• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2009 года Дело N А55-455/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М., судей Кувшинова В.Е., Марчик Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В., с участием:

от заявителя - Иванова М.В. доверенность от 22 декабря 2008 г. N 507,

от главы городского округа Самара - Мостовая К.В. доверенность от 19 декабря 2008 г. N 01/04-1290,

от Малкиной Е.С.- не явился, извещен,

от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Слабожанова Е.А. доверенность от 28 мая 2009 г. N Д05-01/2010,

от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Казверова Е.А. доверенность от 18 ноября 2008 г. N 6090, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2009 г. по делу N А55-455/2009 (судья Асадуллина С.П.)

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

к главе городского округа Самара, г. Самара,

третьи лица:

Малкина Е.С., г. Самара,

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,

Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка и об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия главы городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо), выразившегося в неутверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Загорская, б/н, квартал N513, площадью 83,40 кв.м., на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и об обязании с учетом зонирования территории утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Загорская, б/н, квартал N513, площадью 83,40 кв.м., на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что обращения заявителя были своевременно рассмотрены первым заместителем главы городского округа Самара, на них были даны заключения от 03 июля 2008 г. N15-07-10/28210 (л.д. 46) и от 17 декабря 2008 г. NСП-9/-3351-0-1 (л.д.51), которыми первый заместитель главы г.о. Самара сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и указал, что до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков.

На испрашиваемую территорию принято постановление главы городского округа Самара от 18 мая 2007 г. N306 о подготовке документации по планировке территории.

Федеральным законом Российской Федерации N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. «О государственном кадастре недвижимости» установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков.

Критерии исполнения обязанности и выбора формы ее осуществления (в каком случае утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане, а в каком утверждается проект границ), установленной п.4 ст. 34 ЗК РФ и п.1 ст.21 ЗК РФ законом не определены.

Законодательством в период до 01 ноября 2008 года на уполномоченный орган местного самоуправления не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по утверждению в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Направление главой города Самары заключений в адрес Министерства имущественных отношений осуществлялись в период действия переходного периода, следовательно, это свидетельствует о том, что бездействие заинтересованного лица отсутствует.

Отказ заинтересованного лица по изготовлению и утверждению проекта границ, утверждению схемы расположения земельного участка не является предметом рассматриваемого спора.

Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса на органы местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность по формированию земельных участков как объектов земельных отношений согласно пункта 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ в рамках процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и согласно подпункта «п» пункта 4 статьи 24 Устава городского округа Самара от 10 июля 2006 г. N294, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса обязанность по формированию земельных участков как путем обеспечения изготовления и утверждения проектов границ земельных участков, так и посредством утверждения и выдачи заявителям схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложена на главу городского округа Самара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. «О государственном кадастре недвижимости» N66-ФЗ), 06 июня 2008 г. в адрес главы городского округа Самара было направлено обращение N12-1/1617/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Указанное обращение было получено адресатом 09 июня 2008 г., о чем свидетельствует штамп на экземпляре Министерства.

Ответы Департамента управления имуществом городского округа Самара и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не могут служить доказательством отсутствия бездействия главы городского округа Самара, так как они были направлены в адрес Министерства 19 декабря 2008 г. и 17 декабря 2008 г. соответственно, то есть по окончании действия переходного периода.

Факт передачи обращения Министерства органам, не уполномоченным на рассмотрение данных обращений, не может являться подтверждением отсутствия бездействия главы городского округа Самара, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка.

Заключение департамента от 03 июля 2008 г. не содержит информации об участке, в отношении которого дано соответствующее заключение, либо ссылку на номер обращения Министерства. Министерством обращение по испрашиваемому земельному участку в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самара не направлялось.

В судебном заседании представитель Министерство имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель главы городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара поддержал позицию Министерства имущественных отношений Самарской области, считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

Малкина Е.С. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

27 мая 2008 г. Малкина Е.С. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Загорская, б/н, площадью 83,40 кв.м., для использования под прилегающую территорию, необходимую для обслуживания котельной (далее - испрашиваемый земельный участок).

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и согласно подпункта «п» пункта 4 статьи 24 Устава городского округа Самара от 10 июля 2006 г., предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса РФ, обязанность по формированию земельных участков как путем обеспечения изготовления и утверждения проектов границ земельных участков, так и посредством утверждения и выдачи заявителям схем расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории возложена на главу городского округа Самара.

В трехдневный срок с момента поступления заявления, Министерство обязано направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ 06 июня 2008 г. в адрес главы городского округа Самара направлено обращение N12-1/1617/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Указанное обращение получено адресатом 09 июня 2008 г., о чем свидетельствует штамп на экземпляре Министерства (л.д. 47).

На указанное обращение 03 июля 2008 г. первым заместителем главы городского округа Самара руководителем Департамента управления имуществом городского округа Самара дано заключение о невозможности изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и ее утверждения (л.д. 46).

Основанием для отказа указано, что в связи с тем, что в настоящее время не определена форма вышеуказанной схемы и порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органов, осуществляющих кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, а также Министерством имущественных отношений Самарской области не представлены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий, рассмотрение вопроса об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий не представляется возможным.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории послужило то обстоятельство, что на испрашиваемую территорию принято постановление главы городского округа Самара от 18 мая 2007 г. N 306 о подготовке документации по планировке территории.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании бездействия главы городского округа Самара, выразившегося в неутверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г.) орган местного самоуправления на основании указанного заявления граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В решении суда верно указано, что обращение заявителя было своевременно рассмотрено первым заместителем главы городского округа Самара, на него было дано заключение от 03 июля 2008 г. N15-07-10/28210 (л.д. 46), которым первый заместитель главы г.о. Самара сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и указал, что до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков.

Судом правильно отмечено, что на испрашиваемую территорию принято постановление главы городского округа Самара от 18 мая 2007 г. N306 о подготовке документации по планировке территории.

Доводы Министерства о том, что действующее законодательство до 01 ноября 2008 года допускает изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, лишь в порядке исключения и о том, что обязанность органа местного самоуправления по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории может быть исполнена исключительно путем утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории либо путем представления мотивированного отказа от формирования испрашиваемого земельного участка, в связи с невозможностью испрашиваемого земельного участка быть объектом земельных правоотношений, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, правомерно были отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до принятия Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г.), орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация, на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса с учетом зонирования территорий, в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Федеральным законом РФ N 66-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 13 мая 2008 г. пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ был изменен. В новой редакции указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до 01 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. установлено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 ноября 2008 года признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Судом правильно указано, что Федеральным законом Российской Федерации N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. «О государственном кадастре недвижимости», установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков, а анализ положений пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 21 Федерального закона РФ N 66-ФЗ от 13 мая 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» позволил сделать правильный вывод, о том, что законодательством в период до 01 ноября 2008 года на уполномоченный орган местного самоуправления не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по утверждению в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, как это трактуется заявителем.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 года N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Исходя из изложенных обстоятельств и положений действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что направление главой города Самары заключения в адрес Министерства имущественных отношений осуществлялось в период действия переходного периода свидетельствует о том, что бездействие заинтересованного лица отсутствует.

Судом верно отмечено, что отказ заинтересованного лица по изготовлению и утверждению проекта границ, утверждению схемы расположения земельного участка не являются предметом рассматриваемого спора.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2009 г. по делу N А55-455/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Е.М.Рогалева
Судьи
В.Е.Кувшинов
Н.Ю.Марчик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-455/2009
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 июня 2009

Поиск в тексте