ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2009 года Дело N А32-27368/2008

15АП-2453/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 года Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2009 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Х.Тимченко судей В.В. Галова, М.Н. Малыхиной при ведении протокола судебного заседания секретарем Крючковой М.В. при участии: от истца: Ежова Е.В., паспорт: серия 03 03 N 211627, выдан ПВС УВД Западного округа г.Краснодара 22.07.2002 г.; от ответчика: явка представителя не обеспечена, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще (уведомление N 60744), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ежовой Елены Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 12.02.2009 года по делу N А32-27368/2008-39/385, принятое в составе судьи Колодкиной В.Г. по заявлению индивидуального предпринимателя Ежовой Елены Владимировны к ответчику: администрации муниципального образования г. Краснодар о признании права на получение земельного участка и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ежова Елена Владимировна обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Краснодар

-о признании права на получение в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Офицерская (вблизи дома N 50) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара;

-о признании решения администрации муниципального образования город Краснодар и его уполномоченных органов- Департамента архитектуры и градостроительства города Краснодара об отказе в предоставлении земельного участка недействительным.

В обоснование заявленных доводов Ежова Е.В. указала, что в октябре 2004 года обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для размещения магазина по адресу: г.Краснодар, ул.Офицерская( вблизи жилого дома N 50). Департамент архитектуры и градостроительства сообщил в письме от 18.09.2007г. N 23/03-1488 о том, что земельные участки предоставляются исключительно на торгах. В этом же письме сообщалось, что указанный земельный участок будет предоставлен гр. Шаповалову для строительства офисного здания. Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, Ежова Е.В. обратилась в суд.

Решением арбитражного суда от 12.02.2009 года в удовлетворении заявления Ежовой Е.В. отказано. Суд указал, что Департамент архитектуры и градостроительства г.Краснодара не является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г.Краснодар, поэтому письмо от 18.09.2007 г. N 23/03-1488 не является отказом уполномоченного органа в предоставлении земельного участка и не нарушает законные права и интересы заявительницы.

ИП Ежова Е.В. обратилась с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы, заявитель жалобы указал, что при вынесении решения суд не дал оценку соответствует ли федеральному закону -Земельному кодексу РФ, предоставление земельных участков в г.Краснодаре для размещения объектов, не относящихся к объектам недвижимого имущества, исключительно на торгах, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ -права и свободы граждан могут быть ограничены лишь на основе федерального закона.

В силу ст. 61 Земельного Кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В соответствии с п.4 ст.7 Федерального Закона от 06.10.03г. N 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, другим Федеральным законам.

Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом по правилам, установленным главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Ежова Е.В. 19.08.2005г. обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. Офицерская (вблизи жилого дома N 50) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара для размещения магазина из облегченных конструкций, который фактически расположен на испрашиваемом участке, приложив к заявлению проект границ земельного участка и заключение к проекту границ земельного участка. В ходе рассмотрения жалобы Ежова Е.В. подтвердила, что на земельном участке, о предоставлении, которого она заявила расположен, принадлежащий ей магазин из облегченных конструкций, за что была привлечена к административной ответственности.

Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в письме от 18.09.2007г. N 23/03-1488,разъяснил, что в соответствии с п.6.2. Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением Городской Думы Краснодар от 31.03.2005г. N 64 п.8, предоставление земельных участков для размещения объектов, не относящихся к объектам недвижимого имущества, осуществляется исключительного на торгах. Оформление земельно-правовой документации по указанному земельному участку было прекращено. Кроме того, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар также сообщил, согласно заявления гражданина Шаповалова А.С. в соответствии с существующим порядком оформления земельно-правовой документации Департаментом муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар подготовлен проект постановления об утверждении материалов предварительного согласования места размещения офисного здания с аптекой по улице Офицерской (в районе дома N 48) в центральном внутригородском округе города Краснодара.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с заявлением о признании права на получение в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Офицерская(вблизи дома N 50) и признании решения администрации муниципального образования город Краснодар и его уполномоченных органов Департаментов архитектуры и градостроительства города Краснодара об отказе в предоставлении земельного участка недействительным.

Заявленные требования надлежит рассматривать в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Условиями принятия арбитражным судом решения о признании решений органов местного самоуправления незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (часть 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В порядке реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения Решением Городской Думы Краснодара от 31.03.2005г. N 64 П.8 принято Положение «О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар». Согласно пункту 1.3. Положения, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, осуществляется администрацией муниципального образования город Краснодар. Таким образом, указанное положение не противоречит требованиям ст.34,29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок оформления земельно-правовых документов на земельные участки для размещения объектов движимого имущества регулируется пунктом 5 Указанного Положения.

Согласно пункту 5.5 лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (для размещения объектов движимого имущества), обращаются с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодара в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются документы, установленные постановлением главы муниципального образования город Краснодар (пункт 5.7).

Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на основании Положения утвержденного Решением Городской Думы Краснодара от 15.12.2005г. N 4 П. 19, занимается подготовкой проектов постановлений главы администрации города Краснодар, в том числе и о предоставлении земельного участка, а также заключает договоры аренды земельных участков.

Таким образом, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Краснодар.

Уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка и документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. По результатам рассмотрения уполномоченный орган подготавливает заключение о возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка (далее заключение). На основании положительного заключения уполномоченного органа, положительного решения экспертного межведомственного совета при главе муниципального образования город Краснодар, уполномоченный орган обеспечивает утверждение проекта границ земельного участка, подготовленного землеустроительной организацией на основании договора, заключенного с заявителем.

На основании заключения и утвержденного проекта границ земельного участка уполномоченный орган в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством (для размещения объектов движимого имущества).

При получении отрицательного заключения, в недельный срок, уполномоченный орган готовит лицу, заинтересованному в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения объектов движимого имущества) уведомление об отказе в предоставлении земельного участка.

После издания постановления главы муниципального образования город Краснодар о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения объектов движимого имущества) уполномоченный орган на основании кадастрового плана земельного участка, предоставляемого заинтересованным лицом, в недельный срок заключает договор аренды земельного участка (пункты 5.8- 5.11.Положения).

Таким образом, названное Положение не предусматривает предоставление земельных участков для размещения движимого имущества на торгах. Заключение об отказе администрации муниципального образования город Краснодар Ежовой Е.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка суду не представлено. Письмо от 18.09.2007г. N 23/03-1488 - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не является отказом уполномоченного органа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В судебном заседании Ежова Е.В. пояснила, что письмо Департамента архитектуры и градостроительства от 18.09.2007 г. она расценивает как отказ в предоставлении ей земельного участка.

Однако, заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.04 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Из материалов дела видно, что Ежова Е.В. обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия в предоставлении ей земельного участка согласно штампу о принятии ее заявления 18.12.2008 г., ходатайство о восстановлении срока обжалования с указанием уважительности причин пропуска срока к заявлению не приложено. При указанных обстоятельствах, пропуск срока для обжалования решений является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене судебного акта не имеется.

Судебные расходы возложить на заявителя жалобы. При подаче жалобы Ежова Е.В. оплатила в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 руб. по квитанции от 11.03.2009 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2009 года по делу N А32-27368/2008-39/385 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
О.Х.Тимченко
Судьи
В.В.Галов
М.Н.Малыхина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка