• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2009 года Дело N А32-3904/2009

15АП-3612/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуденица Т.Г., судей Ивановой Н.Н., Шимбаревой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя - ООО «Кормэкс» - представителя Пестовского П.М., доверенность от 20.05.2009 г.,

от государственного органа - Краснодарской таможни - представитель не явился, уведомление N16389,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 26 февраля 2009 года по делу N А32-3904/2009, принятое в составе судьи Русова С.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кормэкс» к Краснодарской таможне о признании недействительными требования об уплате таможенных платежей от 16.12.2008 г. N318 и решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 29.01.2009 г. N10,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Кормэкс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании недействительными требования от 16.12.2008 г. N318 об уплате таможенных платежей и решения от 29.01.2009 г. N10 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Решением суда от 26.02.2009 г. заявленные требования удовлетворены на том основании, что Краснодарской таможней неправомерно повторно начислены обществу к уплате таможенные сборы за таможенное оформление товаров при подаче полных таможенных деклараций.

Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.02.2009 г. отменить, ссылаясь на письмо ФТС России от 08.10.2008 г. N01-11/41807, согласно которому взимание таможенных сборов за таможенное оформление следует осуществлять как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционной коллегией Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Краснодарская таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечила, что не препятствует рассмотрению дела в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество, являясь отправителем и декларантом, перемещало через таможенную границу Российской Федерации товар. Получателем товара являлся иностранный покупатель - Фирма «Руснегос С.А.».

При подаче в таможенный орган следующих временных грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) для таможенного оформления поставляемых на экспорт товаров (продовольственной пшеницы, отрубей, свекловичного жома, шрота рапсового) общество уплатило в размерах, установленных законодательством, таможенные сборы: N10309030/180808/0001223 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 -ft), платежное поручение N 109 от 08.08.2008 г. - 50000 рублей; N10309030/070808/0001153 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.), платежное поручение N 901 от 01.08.2008 г. - 50000 рублей; N 10309030/270808/0001287 (свекловичный жом: гранулированный, урожай 2008 г. насыпью); платежное поручение N 130 от 19.08.2008 г. - 50000 рублей; N10309030/280808/0001300 (пшеничные остатки: отруби гранулированные: насыпью, урожай 2008 г.); платежное поручение N 167 от 22.08.2008 г, платежное поручение N 130 от 19.08.2008 г. - 50000 рублей; N10309030/130808/0001196 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.), платежное поручение N 109 от 08.08.2008 г. - 100000 рублей; N 10309030/220808/0001256 (пшеничные остатки: отруби гранулированные: насыпью, урожай 2008 г.), платежное поручение N 109 от 08.08.2008 г. - 50000 рублей; N 10309030/050908/0001392 (шрот рапсовый в россыпи: насыпью, урожай 2008 г.), платежное поручение N 167 от 22.08.2008 г. - 20000 рублей; N 10309030/050908/0001395 (свекловичный жом: гранулированный, урожай 2008 г. насыпью), платежное поручение N 1020 от 03.09.2008 г., платежное поручение N 167 от 22.08.2008 г. - 20000 рублей; N 10309030/290808/0001313 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.), платежное поручение N 167 от 22.08.2008 г. - 50000 рублей.

Всего уплачено таможенных сборов при подаче перечисленных временных ГТД 440 000 рублей.

В установленные во временных декларациях сроки общество подало в отношении тех же товаров полные ГТД N 10309030/120908/0001477 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.), N10309030/150908/0001501 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.), N10309030/250908/0001621 (свекловичный жом: гранулированный, урожай 2008 г. насыпью), N10309030/260908/0001639 (пшеничные остатки: отруби гранулированные: насыпью, урожай 2008 г.), N10309030/250908/0001651 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.), N10309030/280909/0001652 (пшеничные остатки: отруби гранулированные: насыпью, урожай 2008 г.), N10309030/290908/0001653 (шрот рапсовый в россыпи: насыпью, урожай 2008 г.), N10309030/290908/0001659 (свекловичный жом: гранулированный, урожай 2008 г. насыпью), N10309030/290908/0001666 (продовольственная пшеница: насыпью, урожай 2008 г.).

При этом общество не уплачивало повторно таможенные сборы за таможенное оформление товаров по полным ГТД.

Краснодарской таможней направлено обществу требование от 16.12.2008 г. N318 об уплате таможенных сборов в сумме 440000 рублей за таможенное оформление согласно статьям 63.1., 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации и Письму ФТС от 20.11.2008 г. N 01-30/48899 по ГТД NN 10309030/120908/0001477, 10309030/150908/0001501, 10309030/250908/0001621, 10309030/260908/0001639, 10309030/280908/0001651, 10309030/280908/0001652, 10309030/280908/0001653, 10309030/290908/0001659, 10309030/290908/0001666, а также пени в сумме 14091 рубль 02 копейки за несвоевременную уплату таможенных сборов, начисленной за периоды с 13.09.2008 г. по 16.12.2008 г., с 16.09.2008 г. по 16.12.2008 г., с 26.09.2008 г. по 16.12.2008 г., с 27.09.2008 г. по 16.12.2008 г., с 29.09.2008 г. по 16.12.2008 г., с 30.09.2008 г. по 16.12.2008 г. В связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей от 16.12.2008 г. N318 Краснодарской таможней вынесено решение от 29.01.2009 г. N10 о взыскании таможенных сборов в сумме 440000 рублей и пени по состоянию на 29.01.2009 г. в сумме 22480 рублей 33 копейки в бесспорном порядке. Вышеупомянутые требование и решение таможенного органа являются предметом оспаривания по настоящему делу в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 названного Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).

В силу подпункта 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 ТК РФ к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. N 863 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Пунктом 7 указанного Постановления определено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодекса Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Данные выводы изложены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N4574/08 и поддержаны Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 07.11.2008 г. N631-О-О.

Учитывая изложенное правоприменительное толкование порядка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании российских товаров, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

В своей апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N220, которым Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 дополнено пунктом 7.1 следующего содержания: «при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации».

Однако данная норма к спорным правоотношениям, возникшим в августе, сентябре 2008 года, не применима, так как введена в действие с 25 марта 2009 года и не имеет обратной силы, поскольку не улучшает положение общества.

Ссылка Краснодарской таможни на письмо ФТС России от 08.10.2008 г. N01-11/41807 «О таможенных сборах за таможенное оформление» отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормы главы 33.1 ТК РФ в их взаимосвязи с положениями, изложенными в пункте 1 статьи 5 ТК РФ, не предоставляют ФТС России права издавать правовые акты, регулирующие порядок уплаты таможенных сборов. Кроме того, данное письмо не является нормативным правовым актом и не было опубликовано в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. N763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными обжалуемые требование и решение Краснодарской таможни.

Довод налогового органа о том, что решение о взыскании денежных средств в бесспорном порядке является исполнительным документом, а не ненормативным актом, в связи с чем подлежит рассмотрению в порядке статьи 172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется ввиду того, что в порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть рассмотрены дела об оспаривании не только ненормативных правовых актов государственных органом, но и вынесенных ими решений, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества при таможенном оформлении вывезенных товаров с применением периодического временного декларирования.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 февраля 2009 года по делу NА32-3904/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Т.Г.Гуденица
Судьи
Н.Н.Иванова
Н.В.Шимбарева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-3904/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 22 мая 2009

Поиск в тексте