ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2009 года Дело N А49-5107/2009

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 года В полном объеме постановление изготовлено 18 ноября 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Радушевой О.Н. и Селиверстовой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:

от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония N7» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2009 года по делу NА49-5107/2009 (судья: Мещерякова И.Н.) по иску ООО «Горводоканал» к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония N7» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области о взыскании 92.504 руб. 10 коп.,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (далее - ООО «Горводоканал») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония N 7» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области (далее - ФБУ «ИК N7» УФСИН по Пензенской области) о взыскании 101284 руб. 21 коп. - задолженности по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в период с 15.12.2008г. по 11.02.2009г.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2009 года принят отказ общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» от иска в части взыскания пени. Производство по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония N 7» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области о взыскании пени в сумме 3444 руб. 81 коп. прекращено.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью Горводоканал» удовлетворены. Расходы по госпошлине отнесены на ответчика. Взыскан с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония N 7» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» долг в сумме 101284 руб. 21 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 3526 рублей.

Не согласившись с принятым решением суда, Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония N7» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 11.09.2009 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония N7» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило.

ООО «Горводоканал», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, что дает право суду рассмотреть дело в отсутствии их представителей согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 11.09.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ООО «Горводоканал» и ФГУ «ИК N7» УФСИН по Пензенской области в редакции протокола согласования разногласий заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию N 670 от 01.07.2008г., в соответствии с условиями которого, истец обязался осуществлять отпуск питьевой воды из систем водоснабжения по водопроводным вводам и прием сточных вод в систему канализации по канализационным выпускам, а ответчик обязался соблюдать лимиты и режим отпуска питьевой воды и приема сточных вод, установленные договором, не превышать концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и своевременно оплачивать предоставляемые услуги (л.д. 17-20).

Контрольный колодец согласован сторонами.

В соответствии с п. 5.1. договора ответчик принял на себя обязательство производить оплату сброшенных сточных вод в соответствии с данными учета, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля, на расчетный счет или в кассу истца до 1-го числа месяца, следующего за расчетным в порядке, установленном п.5.5 договора: не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца.

Согласно п. 5.3. договора расчеты за сброс загрязняющих веществ и превышение нормативов водоотведения производятся на основании действующего законодательства и договора в размерах, установленных нормативными актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.

В соответствии с п.5.6. договора изменение платежей за сброс загрязняющих веществ производится: при обращении абонента с документальным обоснованием уменьшения сброса загрязняющих веществ по результатам проведенного обследования при контрольных проверках.

Порядок контроля за сбросом сточных вод установлен сторонами разделом 3 договора, в соответствии с которым представителями истца с участием представителя ответчика произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца, согласованного сторонами при заключении договора, для оценки качества воды по отношению к нормативным показателям (ПДК). Отбор проб производился в присутствии представителя абонента и был оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации для оценки качества воды по отношению к нормативным показателям (ПДК) N 448 от 15.12.2008 года (л.д. 21).

В соответствии с п.3.2. договора анализ сточной воды произведен лабораторией отдела контроля качества промышленных стоков ООО «Горводоканал», по результатам анализа составлен протокол результатов анализа проб сточных вод от 16.12.2008 г.(л.д. 22).

Результаты анализа сторонами не оспариваются.

По результатам проведенного анализа установлено превышение ПДК по ряду ингредиентов, в том числе: взвешенные вещества (85,0+8,5); сухой остаток (869,0+78,0); ХПК (520,0+125,0); фосфаты (по фосфору) 1,46; железо общее (1,3+0,26); нефтепродукты (1,09+0,27), медь (0,0048+0,0014), цинк (0,042+0,008); марганец (0,10+0,02); АПАВ (0,455+0,137).

18.12.2008г. в адрес ответчика направлены результаты анализа сточных вод от 15.12.2008г. (л.д. 23).

В соответствии с п.5.3. договора N670 расчет с Абонентом за сброс загрязняющих веществ и превышение нормативов водоотведения производятся на основании действующего законодательства и договора в размерах, установленных нормативными актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.

В соответствии со статьями 426, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации договор N670, заключенный между сторонами, является публичным договором.

Согласно п.4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с п.3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Данные положения подлежат применению к отношениям, связанным с подачей воды и приемом сточных вод, на основании п.2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 г. «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведенияи сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации N1310 от 31.12.1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В соответствии с п. 10.6 Постановления главы администрации г. Пензы N2081 от 29.10.2004 года «Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Пензы» за превышение норм ПДК вредных веществ в сточных водах, абоненты платят повышенную плату, которая устанавливается Правительством Пензенской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.2008г. N 350-пП утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области. Согласно п. 3 данного Порядка взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов производится организацией ВКХ за валовый сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами, который определяется как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую концентрацию по каждому загрязняющему веществу. При подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ. При расчете платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов используются нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», а также коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год (п.4. Порядка). Расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод (п.5. Порядка).

Постановлением главы администрации г. Пензы N1120 от 11.09.2007г. «О введение в действие нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации» были утверждены и введены в действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод с предельно допустимыми в них концентрациями загрязняющих веществ в сети городской канализации для всех форм собственности.

В частности, предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ составляет: взвешенные вещества - 250 мг/дм куб, сухой остаток - 1000 мг/дм куб, нефтепродукты - 0,17 мг/дм куб., железо общее - 0,3 мг/дм куб, медь - 0,003 мг/дм куб., фосфаты - 0,29 мг/дм куб, цинк - 0,026 мг/дм куб, марганец - 0,01 мг/дм куб, АПАВ - 0,22 мг/дм куб.

02.04.2009г. истцом в адрес ответчика направлен расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, сброшенных в период с 15.12.2008г. по 11.02.2009г. в сумме 91327 руб. 68 коп. (без НДС) (л.д.26).

В процессе рассмотрения дела истцом уточнен размер исковых требований и представлен новый расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ за период с 15.12.2008г. по 11.02.2009г. на сумму 101284 руб. 21 коп. с учетом НДС.

Поскольку расчет платы произведен истцом в строгом соответствии с пунктом 6.1. Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.2008г. N 350-пП, с применением всех составляющих формул расчета платы (коэффициентов, объемов сточных вод, нормативов платы и т.д.), суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310 12, 309, 426, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал 101284 руб. 21 коп. - плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает применение нормативов водоотведения по составу сточных вод, утвержденных постановлением Главы администрации г.Пензы от 11.08.2007г. N 1120, поскольку считает, что данные нормативы установлены только для предприятий, которые производят сброс производственных или смешанных вод, а не для учреждений.

Судебная коллегия не может принять данный довод по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», которым на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность определять порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ установлено, что средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, перечисляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом право по освобождению от ответственности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представлено. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Поскольку взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, поэтому плату за превышение концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, обязаны платить все предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности.

Прямого указания на то, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, не распространяются на учреждения постановление Главы администрации города Пензы N 1120 от 11.09.2007г. не содержит.

Данные нормативы являются едиными для всех, кто производит сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.Пензы, поскольку негативное воздействие, наносимое системам канализации и окружающей среде производится в равной степени как производственными предприятиями, так учреждениями и организациями. Кроме того, обязанность по уплате повышенной платы при превышении нормативов сброса загрязняющих веществ предусмотрены договором и действующим законодательством.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167, предусматривают ответственность в повышенном размере как средство воздействия за причиненный вред.

Другие доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя и уплачены им при подаче жалобы в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Оставить решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.09.2009 года по делу NА49-5107/2009 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.А.Серебрякова
Судья
О.Н.Радушева
Н.А.Селиверстова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка