АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2009 года Дело N А51-495/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Колтуновой

рассмотрел в судебном заседании 09.06-16.06.2009 дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ориент-ДВ» к Администрации г.Владивостока третьи лица: Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г.Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края об оспаривании решения при участии в заседании:

от заявителя - Трухан Т.О., паспорт 0500 N 241209 выдан Первореченским РОВД г.Владивостока 27.03.2001, доверенность от 08.08.2008 сроком на 1 год;

от ответчика - Мальченко Я.О., удостоверение N2779, доверенность N1-з/64 от 12.01.2009 сроком действия до 31.12.2009; Клюева Е.В., удост. N 2645, доверенность N 1-з/904 от 06.03.2009 сроком до 31.12.2009

от Департамента - Червякова О.С., паспорт 0507 N 442403, доверенность N 1-10/583 от 16.02.2009 сроком до 31.12.2009;

от УМИГА - Мальченко Я.О., доверенность N1216-7693 от 31.12.2008 сроком действия до 31.12.2009

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Ориент-ДВ» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными требования администрации г.Владивостока, в предоставлении ООО «Ориент-ДВ» дополнительных документов на вырубку 32-х деревьев, подтверждающих соблюдение требований градостроительного законодательства на земельном участке, расположенном по ул.Волховская, 7, оформленное письмом N 19162СП от 16.12.2008. в настоящем судебном заседании представитель общества заявленные требования уточнил, просил:

- признать незаконным решение администрации г.Владивостока об отказе в выдаче порубочного талона ООО «Ориент-ДВ», оформленное письмом N19162СП от 16.12.2008;

- обязать администрацию г.Владивостока выдать ООО «Ориент-ДВ» порубочный талон на вырубку 32-х деревьев в связи со строительством жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Волховская, 7 в пятидневный срок со дня вынесения решения суда.

Представитель Департамента градостроительства Приморского края в судебном заседании заявил ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с непредставлением заявителем документов по проектной документации объекта капитального строительства.

Представитель общества по заявленному ходатайству возразил.

Представитель Администрации г.Владивостока, Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока ходатайство об отложении судебного разбирательства поддержал, считает, что вывод об этажности объекта строительства возможно сделать только после получения заключения из Департамента градостроительства Приморского края.

Судом ходатайство рассмотрено и отклонено как необоснованное. В обоснование заявленных требований представитель общества пояснил, что к заявлению от 17.11.2008 N19162 СП были приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 6.1.1 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г.Владивостока.

Представитель Администрации г.Владивостока заявленные требования оспорил, пояснил, что заявителю в выдаче порубочного талона было отказано в связи с тем, что компания-заявитель предоставила неполный пакет документов, предусмотренный пунктом 6.11 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г.Владивостока, а именно отсутствовали следующие документы: экспертное заключение государственной экспертизы по проектным материалам или справка Департамента градостроительства ПК о том, что объект не подлежит государственной экспертизе, схема подеревной съемки с нанесенными зелеными насаждениями, подлежащими сохранению, вырубке и пересадке и перечетная ведомость с указанием зеленых насаждений (включая газоны и цветники) попадающие в зону производства работ, раздел «Охрана окружающей среды».

Представитель Департамента градостроительства Приморского края по заявленным требованиям пояснил, что объект капитального строительства по ул.Волховская, 7 в г.Владивостоке относится к объектами капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Таким образом, оценка соответствия проекта экологическим нормам проводится органом государственной экспертизы проектов субъекта РФ - департаментом градостроительства ПК, в рамках проведения государственной экспертизы проекта.

Из материалов дела суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «Ориент-ДВ» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.2007 Инспекцией МНС по Фрунзенскому району г.Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным регистрационным номером 1072540000378, выдано свидетельство серии 25 N002862193.

13.02.1996 между Администрацией г.Владивостока и ОАО «Дальневосточное морское пароходство» заключен договор N002128 аренды земельного участка площадью 11 999 кв.м. в районе ул.Волховской, 17 с кадастровым номером ПК:28:4:016:0117:002 сроком на 35 лет (с учетом положений соглашения от 26.06.2004).

05.02.2007 между ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Ориент-ДВ» заключены соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды, в соответствии с пунктом 4 которого ОАО «Дальневосточное морское пароходство» передало ООО «Ориент-ДВ» в полном объеме свои права и обязанности по договору аренды от 13.02.1996 N002128.

31.08.2008 Администрацией г.Владивостока обществу с ограниченной ответственностью «Ориент-ДВ» выдано разрешение на строительство NRU25304000-78/2008 объекта капитального строительства - жилого дома на земельном участке общей площадью 2981 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивостока, в районе ул.Волховская, 7.

10.11.2008 общество с ограниченной ответственностью «Ориент-ДВ» обратилось в Управление Муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля Администрации г.Владивостока о выдаче порубочного талона на вырубку 32-х деревьев в связи со строительством жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: г.Владивосток, ул.Волховская, 7 (вх.N19162СП от 17.11.2008).

Письмом от 16.12.2008 N19162СП Управление муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля Администрации г.Владивостока отказало заявителю в выдаче порубочного талона в связи с отсутствием в пакете следующих документов:

- экспертное заключение государственной экспертизы по проектным материалам (в случае его отсутствия справку Департамента градостроительства Приморского края о том, что объект не подлежит государственной экспертизе);

-схема подеревной съемки с нанесенными зелеными насаждениями, подлежащими сохранению, вырубке и пересадке, М 1:500; Перечтная ведомость с указанием зеленых насаждений (включая газоны и цветники), попадающие в зону производства работ;

- раздел «Охрана окружающей среды». При этом управлением было указано, что схема подеревной съемки и перечетная ведомость должны быть согласованы с управлением охраны окружающей среды и природопользования Администрации г.Владивостока.

Посчитав, что отказ Управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля Администрации г.Владивостока не соответствуют положениям действующего законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, общество с ограниченной ответственностью «Ориент-ДВ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок выдачи порубочного талона и комплектность документов, подаваемых для оформления порубочных талонов определен Временными правилами содержания и охраны зеленых насаждений на территории г.Владивостока, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 21.07.2005 N83 (далее Временные правила).

Пунктом 6.1.1 Временных правил при новом строительстве, при ремонте или реконструкции зданий и сооружений и других объектов, при проведении капитального или текущего ремонта инженерных коммуникаций инженерных сетей порубочный талон выдается при наличии следующих документов:

- письмо заявителя с просьбой разрешить вырубку, обрезку или пересадку зеленых насаждений;

- постановление или распоряжение главы администрации города Владивостока на строительство объекта;

- разрешение на строительство;

- копия заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектным материалам;

- документы, удостоверяющие право собственности (пользования) на земельный участок;

- проект или схема (в масштабе 1:500), согласованные с владельцем территории, с указанием охранной зоны и зоны производства работ;

- ведомость с указанием зеленых насаждений (включая газоны и цветники), попадающих в зону производства работ;

- схема подеревной съемки с нанесенными зелеными насаждениями, подлежащими вырубке или пересадке;

- проект благоустройства;

- иные документы, подтверждающие соблюдение природопользователем требований природоохранного законодательства.

Как следует из материалов дела, заявителем представлены все документы из указанного перечня, в том числе схема подеревной съемки с нанесенными земельными насаждениями и перечетная ведомость с указанием зеленых насаждений, попадающих в зону производства работ.

При этом Временными правилами не установлена необходимость согласования схемы и перечетной ведомости с каким-либо органом государственной или муниципальной власти.

Также данным перечнем не предусмотрена обязанность предоставления Раздела «Охрана окружающей среды» и его отсутствие не могло быть основанием для отказа в выдаче порубочного талона. Кроме того, ответчиком данный документ мог быть запрошен дополнительно.

Пунктом 6.1 Временных правил предусмотрено, что вырубка, а также обрезка или пересадка деревьев и кустарников, снос или нарушение целостности растительного слоя при выполнении требований настоящих Временных правил могут быть разрешены в случае реализации всех видов строительства, реконструкции зданий, сооружений, благоустройства территории, утвержденных в установленном порядке и имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Требование управления о предоставлении заключения государственной экспертизы по проектным материалам суд также считает необоснованным, поскольку Федеральным законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были упразднены специализированные экспертизы, в том числе экологическая, и введена единая государственная экспертиза.

Согласно ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Оценка соответствия проекта экологическим нормам проводится органом государственной экспертизы проектов субъекта РФ - Департаментом градостроительства ПК, в рамках проведения государственной экспертизы проекта.

Заявителем в материалы дела представлена копия разрешения на строительство NRU25304000-78/2008 от 31.08.2008.

Порядок выдачи разрешения на строительство урегулирован статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. В частности, подпунктом 4 пункта 7 указанной статьи установлено, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство заявителем представляется в том числе и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Таким образом проектная документация на соответствие экологическим программам объекта строительства была проведена в процессе рассмотрения документов, представленных заявителем в Администрацию г.Владивостока для получения разрешения на строительство.

По правилам пункта 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации. Таким образом, обязанность получения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектным материалам у общества отсутствовала, а требование о предоставлении экспертного заключения государственной экспертизы Временными правилами не установлено. В то же время оценка соответствия проекта экологическим нормам не входит в компетенцию Управления муниципальных программ, мониторинга и контроля администрации г.Владивостока.

Исходя из изложенного, отказ административного органа о предоставлении дополнительных документов не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этом в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным решение администрации г. Владивостока об отказе в выдаче порубочного талона ООО «Ориент-ДВ», оформленное письмом N19162СП от 16.12.2008.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать администрацию г. Владивостока в течении двух недель с момента вступления решения в законную силу выдать ООО «Ориент-ДВ» порубочный талон на вырубку 32-х деревьев в связи со строительством жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу г.Владивосток, ул. Волховская, 7.

Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу ООО «Ориент-ДВ» 2000 руб. (две тысячи рублей) судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.

     Судья
Н.В.Колтунова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка