ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2009 года Дело N А53-27460/2008

15АП-3683/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуденица Т.Г., судей Ивановой Н.Н., Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя - ГУ УПФ России в Мартыновском районе Ростовской области - представитель не явился, уведомление N00593,

от главы КХ «Целина» Перелыгиной З.М. - представителя Ларионова А.Н., доверенность от 04.03.2009 г. N1735,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КХ «Целина» в лице главы Перелыгиной Зои Михайловны на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 01 апреля 2009 года по делу N А53-27460/2008, принятое в составе судьи Новик В.Л.,

по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мартыновском районе Ростовской области о взыскании с крестьянского хозяйства «Целина» в лице главы Перелыгиной Зои Михайловны санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мартыновском районе Ростовской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского хозяйства «Целина» Перелыгиной З.М. 184 рублей 80 копеек штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда от 1 апреля 2009 года требования учреждения удовлетворены на том основании, что Перелыгиной З.М. как главой КХ «Целина» не представлены в установленный срок сведения за 2007 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Не согласившись с принятым судебным актом, Перелыгина З.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 01.04.2009 г., полагая, что утратила статус индивидуального предпринимателя.

В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что не препятствует судебному разбирательству в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Перелыгиной З.М. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что процедура привлечения к ответственности учреждением не нарушена.

Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда от 01.04.2009 г. подлежит изменению ввиду неправильного применения норм материального права.

Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство «Целина» зарегистрировано 18.09.1992 г. администрацией Мартыновского района Ростовской области.

Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 г.. На такие хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Условия и порядок прекращения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств регулируются нормами Федерального закона N74-ФЗ. Перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства установлен статьей 21 указанного Закона и является исчерпывающим. Аналогичные условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства предусмотрены Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии со статьей 33 Закона РСФСР от 22.11.1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принималось районным (городским) Советом народных депутатов.

Статьей 22 действующего Федерального закона от 11.06.2003 г. N74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрен порядок прекращения фермерского хозяйства по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании постановления главы администрации Мартыновского района Ростовской области от 07.12.2000 г. N667 КХ «Целина» находится в процессе ликвидации, однако по сведениям ИФНС России по Мартыновскому району Ростовской области не ликвидировано, следовательно, является действующим хозяйством.

В ходе проверки, результаты которой отражены в акте от 15.05.2008 г. N25, учреждение установило, что глава КХ «Целина» Перелыгина З.М. (зарегистрированная в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 25.08.1992 г., регистрационный номер 071-018-00482) не представила в установленный законодательством срок сведения за 2007 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель учреждения вынес решение от 17.11.2008г. N1031 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 184 рублей 80 копеек.

В связи с неуплатой санкции в добровольном порядке учреждение обратилось за ее взысканием в арбитражный суд.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона N167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N167-ФЗ, а именно, индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона N167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 г. N148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Действия этих Правил, согласно пункту 1, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В 2007 году стоимость страхового года установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 г. N 156 в размере 1 848 рублей, в том числе: 1 232 рубля 04 копейки - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 615 рублей 96 копеек - на финансирование накопительной части пенсии.

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.

При этом нормы Федерального закона N 167-ФЗ подлежат применению с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, согласно которому индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) определен перечень документов, содержащих сведения, которые представляют страхователи в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязан представлять в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ. При этом размер санкции определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что глава КХ «Целина» Перелыгина З.М. не представила в учреждение в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007 год.

Вместе с тем Перелыгина З.М., 1946 года рождения, в 2007 году должна была уплачивать в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы только в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1 232 рубля 04 копейки. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с него должен быть взыскан в размере 123 рублей 20 копеек.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2009 г. в части удовлетворения требования учреждения о взыскании с главы КХ «Целина» Перелыгиной З.М. 61 рубля 60 копеек штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.

Нарушений процедуры привлечения Перелыгиной З.М. к ответственности не установлено. В соответствии с порядком, предусмотренным статьями 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемыми к спорным правоотношениям в силу статьи 2 Федерального закона N167-ФЗ, акт N25 от 15.05.2008 г. был направлен Перелыгиной З.М. по почте и получен ею 26.05.2008 г., что подтверждается почтовым уведомлением N510 (т.1 л.д.24). О времени и месте рассмотрения акта N25 от 15.05.2008 г. Перелыгиной З.М. направлено также почтовой связью уведомление N7030 от 05.11.2008 г., которое получено последней 11.11.2008 г., что подтверждается почтовым уведомлением N963 (т.1 л.д.16, 23). Таким образом, решение N1031 от 17.11.2008 г. вынесено в отсутствие Перелыгиной З.М., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения акта от 15.05.2008 г. N25.

Решение N1031 от 17.11.2008 г. и выставленное на основании решения требование N1031 были направлены Перелыгиной З.М. по почте, что подтверждается почтовым реестром (т.1 л.д.11,12).

Таким образом, нарушений процедуры привлечения Перелыгиной З.М. к ответственности не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку апелляционная жалоба Перелыгиной З.М. подлежит частичному удовлетворению, ей надлежит возвратить из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 апреля 2009 года по делу N А53-27460/2008 в части удовлетворения заявленного требования о взыскании с главы крестьянского хозяйства «Целина» Перелыгиной Зои Михайловны 61 рубля 60 копеек штрафа отменить.

В удовлетворении требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мартыновском районе Ростовской области о взыскании с главы крестьянского хозяйства «Целина» Перелыгиной Зои Михайловны 61 рубля 60 копеек штрафа отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 апреля 2009 года по делу N А53-27460/2008 оставить без изменения.

Возвратить главе крестьянского хозяйства «Целина» Перелыгиной Зое Михайловне из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Т.Г.Гуденица
Судьи
Н.Н.Иванова
Н.В.Шимбарева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка