ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июня 2009 года Дело N А53-1209/2009

15АП-3822/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н. судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.

при участии:

от таможни: главного государственного таможенного инспектора Чернышовой Т.С. (доверенность от 12.05.08г. N 02-32/472, удостоверение N 182938 до 19.02.13г.); старшего государственного таможенного инспектора Тарасенко Е.А. (доверенность от 19.09.08г. N 02-32/879, удостоверение N 182938 до 19.02.13г.); от общества: Бардахчияна Г.Г. (доверенность от 08.10.08г., сроком на 1 год);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 07 апреля 2009г. по делу N А53-1209/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Сармат» к заинтересованному лицу Ростовской таможне о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10313060/201008/0011450, принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Фирма "Сармат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий по корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10313060/201008/0011450.

Решением суда от 07.04.09г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в результате корректировки таможней таможенной стоимости вывозимого товара нарушены права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, последний необоснованно понёс дополнительные финансовые расходы.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что общество в своих заявлениях выразило согласие уточнить таможенную стоимость в рамках иного метода, то есть самостоятельно произвести корректировку таможенной стоимости; ДТС-2 заполнена обществом самостоятельно. Таким образом, таможня не принимала решения о корректировке таможенной стоимости, таможенная стоимость была уточнена обществом.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Представитель таможни в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.

Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей таможни и общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество (Россия, покупатель) и общество с ограниченной ответственностью «Нэдекс-Украина» (Украина, продавец) заключили договор поставки от 17.09.08г. N 21/08 (далее - Договор) на условиях поставки DDU г.Ростов-на-Дону «ИНКОТЕРМС-2000», согласно которого продавец обязался поставить, а покупатель обязался принимать и оплачивать товар - молекулярное сито и герметик в количестве, ассортименте и по цене в соответствии с согласованными сторонами спецификациями, прилагаемыми к договору.

В соответствии с п. 2.1 Договора цена на молекулярное сито и герметик устанавливается в Евро, включая стоимость тары, упаковки, маркировки товара.

В соответствии с п. 4.4. Договора покупатель осуществляет таможенное оформление и разгрузку автомобиля в течение двух рабочих дней с момента прибытия автомашины на указанный в заявке СВХ. После этого срока простой автомашины оплачивается за счет покупателя в размере 70 Евро за 1 день.

Во исполнение контракта покупателем товар оформлен по грузовой таможенной декларации N 10313060/201008/0011450.

Таможенная стоимость определена по первому методу оценки - по стоимости сделки с ввозимым товаром. Товар по условиям поставки передан покупателю в г. Ростове-на-Дону.

В соответствии со спецификацией к контракту N 02 от 02.10.08г. поставщик продал, покупатель купил товар - полисульфидный герметик Poisulfide KU-83 в количестве 4950 кг. по цене 8415 евро, а также молекулярное сито N 4 NEDEX Neomal (1,2-1,8) в количестве 14550 кг., по цене 21073 рубля 50 копеек.

В подтверждение заявленной стоимости общество представило в таможню контракт, спецификации, экспертную декларацию, платежные документы, паспорт сделки, инвойс, упаковочный лист, лист безопасности, паспорт безопасности, сертификат качества, информационное письмо, трудовой договор. Дополнительно также были представлены документы, оформленные таможней ПОП N 10313060/20108, ДТС-1, в которой указано кода товара по товарной номенклатуре ВЭД, фактически уплаченная цена в рублях - 448095 рублей 71 копейка, заявленная таможенная стоимость в долларах США - 17069, 99 по курсу 26 рублей 2505 копеек, счет-фактура от 02.10.2008г. N 76, где указано наименование товара - полисульфидный герметик Poisulfide KU-83, количество товара - 4950кг., цена товара - 1,7 евро за килограмм, сумма - 8415 евро.

Однако, по мнению таможни, сведения в указанных документах не могли использоваться в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости, определенной по цене сделки с вывозимыми товарами.

Анализируя все имеющиеся документы, таможня пришла к выводу, что сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, не являются достаточными и документально подтвержденными. По мнению таможенного органа, декларант не представил прайс-лист, а также не представил документы по транспортировке товара.

В связи с отсутствием оснований для применения первого метода оценки таможенной стоимости (метода по цене сделки с ввозимыми товарами) таможней была проведена корректировка таможенной стоимости вывезенного товара и таможенная стоимость с учетом ценовой политики на однородные товары определена по шестому резервному методу по цене 71, 01 рубль за 1 кг., в результате чего доначислено таможенных платежей на сумму 12141 рубль 45 копеек.

В связи с проведением корректировки таможенной стоимости в целях выпуска товара под обеспечение таможенных платежей обществом оплачены доначисленные таможенные платежи.

11.11.08г. общество обратилось в таможню с заявлением об отмене корректировки таможенной стоимости и возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Рассмотрев обращение общества, таможня отказала в его удовлетворении, о чем был дан ответ за исходящим номером 21-15/18759 от 10.12.08г.

Не согласившись с вышеуказанными действиями, общество обратилось в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товара была определена в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ и подтверждена документально непосредственно при декларировании товара.

Согласно ст. 166 ТК РФ экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований, установленных Таможенным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Статья 323 ТК РФ устанавливает, что стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу.

Согласно ч. 3 ст. 124 ТК РФ, декларирование товаров производится путем представления декларантом или его представителем (таможенным брокером) таможенному органу таможенной декларации или иным способом, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации - в письменной, устной, электронной и конклюдентной форме путем представления сведений о товарах, их таможенном режиме, таможенной стоимости, и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом, заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Товар был оформлен декларантом с использованием 1 метода оценки - по стоимости сделки с вывозимым товаром.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 21.05.93г. N 5003-1 «О таможенном тарифе», порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемый период действовал Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06г. N 500 в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила)

В пункте 2 Правил указано, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23, 24 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Согласно п. 10 Правил таможенной стоимостью вывозимых товаров может являться стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с п. 17 настоящих Правил, при условии, что:

а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;

б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17-22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

В силу пункта 17 Правил при определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с этими товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, должны быть дополнительно начислены в размере, не включенном в указанную цену:

а) расходы, которые произведены покупателем:

на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения:

сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью вывозимых товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

проектирование, разработка, инженерные, конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, чертежи и эскизы, необходимые для производства оцениваемых товаров;

в) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых товаров вне таможенной территории Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что такие платежи относятся только к вывозимым товарам;

г) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования оцениваемых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные п. 17 указанных Правил, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению для осуществления дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами не применяется и в этом случае последовательно применяются иные методы определения таможенной стоимости вывезенного товара, а именно: метод по стоимости сделки с идентичными товарами, метод по стоимости сделки с однородными товарами, метод сложения, резервный метод.

Как верно установлено судом первой инстанции, все необходимые документы, а также другие сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, согласно описи документов к указанной ГТД обществом представлены, что подтверждается копиями документов, представленными в материалы дела, а так же не оспаривается таможней.

Таможня в обоснование своей позиции ссылается на то, что отсутствует прайс-лист, а также не были представлены документы по транспортировке.

Однако, таможня не доказала, судам первой и апелляционной инстанций каким образом данный факт может повлиять на стоимость товара по контракту, каким именно нормативными документами предусмотрено представление прайс-листов.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает взимание таможенных сборов за таможенное оформление, которые уплачиваются при подаче декларации, за таможенное сопровождение, за хранение.

Таможенный осмотр товаров относится к форме проведения таможенного контроля, и Таможенный кодекс Российской Федерации и ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» не предусматривает взимания с декларанта платы за проведение таможенным органом осмотра товаров.

Согласно п. 5 ст. 323 ТК РФ при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы или сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости и предложить декларанту определить таможенную стоимость с использование другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом проводятся консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.05г. N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по N 13643/04, при применении ст. 323 ТК РФ и самостоятельном определении таможенной стоимости товаров с использованием иного метода, таможенный орган обязан доказать наличие установленных Законов РФ «О таможенном тарифе» оснований, исключающих возможность применения основного метода определения таможенной стоимости товаров.

Различие цены сделки с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа и не относящейся непосредственно к совершенной внешнеторговой сделке само по себе не может являться основанием для отказа в применении основного метода определения таможенной стоимости товаров, а также не является доказательством недостоверности сведений о цене сделки, либо наличия условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.