• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 года Дело N А55-11824/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В., судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г., с участием:

от заявителя - Никитина О.В., доверенность от 10.11.2008 г.,

от ответчика - Аксенова И.П., доверенность от 28.07.2009 г. N 28-07/35,

от третьего лица - Максарёв Е.Н., доверенность от 02.03.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 сентября 2009 года по делу N А55-11824/2009 (судья Бойко С.А.) по заявлению открытого акционерного общества «Автовокзалы и Автостанции Самарской области», город Самара, к Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, город Самара, третье лицо: Ассоциация «Межрегиональный автотранспортный союз», город Самара, о признании незаконным отказа в согласовании открытия межрегиональных маршрутов,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство транспорта) с привлечением в качестве третьего лица Ассоциации «Межрегиональный автотранспортный союз» (далее - Ассоциация) о признании незаконным отказа Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в согласовании ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» открытия межрегиональных маршрутов: Самара - Нижнекамск; Самара - Сочи; Самара - Кисловодск; Самара - Ростов; Самара - Балаково; Самара - Нижний Новгород; Самара - Николаевка; Самара - Оренбург; Самара - Октябрьский; Самара - Лениногорск (через Клявлино); Самара - Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино); Самара - Йошкар-Ола; Самара - Бузулук; Самара - Лениногорск (через Шенталу).

Решением суда заявленные требования Общества удовлетворены полностью.

Признан незаконным отказ Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в согласовании ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» открытия межрегиональных маршрутов: Самара - Нижнекамск; Самара - Сочи; Самара - Кисловодск; Самара - Ростов; Самара - Балаково; Самара - Нижний Новгород; Самара - Николаевка; Самара - Оренбург; Самара - Октябрьский; Самара - Лениногорск (через Клявлино); Самара - Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино); Самара - Йошкар-Ола; Самара - Бузулук; Самара - Лениногорск (через Шенталу).

Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» путем согласовании открытия межрегиональных маршрутов: Самара - Нижнекамск; Самара - Сочи; Самара - Кисловодск; Самара - Ростов; Самара - Балаково; Самара - Нижний Новгород; Самара - Николаевка; Самара - Оренбург; Самара - Октябрьский; Самара - Лениногорск (через Клявлино); Самара - Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино); Самара - Йошкар-Ола; Самара - Бузулук; Самара - Лениногорск (через Шенталу).

Министерство транспорта, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В жалобе указывает, что правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 года N 200 являются действующим нормативно правовым актом. Письма от 6 апреля 2009 года не являются официальным отказом, а предложением по предоставлению сведений.

Представитель Министерства транспорта в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель Общества считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в возражениях.

Представитель Ассоциации считает выводы суда законными и обоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии. В целях расширения сферы деятельности ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» было принято решение о приобретении дополнительного подвижного состава для организации новых межрегиональных автобусных маршрутов.

Для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов, Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.

Для решения вопроса об открытии инициатором (перевозчиком) разрабатываются и предоставляются в ассоциации (союзы - уполномоченные РАС) документы, перечисленные в п. 6 и 7 Порядка, а именно: схема маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.); расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха; заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом; документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств; документы перечисленные в п. 6 настоящего Порядка.

В соответствии с вышеназванным Порядком, Общество обратилось в ассоциацию «Межрегиональный автотранспортный союз» с вышеуказанными документами на открытие следующих межрегиональных маршрутов: Самара - Нижнекамск; Самара - Сочи; Самара - Кисловодск; Самара - Ростов; Самара - Балаково; Самара - Нижний Новгород; Самара - Николаевка; Самара - Оренбург; Самара - Октябрьский; Самара - Лениногорск (через Клявлино); Самара - Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино); Самара - Йошкар-Ола; Самара - Бузулук; Самара - Лениногорск (через Шенталу).

Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка, открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу п. 8 того же Порядка представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.

Ассоциацией «Межрегиональный автотранспортный союз», после установленной указанным выше Приказом Минтранса РФ N 178 экспертизы, в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области были направлены материалы на открытие вышеуказанных межрегиональных автобусных маршрутов, где перевозчиком выступает ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

17.02.2009 года письмами N 28/389-28/402, направленными в адрес Ассоциации Министерство сообщило о необходимости предоставления дополнительных документов, предусмотренных названным выше Приказом Минтранса РФ N 178, а именно: схем маршрутов, заявок на открытие маршрутов, копий учредительных документов, копии лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, документов, содержащих сведения о количестве и типе транспортных средств.

В связи с тем, что все требуемые документы были представлены перевозчиком - Обществом в Ассоциацию вместе с заявками на открытие маршрутов, но не были высланы Ассоциацией в адрес Министерства, Ассоциация устранила замечания Министерства и представила недостающие сведения письмом от 06.03.2009 года.

Однако, 06.04.2009 года Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области направило в адрес Ассоциации «Межрегиональный автотранспортный союз» сообщение об отказе в согласовании поименованных выше маршрутов, по которым перевозчиком выступает ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области».

Отказ Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области мотивирован тем, что в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N 200, для решения вопроса о целесообразности открытия указанных маршрутов необходимо определить потребность в перевозках пассажиров по ним маршрутам и составить технико-экономическое обоснование целесообразности их открытия и данную обязанность Министерство возлагает на заявителя.

Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что Общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии, а соблюдение перевозчиками правил, установленных Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 14 августа 2003 года N 178, является обязательным лицензионным требованием. Таким образом, заявитель не может осуществлять свою деятельность без соблюдения порядка осуществления данного вида деятельности установленного законодательством.

Решение вопроса о целесообразности открытия маршрутов для перевозки пассажиров и определение потребности в пассажирских перевозках лежит на Министерстве транспорта, исходя из толкования п. 14 Правил организации пассажирских перевозок, данная обязанность на перевозчика не возлагается.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» и Ассоциацией «Межрегиональный автотранспортный союз» в Министерство были представлены все документы, перечисленные в п. 6 и 7 Порядка.

Кроме того, п. 13 Правил, организация новых автобусных маршрутов производится в порядке, установленном ст. 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР. Однако, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 г. N 112 Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 утратил силу.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» правила перевозок пассажиров и багажа утверждаются Правительством РФ на основании настоящего Федерального закона.

В связи с этим, Правила организации пассажирских перевозок, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N 200 не соответствуют указанному выше Федеральному закону N 259-ФЗ и не могут применяться к правоотношениям, возникшим после его принятия.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для открытия новых межрегиональных автобусных маршрутов, поскольку ни «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» N 259-ФЗ, ни «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года N 112 не содержат дополнительного перечня документов, необходимых для открытия межрегиональных маршрутов.

Данный вывод подтверждается письмами Министерства транспорта РФ N НН-17/4962 и Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта N03-01/05-86ис от 20.05.2009 года.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В силу ст. 2 названного Закона при осуществлении лицензируемой им деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку основной (уставной) деятельностью заявителя является осуществление и организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, отказ Министерства в согласовании открытия вышеуказанных маршрутов препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности, чем нарушает законные права и интересы Общества.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.

Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 сентября 2009 года по делу NА55-11824/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
П.В.Бажан
Судьи
Е.М.Рогалева
Т.С.Засыпкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-11824/2009
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 ноября 2009

Поиск в тексте