ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2009 года Дело N А65-23489/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 18 ноября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 18 ноября 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А., с участием:

от заявителя - извещен, не явился,

от ответчика - извещен, не явился,

от третьего лица - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения «Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2009 года по делу N А65-23489/2009 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Городская клиническая больница N 12», г. Казань, Республика Татарстан, к Государственному учреждению «Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», г. Казань, Республика Татарстан,

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МУ «Управление здравоохранения Исполнительного комитета МО г. Казани», г. Казань, Республика Татарстан, о признании незаконным решения об отказе в заключении договора

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Городская клиническая больница N 12» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений, принятым судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (далее ответчик) о признании незаконным решения об отказе заключить договора на проведение в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан, выраженного в письме от 27.05.2009 г. N 2291.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2009 года по делу N А65-23489/2009 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения «Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» об отказе заключить договор с заявителем на проведение в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан, выраженное в письме от 27.05.2009 г. N 2291. на ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Ответчик Государственное учреждение «Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан»в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом неправильно применены нормы материального права.

Заявитель в отзыве указал, что считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06.02.2006 г. N 151 ОАО «ГКБ N12» с общим количеством взрослого населения 46 721 чел, прикрепленного к врачам общей практики, выполняет функции учреждения здравоохранения по оказанию медико-санитарной помощи жителям г. Казани, в том числе Авиастроительного района, дополнительной диспансеризации граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. от N 921, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 г. N 80н определено, что дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится учреждениями здравоохранения муниципального образования, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - учреждениями здравоохранения).

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 962 от 31.12.2008 г. «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2009 год» заявитель с 01.01.2009 г. оказывает бесплатные медицинские услуги в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.

15.01.2009 года заявителем заключен муниципальный контракт N 42 с МУ «Управление здравоохранения Исполнительного комитета МО г. Казани».

Арбитражный суд первой инстанции в решении указал, что письмом от 15.05.2009 г. заявитель обратился к ответчику для заключения договора на проведение в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Указанное письмо в материалах дела отсутствует, оно не исследовалось судом первой инстанции, указание о том, что это письмо обозревалось в судебных заседаниях и непосредственно исследовалось судом первой инстанции, отсутствует и в протоколах судебных заседаний, а поэтому ссылка суда на указанное письмо в решении является необоснованной.

Из материалов дела следует, что ответчик письмом от 27.05.2009 г. N 2291 на запрос заявителя о заключении договора на проведение в 2009 г. дополнительной диспансеризации работающих граждан, отказал заявителю в заключении такого договора.

В соответствии cо ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 и ст. 3 Закона Республики Татарстан от 18.06.1998 г. N 1659 «Об охране здоровья граждан» этими актами законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации регулируются отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Статьей 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 24.12. 2007 г. N 921 «О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» были определены Правила предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Данные Правила определяют условия предоставления субсидий бюджетам территориальных фондов, а также условия перечисления средств, поступивших в виде субсидий, учреждениям здравоохранения.

Субсидии предоставляются бюджетам территориальных фондов ежемесячно исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Дополнительная диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения муниципального образования, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения, направляются на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, указанных врачей), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации.

Учреждения здравоохранения должны представлять отчетность о расходовании полученных средств территориальным фондам ОМС.

Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06.02.2006 г. N 13 заявитель выполняет функции муниципального учреждения здравоохранения по оказанию медико-санитарной помощи жителям г. Казани.

Ответчик считает, что согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 921 дополнительная диспансеризация проводится учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, к каковым заявитель не относится, а поэтому письмо ответчика о невозможности заключения с заявителем договора о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2009 году не может нарушать права и законные интересы заявителя, как коммерческой организации.

Доводы ответчика обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи с тем, что в Постановлении N 921 термин «учреждение здравоохранения» применен не в качестве указания на организационно-правовую форму организаций здравоохранения, подпадающих под его действие, а как указание на объект здравоохранения. Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.07.2007г. N 2985/07.

Заявитель, являясь в соответствии со статьей 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан частным учреждением здравоохранения, выполняет согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06.02.2006 г. функции учреждения здравоохранения по оказанию медико-санитарной помощи жителям г. Казани, осуществлял деятельность на основании лицензий серии АА, ЛО-01 N 2693, 000075 регистрационный номер от 15.04.2004 г., N 269316-01-000347, N ЛО-16-01-000393 от 20.02.2009 г. и приложений к ним об осуществлении работ (услуг), выполняемых при амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (Приложение к лицензии серии ФС-1 N 0135733).

В соответствии с Уставом, Открытое акционерное общество «Городская клиническая больница N 12» создано с целью удовлетворения потребности населения г. Казани и Республики Татарстан в доступной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в условиях обязательного, добровольного и медико-социального страхования, а также оказания платных медицинских услуг на коммерческой основе. Одним из основных видов деятельности заявителя является лечебно-профилактическая медицинская помощь населению в амбулаторно-поликлинических условиях, плановая, скорая и неотложная медицинская помощь в стационаре по Программе государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи по Госзаказу.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12. 2008 г. N 962 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2009 год» заявитель оказывает бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан и включен в перечень данных организаций.

В целях организации оказания на территории г. Казани дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сфер образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани принято постановление от 06.02.2006 г. N 151 «О передаче функций муниципальных учреждений здравоохранения г. Казани по выполнению государственных заданий по оказанию дополнительной медицинской помощи иным учреждениям здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь» которым заявителю переданы функции по оказанию дополнительной диспансеризации граждан.

Допустимость произведенной передачи полномочий государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Авиастроительного района г. Казани в части оказания дополнительной диспансеризации граждан заявителю, подтверждается Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку муниципальное образование город Казань в соответствии с полномочиями, представленными ему статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», установило, что на определенной территории города Казани функции муниципального учреждения здравоохранения выполняет заявитель, то на заявителя, в части относящейся к выполнению им функций муниципального учреждения здравоохранения, распространяются все государственные гарантии, в том числе федеральные программы финансирования.

Иное применение фондом обязательного медицинского страхования законов и нормативных актов Российской Федерации ведет к ущемлению предусмотренных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья прав граждан на медико-социальную помощь в выполняющем функции муниципального учреждения здравоохранения на территории города Казани частном медицинском учреждении.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2009 года по делу N А65-23489/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
И.С.Драгоценнова
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка