЭК» 2007г. Исходя из разницы между тарифом, который установлен для филиала ОАО «Краснодартеплоэнерго» «Новороссийские тепловые сети» на 2008г. и тарифом, который фактически применялся при расчетах с населением за услуги теплоснабжения в январе-феврале 2008г. истец получил компенсацию из бюджета. П.4.1 договора предусмотрено условие, что оплата услуг производится потребителем по тарифам, утвержденным решением Городской Думы г. Новороссийска.и Решениями РЭК Краснодарского края. В соответствии с распоряжением Главы Администрации Краснодарского края N 55-р от 01.02.2008г., а также приказом РЭК N 107/2007-т от 21.12.2007г. население и иные потребители, приравненные к населению, в период действия приказа должны оплачивать стоимость за потребленную тепловую энергию по тарифам, действующим в 2007г. независимо от поставщика. В соответствии со ст. 544 ГК РФ теплоэнергия должна быть оплачена в фактически принятом объеме.

Третье лицо-РЭК-Департамент цен и тарифов Краснодарского края в судебное заседание не явилось, направило отзыв, указав, что требования истца обоснованы. Указал что в 2007г. на территории г. Новороссийска поставку тепловой энергии для населения осуществляло ОАО «НовоТЭК». С 10.01.08г. на территории города поставку теплоэнергии для населения осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго». Для ОАО «НовоТЭК» на 2007г. был утвержден тариф на тепловую энергию. В виду временного ограничения применения тарифов 2008г. истцом применялись тарифы для населения, для ОАО «НовоТЭК» 2007г. Исходя из разницы между тарифом, который установлен для филиала ОАО «Краснодартеплоэнерго» «Новороссийские тепловые сети» на 2008г. и тарифом, который фактически применялся при расчетах с населением за услуги теплоснабжения в январе-феврале 2008г. истец получил компенсацию из бюджета

Федеральная служба по тарифам направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что поддерживает ранее изложенную позицию по делу. Ранее в своем отзыве по делу (т.2, л.д. 90) Федеральная служба по тарифам указал, что на 2007г.истцу тариф не устанавливался. Пунктом 4 Приказа РЭК ДЦиТ КК от 21.12.2007г. N 107/2007-т непосредственно тарифы для энергоснабжающей организации не устанавливаются.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.01.08 между сторонами заключен договор N 1287 на отпуск тепловой энергии, согласно условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме, а ответчик - соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых узлов и приборов учета (л.д. 12-20, Т.1).

Согласно п. 1.2. договора сторонами предусмотрен отпуск тепловой энергии в соответствии с установленным потребителю планом теплопотребления в период с 01.01.08 по 31.12.08 с максимумом тепловой нагрузки 2,788919 Гкал/час, из них на отопление - 2,447755 Гкал/час., на горячее водоснабжение - 0,341164 Гкал/час. При этом, годовой отпуск тепловой энергии ответчику, определен ориентировочно в размере 6863,161 Гкал (п. 1.4. договора сторон).

Договор подписан с протоколом разногласий и протоколом урегулирования разногласий, к которому ответчик приложил дополнительное соглашение, по пунктам 2.3.2. и 5.3. которого стороны не пришли к соглашению, т.е. по порядку приостановления или ограничения предоставления услуг в случае неполной оплаты услуг потребителем.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствие с п. 1 ст. 432 ГК РФ условия, изложенные в пунктах 2.3.2. и 5.3. дополнительного соглашения, не являются существенными. В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, а так же п. 1 Информационного письма 14 Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, так как данные условия не являются существенными условиями, договор считается заключенным. Кроме того, факт наличия фактических отношений по потреблению теплоэнергии с 01.01.08г. подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии с п. 2.2.10. договора ответчик обязан проводить ежемесячно расчеты за тепловую энергию в порядке, установленном договором, а именно до 25 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца по мере сбора платежей с населения в течение месяца в размере помесячно начисленной суммы (п. 4.6. договора сторон).

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что оплата услуг производится потребителем по тарифам, утвержденным решением Городской Думы г.Новороссийска и решениями РЭК Краснодарского края для соответствующей группы потребителей и на основании данных приборов учета, а при их отсутствии - расчетным методом.

Невыполнение ответчиком обязательств по оплате отпущенной и потребленной им энергии послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Задолженность заявлена истцом за период с 01.01.08г. по 01.10.08г.

Отношения сторон урегулированы договором N 1287 на отпуск тепловой энергии от 01.01.08, где истец является теплоснабжающей организацией, а ответчик - управляющей организацией, приобретающей коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг гражданам.

Судом дана правильная квалификация правоотношений сторон, как договора энергоснабжения, регулируемых параграфом 6 Главы 30 ГК РФ.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Истцом заявлена ко взысканию сумма задолженности, равная, с учетом уточненных требований, 1 975 445 руб. 44 коп. Из них сумма 1 064 365 руб. 57 коп. составляет задолженность за период январь-февраль 2008г. (л.д. 99-100, Т.4).

Ответчик, не признавая требования в данной части, указал, что в январе-феврале 2008г. для истца не был установлен в предусмотренном законном порядке тариф на тепловую энергию, в виду чего, он не имел право осуществлять деятельность и теплоэнергия оплате не подлежит.

Суд первой инстанции исследовав материалы в порядке ст. 71 АПК РФ, дела пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотрено законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ от 14.04.95г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» полномочия принадлежат органам исполнительной власти.

Таким органом в Краснодарском крае является РЭК Департамент цен и тарифов Краснодарского края.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что в 2007 году на территории города Новороссийска поставку тепловой энергии для населения осуществляло ОАО «НовоТЭК» на основании утвержденного для него тарифа на 2007г. на тепловую энергию в соответствии с решением региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.06 N 194/2006-т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для ОАО «НовоТЭК», г. Новороссийск».

С 1 января 2008 года на территории города Новороссийска поставку для населения тепловой энергии осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго» филиал «Новороссийские тепловые сети» в связи с передачей ему сетей и специального оборудования.

Приказом РЭК ДЦиТ КК от 05.12.2007г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» для ОАО «Краснодартеплоэнерго» в лице филиала «Новороссийские тепловые сети» утвержден тариф на теплоэнергию на 2008г.

21.12.2007г. РЭК -департаментом цен и тарифов Краснодарского края издан Приказ N 107/2007-т «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги», согласно которому с 1 января 2008 года для расчета размера платы за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые гражданам и потребителям, приравненным к населению, применяются тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, действовавшие для соответствующих организаций коммунального комплекса и энергоснабжающих организаций в 2007 году.

В соответствии с п. 4 указанного Приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края для населения сохранили действие нормативные акты об утверждении тарифов, применяемых в 2007 году, независимо от поставщика, произошедших изменений формы собственности, организационно-правовой формы и/или имущественного комплекса организации.

01.02.2008г. Главой Администрации Краснодарского края вынесено распоряжение N 55-р «О дополнительных мерах социальной поддержки населения Краснодарского края в 2008 году», согласно которому Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края во взаимодействии с департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края поручено подготовить проект закона Краснодарского края о внесении изменений в Закон Краснодарского края от 27.12.07 N 1345-КЗ «О краевом бюджете на 2008 год», предусмотрев департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края расходы на предоставление субсидий для возмещения недополученных доходов энергоснабжающим организациям в связи с реализацией населению тепловой энергии.

Департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края поручено разработать порядок предоставления субсидий для возмещения недополученных доходов энергоснабжающим организациям, осуществляющим в 2008 году расчеты с населением за оказанные коммунальные услуги по тарифам на тепловую энергию, применявшимся в 2007 году.

Таким образом, в соответствии с данным распоряжением было поручено разработать меры по социальной поддержке населения Краснодарского края, заключающиеся в обеспечении проведения расчетов с населением в 2008 году по тарифам, которые являются меньше тарифов на тепловую энергии, по которым должны рассчитываться за потребленную тепловую энергию в 2008 году прочие группы потребителей. При этом, предусмотрена компенсация энергоснабжающим организациям в виде разнице тарифов вновь утвержденных на 2008г. и действующих на конец 2007г.

Приказом РЭК ДЦиТ КК от 06.02.08г. N 2/2008-т Приказ РЭК от 21.12.2007г. N 107/207-т признан утратившим силу с 01.03.2008г.

Таким образом, применение тарифов в 2008г. для граждан по тарифам 2007г. действовало 2 месяца: январь-февраль 2008г.

Как указано выше, в 2007 году на территории города Новороссийска поставку тепловой энергии для населения (в том числе и для жителей домов, управление которыми осуществляет ЗАО «Жилищная управляющая компания») осуществляло ОАО «НовоТЭК» на основании утвержденного для него тарифа на 2007г. на тепловую энергию в соответствии с решением региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.06 N 194/2006-т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для ОАО «НовоТЭК», г. Новороссийск».

С 1 января 2008 года на территории города Новороссийска поставку для населения тепловой энергии осуществляет ОАО «Краснодартеплоэнерго» (филиал «Новороссийские тепловые сети») в связи с передачей ему сетей и специального оборудования.

Отдельный тариф на 2007г. для указанной организации РЭК установлен не был ввиду отсутствия ее деятельности на тот момент.

На основании указанных актов и распоряжений, истец производил начисление стоимости отпущенной тепловой энергии по договору теплоснабжения ответчику в январе-феврале 2008г. в соответствии с Решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.12.2006г. N 333 «Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования г. Новороссийск на 2007г.», пунктом 4 которого установлено о сохранении уровня платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% от утвержденных тарифов.

Таким образом, фактически в спорный период январь-февраль 2008г. счета выставлялись истцом на основании тарифа, установленного в 2007г. для ОАО «НовоТЭК» исходя из стоимости 825, 25 коп. за 1 Гкал за отопление, 1160 руб. 84 коп. за 1 Гкал за горячее водоснабжение с водой и 836, 91 Гкал за горячее водоснабжение без воды.

Ответчик, считает, что по смыслу Приказа РЭК от 21.12.07г. N 107/2007г. установлено о применении энергоснабжающими организациями тарифов, утвержденных для них в 2007г. Поскольку для истца данный тариф утвержден не был, в силу ст. 424 ГК РФ ему в самостоятельном порядке стоимость энергии утверждать нельзя, следовательно, теплоэнергия оплате за период январь-февраль 2008г. не подлежит и убытки могут быть компенсированы путем их включения в тариф в последующие периоды.

Вместе с тем данные выводы ответчика ошибочны, основаны на неправильном толковании принятых нормативных актов.

Как указано выше, Приказом РЭК от 21.12.2007г. N 107/2007-т установлено, что с 1 января 2008 года для расчета размера платы за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые гражданам и потребителям, приравненным к населению, применяются тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, действовавшие для соответствующих организаций коммунального комплекса и энергоснабжающих организаций в 2007 году.

В соответствии с п. 4 указанного Приказа для населения сохраняют действие нормативные акты об утверждении тарифов, применяемых в 2007 году, независимо от поставщика, произошедших изменений формы собственности, организационно-правовой формы и/или имущественного комплекса организации.

Таким образом, в соответствии с Приказом региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края население и иные потребители, приравненные к населению, в период действия данного приказа должны оплачивать потребленную тепловую энергию по тарифам, которые действовали именно для них в 2007 году вне зависимости от того, изменился или нет поставщик тепловой энергии и, соответственно, поставщик тепловой энергии должен производить расчеты с указанной категорией населения по тарифам, в соответствии с которыми производились расчеты за тепловую энергию в 2007 году.

То есть, по смыслу указанного Приказа, на спорный период установлен тариф в зависимости от того, какой тариф для именно для населения действовал в 2007г.

Таким образом, в любом случае, при наличии тарифа либо при его отсутствии для энергоснабжающей организации, указанный нормативный акт закрепляет, что поставка теплоэнергии в январе-феврале 2008г. должна производиться населению по тем же ценам, что и в 2007г. Указанный Приказ привязывает стоимость теплоэнергии не к тарифу, имеющемуся у энергоснабжающей организации, как утверждает ответчик, а к тем ценам, по которым граждане производили расчеты в 2007г. В данном случае, даже имея свой утвержденный тариф, но оказывая услуги определенной части населения, и получив в следующем периоде в обслуживание дополнительные объекты, в соответствии с вышеуказанными Приказами РЭК истец в любом случае должен был применить тарифы, которыми руководствовались граждане данных объектов при бывшей энергоснабжающей организации.

Данный вывод суда также следует из того, что на 2008г. для истца был установлен тариф в соответствии с Приказом РЭК-департамента от 05.12.2007г. N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию» и он не был отменен в связи с Приказом от 21.12.2007г. N 107/2007-т, которым введено ограничение действие тарифов на январь-февраль 2007г. путем оплаты населением ресурсов по ранее утвержденным для них ценам.

Указанная позиция также подтверждена уполномоченным органом- РЭК департаментом цен и тарифов Краснодарского края в отзыве на апелляционную жалобу.

В виду изложенного, необоснованны доводы ответчика о нарушении ст. 424 ГК РФ, поскольку истцом, при расчете стоимости отпущенной энергии в январе-феврале 2008г. применены законодательно установленные цены для населения. При этом, утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти- РЭК.

В соответствии с положениями ч. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются в предусмотренных законом случаях. В данном случае РЭК установлен порядок определения цены теплоэнергии, потребляемой спорными объектами путем указания об оплате гражданами теплоэнергии по предусмотренным для них тарифов на 2007г.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 14.04.95 N 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» при установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.

Во исполнение обозначенных распоряжения главы администрации Краснодарского края и положения ст. 2 ФЗ от 14.04.95 N 41-ФЗ принято постановление главы администрации Краснодарского края от 13.03.08 N 172 «О порядке предоставления субсидий из краевого бюджета для возмещения недополученных доходов энергоснабжающим организациям, осуществляющим в 2008 году расчеты с населением за оказанные коммунальные услуги по тарифам на тепловую энергию, применявшимся в 2007 году».

В соответствии с указанным нормативным правовым актом теплоснабжающим организациям при реализации дополнительных мер социальной поддержки за счет бюджетных средств возмещалась разница между объемом полученных средств от населения, исчисленных в январе - феврале 2008 года исходя из тарифов на тепловую энергию 2007 года, и объемом средств, которые могли быть получены в случае, применения при расчетах с населением за тепловую энергию по тарифам 2008 года.

Исходя из разницы между тарифом, который был установлен для филиала ОАО «Краснодартеплоэнерго» «Новороссийские тепловые сети» на 2008 год, и тарифом, который фактически применялся при расчетах с населением за услуги теплоснабжения в январе - феврале 2008 года, истец получил компенсацию из бюджета. То есть, фактически истец произвел расчеты с потребителями по экономически обоснованному тарифу, установленному на 2008 год, установленный приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 5.12.07 N 92/2007-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию», но оплату по нему частично получил от населения, частично в виде компенсации.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ фактически потребленное количество теплоэнергии должно быть оплачено покупателем в полном объеме.

Действующее законодательство не предусматривает возможность взыскания вместо стоимости отпущенной энергии, убытков, связанных с ее неоплатой, в виду чего необоснованны указанные доводы ответчика.

Также несостоятельны доводы ответчика, что нормами федерального законодательства предусмотрена возможность возмещения истцом своих недополученных доходов путем компенсации в последующем периоде регулирования согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. N 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном 9потребительском) рынке», поскольку стоимость энергии в спорный периоды была определена как для граждан так и для истца, который в силу Приказов РЭК не мог применить для конкретных граждан иной тариф, нежели установленный для них в 2007г. Кроме того, по логике ответчика, неполученные доходы (в виде неисполненной им обязанности по оплате энергии) должны быть возложены на неопределенный круг потребителей в будущем, поскольку при установлении тарифа учитываются затраты по всем потребителям. Вместе с тем, это приведет к необоснованному возложению на иных потребителей обязанности ответчика по оплате принятой энергии. Также, при такой ситуации произойдет отрицательный эффект по принятым мерам по удешевлению ресурсов для граждан в спорный период, поскольку они уже за потребленную энергию оплатили Управляющей организации и будут вынуждены какую то часть доплачивать дополнительно.

Кроме того, сам ответчик, будучи управляющей организацией и оказывающей коммунальные услуги населению в спорный период времени получил от жильцов домов стоимость теплоэнергии, и не представил доказательств оказания коммунальных услуг по предоставлению теплоэнергии на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, истцом обоснованно при расчетах в период с 01.01.08г. по 01.03.08г. использован тариф, предусмотренный на 2007г. для ОАО «НовоТЭК» (л.л. 47, т.2) в размере 825 руб. 25 коп. за 1 Гкал за отопление, 1160 руб. 84 коп. за 1 Гкал за горячее водоснабжение с водой и 836, 91 Гкал за горячее водоснабжение без воды.

За период с 01.03.08г. истцом применялся в 100% утвержденный тариф в размере 993, 29 руб. за 1 Гкал за горячее водоснабжение 1285, 88 руб. за 1 Гкал.

Задолженность за период с 01.01.08г. по 01.10.08г. составила 1 975 445 руб. 44 коп., в том числе за январь-февраль 2008г. 1 064 365 руб. 57 коп. (с учетом выставленных в данный период счетов -фактур NN 1071, 1070 от 31.01.08г., 1949, 1948, 1944 от 28.02.08г. (т.1, л.д. 159-163) на сумму 1976374 руб. 74 коп. и принятых от ответчика оплат по платежным поручениям NN 109 от 31.03.08г., 110 от 31.03.08г., 67 от 27.02.08г., 93 от 19.03.08г., 135 от 08.05.08г., 147 от 15.05.08г. (т.1, л.д. 96-101) на сумму 866 614 руб. 34 коп., а также платежного поручения 321 на сумму 40 100 руб. 24 коп. (см. расчет истца т.2 л.д. 40, т.4 л.д.66-76, л.д. 100).

Поставка тепловой энергии подтверждается материалами дела, актами показаний. Стороны в судебном заседании указали, что спора по количеству отпущенной теплоэнергии за весь спорный период нет.

Доводы ответчика о том, что по ранее направленным им счетам-фактурам за период январь-февраль 2008г. им было произведено изменение назначения платежа, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из материалов дела следует, что истцом обоснованно выставлялись счета, обоснованно применен тариф и обоснованно учета поступившая по ним оплата в соответствии с нормами закона и договора сторон.

Кроме того, пунктом 2.4.4. договора предусмотрено, что ответчик при наличии оснований имеет право требовать перерасчет предъявленных к оплате сумм, однако, доказательства подобных обращений в адрес истца в материалы дела ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.

При отсутствии спора между сторонами о количестве принятой теплоэнергии и при урегулировании вопроса о применяемой цене, отнесение истцом платежей на какие-то периоды, входящие в общий спорный период с 01.01.08г. по 01.10.08г. (конкретно платежное поручение 321 на сумму 40 100 руб. 24 коп.) правового значения не имеют.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что ответчиком в адрес истца направлялось гарантийное письмо с предоставлением графика погашения задолженности с учетом 100%-ой оплаты текущего потребления с разбивкой по месяцам.

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.

Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего спора ответчик не представил доказательств исполнения обязательства по договору в полном объеме, что нарушает законные права и интересы истца, которые подлежат защите согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а требование о взыскании долга в 1 975 445 руб. 44 коп. долга за период с 01.01.08 по 01.10.08 удовлетворению на основании ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что привлеченные в качестве третьих лиц РЭК -Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Федеральная служба по тарифам России в своих письмах указали, что данный спор между сторонами подлежит рассмотрению судом.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.

Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2009г. по делу NА32-9537/2008-24/196-2009-21/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Ю.И.Баранова
Судьи
С.В.Ехлакова
Н.И.Корнева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-9537/2008
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 18 мая 2009

Поиск в тексте