ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 года Дело N А55-9336/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Холодной С.Т., судей Кузнецова В.В., Драгоценновой И.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,

с участием:

от МП "Тольяттинское троллейбусное управление" - Явкин А.В. доверенность от 01.06.2009 года,

от Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области - Ильичева Е.Г. доверенность от 03.10.2007 года N 12/95,

от третьего лица - Селянская Т.А. доверенность от 05.12.2007 года N 12-19/330, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2009 г., в зале N 6, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская область, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2009 года по делу N А55-9336/2009, судья Гордеева С.Д., по заявлению Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г. Тольятти, Самарская область к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская область, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление", г. Тольятти (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 03.12.2008 года N 03-04/653/4283 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик при исчислении налога правомерно руководствовался информацией о кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в нормативном акте органа местного самоуправления, информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка получена в установленном законом порядке.

Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований МП «ТТУ» отказать.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из следующего: заявитель при исчислении земельного налога по спорным участкам и при подаче декларации опирался на стоимость участков, сведения о которой предоставлены уполномоченным органом - Мэрией города Тольятти. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС), не согласившись с выводами суда, также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований МП «Тольяттинское троллейбусное управление» отказать.

В апелляционной жалобе УФНС не согласно с выводами, изложенными в судебном акте суда первой инстанции. Указывает, что как следует из документов, представленных налогоплательщиком на проверку, расчёт и уплата налога на землю осуществлялась на основании справок о кадастровой стоимости, выданных Управлением земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти, то есть полученных из ненадлежащего органа.

В судебном заседании представители УФНС и налогового органа доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.11.2009 г. Просит в удовлетворении апелляционных жалоб Управления ФНС РФ по Самарской области и МРИ ФНС России N 2 по Самарской области отказать.

Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходил из следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленного заявителем расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, по результатам которой принято решение N 03-04/653/4283 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д.24-30 т.1). Указанным решением заявителю начислен земельный налог и пени.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены полностью.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Заявителем в налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года было заявлено 28 земельных участков с указанными кадастровыми номерами, площадь которых соответствует представленным в налоговый орган свидетельствам о праве пользования на землю.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ (в редакции федерального закона от 24.07.2007 года N 216-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2008 года) кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» обязанность по доведению до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и установлен порядок доведения таких сведений - по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Указанное Постановление Правительства РФ было опубликовано в Российской газете 12.02.2008 года, и вступило в законную силу с 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта с 01.01.2009 года.

В установленном названным постановлением порядке кадастровая стоимость земельных участков не могла быть доведена до сведения налогоплательщиков по состоянию на 01.01.2008 года, поскольку оно принято позднее. В связи с чем, суд указал, что заявитель правомерно руководствовался при исчислении земельного налога действовавшим на 01.01.2008 года порядком.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 г. N 257, сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, представляются в налоговые органы мэрией городского округа.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Суд установил, что согласно справкам о кадастровой стоимости мэрии городского округа Тольятти земли в границах земельных участков заявителя отнесены к прочим землям поселений.

Постановлением мэра г.о. Тольятти от 25.01.2007 года N 201-1/п «О внесении изменений в постановление мэра г.о. Тольятти N 9390-1/п от 16.10.2006 г. «О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах г.о. Тольятти» утвержден примерный перечень видов функционального использования земельных участков на территории г.о. Тольятти, в соответствии с п. 14.1 которого земли, предоставленные для оказания транспортных услуг, отнесены к прочим землям поселений. Указанное постановление опубликовано в газете "Городские ведомости" N 9 (622), 27.01.2007 г.

Постановлением мэра г.о. Тольятти N 9390-1/п от 16.10.2006 г. устанавливается, что предоставление информации о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Управлением земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти путем выдачи справки о кадастровой стоимости земельного участка при обращении физических или юридических лиц.

Суд обоснованно пришел к выводу, что заявитель при исчислении налога правомерно руководствовался информацией о кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в нормативном акте органа местного самоуправления, информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка получена в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 года государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 года N 254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области» утверждена государственная кадастровая оценка земель поселений г. Тольятти.

Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Указанное постановление применяется для целей налогообложения с 01.01.2009 г., поскольку в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Самарской области, определяется из расчета удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254. Следовательно, справка о кадастровой стоимости земельного участка, выданная Управлением земельных ресурсов мэрии г.о. Тольятти по состоянию на 01.01.2006 г., содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка, актуальные и по состоянию на 01.01.2008 г., поскольку в период с момента приобретения заявителем в собственность земельного участка по 31.12.2008 г. его кадастровая стоимость, а также вид разрешенного использования не изменялись.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.

Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2009 года по делу N А55-9336/2009 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
С.Т.Холодная
Судьи
В.В.Кузнецов
И.С.Драгоценнова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка