ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года Дело N А55-13756/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А., с участием:

от заявителя - Кузнецова Л.В., доверенность от 10 ноября 2009 года N 8 ,

от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Найдовский П.Е., доверенность от 06 мая 2009 года N 12-1968, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2009 года по делу N А55-13756/2009 (судья Черномырдина Е.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Секунда», г. Самара,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Секунда» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - УФРС по Самарской области, заинтересованное лицо) от 14 апреля 2009 года N 01/058/2009-112 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - открытая автостоянка по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17 и обязании зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем полностью соблюден порядок строительства и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, действовавший в 1997 году, то есть в период правоотношений по строительству и приемке в эксплуатацию автопарковки.

Представленные заявителем документы полностью соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - автопарковку в Едином государственном реестре прав.

Буквальное толкование положений постановления главы города Самары от 19 мая 1997 года N 692 свидетельствует о том, что вышеуказанным постановлением земельный участок площадью 780 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Мичурина, д. 17, предоставлялся заявителю для проектирования и строительства автопарковки.

Оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует положениям статей 17 и 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что на государственную регистрацию не были представлены разрешение на строительство автопарковки, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17, документы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию указанного объекта недвижимости, а также документы, подтверждающие предоставление ОАО «Секунда» земельного участка для строительства автопарковки.

Представленное на государственную регистрацию постановление главы г. Самары от 19 мая 1997 г. N 692 «О разрешении акционерному обществу открытого типа «Секунда» размещения автопарковки по ул. Мичурина в Ленинском районе» не содержит информации о разрешении на строительство автопарковки, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17, а также информации об отводе земельного участка именно для целей строительства автопарковки, расположенной по указанному адресу.

Документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры предоставления земельного участка для строительства, на государственную регистрацию представлено не было.

На государственную регистрацию представлены: акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 15 августа 1997 г., а также постановление главы г. Самары от 06 ноября 1997 г. N 1245 «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии», согласно которым в эксплуатацию принята автопарковка, расположенная по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д.17.

В свою очередь акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта автопарковки, расположенной по адресу: г. Самара, ул.Мичурина, около д.17, право на которую заявлено к регистрации, а также постановления главы г.Самары о его утверждении на государственную регистрацию представлены не были.

В судебном заседании представитель УФРС по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв с 11 ноября 2009 г. до 14 час. 00 мин. 18 ноября 2009 г.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением главы города Самара от 19 мая 1997 года N 692 заявителю разрешено размещение автопарковки с представлением в аренду сроком на 3 (три) года без права выкупа в собственность земельного участка площадью 780 кв.м. по ул. Мичурина, 17 в Ленинском районе г. Самары (л.д. 6-8).

Актом от 21 мая 1997 года N 8375 заявителю отведен земельный участок площадью 780 кв.м. в аренду на 3 года без выкупа в собственность под автопарковку (л.д. 52).

30 мая 1997 года заявителю выдано инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора г. Самара разрешение N 165 на выполнение строительно-монтажных работ автопарковки (л.д. 9).

30 июня 1997 года между заявителем и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары заключен договор аренды земельного участка N 26794 для использования под автопарковку (л.д. 15-16, 50).

Постановлением главы города Самары от 06 ноября 1997 года N 1245 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 15 августа 1997 года о принятии от заявителя автопарковки по улице Мичурина, 17 Ленинского района и заявителю разрешено ввести автопарковку в эксплуатацию с постановкой на собственный баланс (л.д. 10-14).

Объект недвижимости - автопарковка, площадью 780 кв.м., расположенная по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Мичурина, около дома 17, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от 30.06.2008 года и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0000000:0:1317 (л.д. 17-19).

04 марта 2009 года заявитель обратился в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - открытая автостоянка по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17.

Сообщением N 01/058/2009-112 от 14 апреля 2009 года УФРС по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости (л.д. 20-22).

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В качестве оснований для отказа в регистрации УФРС по Самарской области указано на то, что представленное на государственную регистрацию постановление главы г. Самары от 19 мая 1997 г. N 692 «О разрешении акционерному обществу открытого типа «Секунда» размещения автопарковки по ул. Мичурина в Ленинском районе» не содержит информацию о разрешении на строительство автопарковки, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17, а также информации об отводе земельного участка именно для целей строительства автопарковки, расположенной по указанному адресу, на государственную регистрацию не было представлено разрешение на строительство автопарковки, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17, документы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию указанного объекта недвижимости, а также документы, подтверждающие предоставление ОАО «Секунда» земельного участка для строительства автопарковки.

На государственную регистрацию представлены: акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 15 августа 1997 г., а также постановление главы г. Самары от 06 ноября 1997 г. N 1245 «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии», согласно которым в эксплуатацию принята автопарковка, расположенная по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д.17.

В свою очередь акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта автопарковки, расположенной по адресу: г. Самара, ул.Мичурина, около д.17, право на которую заявлено к регистрации, а также постановления главы г. Самары о его утверждении на государственную регистрацию представлены не были. Поэтому, по мнению регистрирующего органа, документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав, не регистрацию не представлены.

Согласно статье 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу положений статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с п.п. 1, 8 постановления Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) подлежат приемке государственным приемочным комиссиям. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.

Положениями п. 7.18 временных правил застройки г. Самары, утвержденных постановлением Главы г. Самары от 17 августа 1995 года N 1053 и п. 7.6 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденных Постановлением Госстроя ССР 21 апреля 1987 года N 84, построенный объект считается принятым в эксплуатацию после утверждения акта государственной приемочной комиссии в администрации города.

Постановлением главы города Самары от 06 ноября 1997 года N 1245 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 15 августа 1997 года о принятии от заявителя автопарковки по улице Мичурина, 17 Ленинского района и заявителю разрешено ввести автопарковку в эксплуатацию с постановкой на собственный баланс (л.д. 10-14).

Судом правильно указано в решении, что анализ представленных заявителем документов (постановление главы города Самары от 19 мая 1997 года N 692, договор аренды земельного участка от 30 июня 1997 года N 26794 для использования под автопарковку, разрешение инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Самара от 30 мая1997 года N 165 на выполнение строительно-монтажных работ автопарковки, акт государственной приемочной комиссии о приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию строительного надзора г. Самара от 15 августа 1997 года, постановление главы города Самары от 06 ноября 1997 года N 1245 об утверждении вышеуказанного акт и разрешении ввода автопарковки в эксплуатацию с постановкой на баланс заявителя, кадастровый паспорт объекта недвижимости) свидетельствуют о том, что заявителем полностью соблюден порядок строительства и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, действовавший в 1997 году, то есть в период правоотношений по строительству и приемке в эксплуатацию автопарковки и что представленные заявителем документы полностью соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - автопарковку в Едином государственном реестре прав.

С учетом того, что в соответствии с п.п. 3.2, 4.3, 4.5 постановления главы г. Самары от 19 мая 1997 года N 692: Управление главного архитектора города обязано разработать и выдать застройщику архитектурное задание на проектирование автопарковки; заявитель обязан разработку проекта автопарковки вести в строгом соответствии с требованиями Управления главного архитектора города, изложенными в архитектурно-планировочном задании; заявитель обязан по окончании проектирования представить проект в Управление главного архитектора города на согласование и получить разрешение на право производства строительных работ в инспекции Госархстройнадзора суд пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанным постановлением земельный участок площадью 780 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Мичурина, д. 17, предоставлялся заявителю для проектирования и строительства автопарковки.

Довод заинтересованного лица о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку указанный в них адрес объекта недвижимости - автопарковки (г. Самара, Ленинский район, ул. Мичурина, 17) не совпадает с адресом автопарковки, указанном в кадастровом паспорте объекта недвижимости (г. Самара, Ленинский район, ул. Мичурина, около дома 17), суд правомерно признал необоснованным с учетом того, что письмом Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 07 июля 2009 года N 14/10850 (л.д. 23), а также картографическими материалами земельного участка, занятого автопарковкой, полностью подтверждается тот, факт, что автопарковка, указанная в постановлении главы города Самара от 19 мая 1997 года N 692, разрешении инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Самара от 30 мая 1997 года N 165 на выполнение строительно-монтажных работ автопарковки, акте государственной приемочной комиссии о приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию строительного надзора г. Самара от 15 августа 1997 года, постановлении главы города Самары от 06 ноября 1997 года N 1245 об утверждении вышеуказанного акта и разрешении ввода автопарковки в эксплуатацию с постановкой на баланс заявителя, и автопарковка, указанная в кадастровом паспорте объекта недвижимости от 30 июня 2008 года, является одним и тем же объектом недвижимости.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 14 апреля 2009 года N 01/058/2009-112 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - открытая автостоянка по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около д. 17, является незаконным и в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы, приведенные УФРС по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2009 года по делу N А55-13756/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Е.М.Рогалева
Судьи
П.В.Бажан
Т.С.Засыпкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка