ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 года Дело N А65-11126/2009
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ООО « Розторг-3»- представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2009 года по делу N А65-11126/2009 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению ООО «Розторг-3», г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Нижнекамск.
о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2009 N 2/17-0050 о назначении административного наказания по ст. 14.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО « Розторг-3» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - административный орган, налоговый орган) от 14.04.2009 N 2/17-0050 (л.д. 5) о назначении административного наказания по статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2009 года заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан от 14.04.2009 N 2/17-0050 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Розторг-3» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением штрафа в размере 30 000 рублей, в связи с малозначительностью административного правонарушения, обществу объявлено устное замечание.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции от 25 сентября 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 25 сентября 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 02.03.2009 налоговым органом была проведена проверка соблюдения обществом Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники», в результате которой выявлено, что обществом допущено нарушение, выразившееся в осуществлении налично-денежных расчетов при продаже покупателю упаковочного пакета стоимостью 2руб.90коп. без применения контрольно-кассовой техники. По результатам проверки составлен акт N100903 от 02.03.2009.
По факту нарушения налоговым органом с участием двух свидетелей составлен протокол об административном правонарушении N2/17-0050 от 17.03.2009. Заявитель на составление протокола об административном правонарушении не явился, о времени и месте его составления был извещен налоговым органом надлежащим образом, в том числе по юридическому адресу, подтверждением чему служат копии представленных служебного извещения о невручении телеграммы, описи подаваемых телеграмм, а также копия текста самой телеграммы.
Постановлением налогового органа от 14.04.2009 N2/17-0050 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. О надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении свидетельствуют копии телеграмм, служебных извещений о невручении телеграмм, а также описей подаваемых телеграмм.
Общество, не согласившись с постановлением налогового органа от 14.04.2009 N 2/17-0050, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ административным правонарушением признается продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена протоколом об административном правонарушении от 17.03.2009, актом проверки от 02.03.2009, объяснением продавца, подтвердившего факт продажи товара без применения контрольно-кассовой техники, письменными объяснениями Сагирова Д.Ф. - покупателя товара, показаниями работника налогового органа Федорова Е.В. Продавец Полевова Е.П., допрошенная арбитражным судом в качестве свидетеля, подтвердила, что не успела пробить чек при продаже пакета стоимостью 2 руб. 90 коп. Покупатель Сагиров Д.Ф., также допрошенный арбитражным судом в качестве свидетеля, ранее данные объяснения подтвердил.
В данном случае у заявителя имелась возможность для соблюдения необходимых норм и правил, однако, несмотря на это, он осуществил продажу товара с нарушением закона.
Доводы заявителя о проведении налоговым органом контрольной закупки являются неосновательными и опровергнуты показаниями покупателя товара, который не является лицом, проводившим проверку деятельности общества. Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о том, что купленный товар был возвращен обществу, а полученные от проверяющего деньги - возвращены.
Таким образом, суд считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В то же время, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Следовательно, применение правила о малозначительности административного правонарушения применимо и к статье 14.5 КоАП РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, исследовав собранные по делу доказательств в их совокупности, в соответствии с требованиями, содержащимися в статьях 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, принимает во внимание небольшую цену проданного товара (2 руб. 90коп.), отсутствие доказательств значительности ущерба, причиненного совершением административного правонарушения, отсутствие сведений о том, что совершение правонарушения повлекло наступление тяжелых последствий. Следовательно, заявителем не причинена существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Приведенные обстоятельства свидетельствует о малозначительности административного правонарушения. В этой связи, суд считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ и ограничившись объявлением устного замечания.
В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 25 сентября 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2009 года по делу N А65-11126/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.Захарова
Судьи
В.Е.Кувшинов
В.С.Семушкин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка